Меню Рубрики

Полезные ископаемые россии таблица география 8 класс

План конспект урока Полезные ископаемые России 8 класс.

Вложение Размер
praktich._raboty_po_geograf..docx 27.29 КБ
plany-harakteristiki_po_geografii.doc 43 КБ
poleznye_iskopaemye_rossii.doc 48.5 КБ

6 класс (68 ч, 2 ч в неделю или 35 ч. 1час в нед.)

1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов (их использование, изменения, охрана).

3. Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба. 2. Надписать названия материков и океанов.

4 . Ориентирование на местности.

5. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов).

6 Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

7. Топографический диктант.

8. Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.

9. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность).

10. Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность.

11. Характеристика карты (или ее части) своей местности.

12. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).

13. Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.

13. Изучение рельефа своей местности.

14. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа. Описание земной коры.

15. Характеристика карты океанов.

16. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

17. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря.

18. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. Описание гидросферы.

19. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).

20. Описание климата своей местности. Описание атмосферы.

21. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

22. Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года.

23. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

24. Составление полного описания географического комплекса своей местности.

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ

7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

1.Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информация (учебником, картами, справочниками); составление по ним летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи.

2.Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

3.Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

4.Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).

5.Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши.

6. Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии.

7. Обозначение на контурной карте направлений миграций людей в прошлом и в настоящее

время, стран, в которых в настоящее время происходят особые природные явления, а также важные события в жизни народов

8. Изображение на контурной карте природных поясов и особых (азональных) аквальных комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственно деятельности на нем в одном из океанов (по выбору)

9. Сравнительная характеристика природы двух океанов — (по выбору).

10. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.

11.Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

12. Анализ климатических диаграмм: сопоставление их с показателями климатической карты; оценивание климатических условий на материке для жизни населения.

13. Определение причин разнообразия природных зон материка.

14. Описание по картам атласа природных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

15. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.

16. Обоснование причин современного размещения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.

17. Описание по картам и тексту учебника одного из островов Океании.

18. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

19. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся).

20.Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).

21. Сравнение природы Арктики и Антарктики; объяснение причин полученных результатов сравнения.

22. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяй| ственной деятельности населения .

23. Составление описания путешест-вия по одной из стран континента с определением особен ностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

24.Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности

25.Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

26. Обозначение на контурно карте стран, сгруппированных по различным признакам

2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы или зарубежной Азии

27. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.

28. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА 8 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Автор И. И. Баринова

1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

6. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и кли-матограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

7. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.

8. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

9 Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

10 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

11. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

12. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

13. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

14. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

15. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

16. Составление карты «Природные уникумы России».

17. Характеристика экологического состояния одного из
регионов России (по выбору).

9 класс ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Автор В. П. Дронов

1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

2. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

4. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

5. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

6. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

8. Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.

9. Моделирование вариантов нового районирования России.

10. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

11. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

12. Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

13. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона.

14. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

15. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

16. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

17. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.

18. Экологические и водные проблемы Волги — оценки и пути решения.

19. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.

20. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

21. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтай-ского) района для жизни и быта человека.

22. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.

23. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

24. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.

25. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.

26. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

27. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.

  1. Географическое положение.
  2. Направление горных хребтов, крутизна склонов.
  3. Протяженность хребтов (км).
  4. Преобладающая высота.
  5. Наибольшая высота (координаты вершины).
  6. возраст, происхождение.

План характеристики равнин

5.Протяженность с запада на восток и с севера на юг (км).

План характеристики океана

2.Площадь. Место среди других океанов.

4.Преобладающие и наибольшие глубины.

6.Транспортные морские пути.

2.Внутреннее или окраинное.

3.Очертание берегов и площадь.

5.Наибольшая и преобладающая глубина.

5.Зависимость направления и характера течения от рельефа.

План характеристики озера

План характеристики погоды

1.Название месяца, сезона года.

2.Высота Солнца над горизонтом ( для каждого сезона).

6.Количество и виды осадков.

План характеристики карты

1.вид карты по охвату территории.

План описания географического положения материка

1.Площадь материка и его место среди других материков.

2.Расположение материка относительно экватора, тропиков (полярных кругов), нулевого и 180-го меридиана.

3.Крайние точки материка, координаты. Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

4.Характер очертания берегов.

5.Расположение в климатических поясах.

6.Океанов, моря, омывающие материк.

  1. Расположение относительно других материков.

План характеристики рельефа территории

  1. Общий характер поверхности. Общие закономерности.
  2. Расположение форм рельефа по изучаемой поверхности.
  3. Наибольшие, наименьшие и преобладающие высоты.

План характеристики формы рельефа

  1. Расположение на материке.
  2. Приблизительная площадь и её сравнение с площадью материка.
  3. Наибольшие, наименьшие и преобладающие высоты.
  4. Происхождение (процессы)

План характеристики климата

  1. Географическое положение.
  2. Тип климата (климатический пояс и область).
  3. Климатообразующие факторы.
  4. Средние температуры января и июля, температурные максимумы и минимумы.
  5. Количество осадков и их распределение в течение года.
  6. Господствующие ветра (по сезонам).

План характеристики климатодиаграмм.

1.Расположение (материк, его часть).

3.Количество осадков. Распределение осадков по месяцам.

4.Характерный тип климата (климатический пояс и области).

1.Расположение на материке относительно других форм рельефа.

  1. Характер течения (равнинная или горная).

4.По какой местности протекает.

  1. Изменение стока по временам года.
  2. Притоки реки.
  3. Расположения устья.
  4. Характер использования человеком.
  5. Экологические проблемы.

План характеристики природной зоны

1.Географическое положение, границы.

План характеристики населения материков

1.Народы, населяющие данную территорию.

2.Распределение населения по материку(плотно заселенные территории и менее заселенные территории, причины).

3. Средняя плотность (в целом для материка и по отдельным регионам).

План характеристики страны

1.Географическое положение, границы, пограничные государства, столицы.

2.Особенности рельефа (общий характер поверхности, полезные ископаемые).

3. Климатические условия (климатические пояса , средние температуры января и июля, годовое количество осадков).

4. Внутренние воды (крупные реки, озера, водохранилища и др.).

5. Природные зоны и их особенности ( почвы, растительность, животный мир).

  1. Население (основные расы, народы и их хозяйственная деятельность).

План характеристики географического положения океана

  1. Расположение относительно полушарий, экватора, тропиков, нулевого меридиана и 180 меридиана.
  2. Омываемые материки.
  3. Граничащие океаны (проливы).
  4. Расположение в климатических поясах.

1.К бассейну, какого океана относится.

2.Какие части материка омывает.

3. Особенности береговой линии.

План характеристики природно-территориального комплекса (птк)

  1. географическое положение.
  2. геологическое строение и полезные ископаемые.

4 .Климат ( климатические пояса и области ,средние температуры января и июля, амплитуда температур, среднегодовое количество осадков , коэффициент увлажнения ,годовая сумма температур выше + 10 С, возможность природных условий для сельскохозяйственного использования территории ).

План характеристики природных ресурсов

  1. общие запасы и концентрация на единицу площади).
  2. Качество, состав.
  3. Условия залегания (глубина, мощность пластов).
  4. Сочетание с другими видами полезных ископаемых, возможность их совместного использования.
  5. Освоенность территории.
  6. Транспортные возможности.
  7. Вывод о рациональном использовании с учетом влияния на окружающую среду.

План характеристики населения

1.Численность. Естественный и механический прирост.

3.Плотность, особенности размещения населения.

Тема «Полезные ископаемы России».

Цель урока : — сформировать у учащихся представления о связи минеральных ресурсов с геологической историей, глубинным строением и рельефом.

-обобщить материалы, полученные в курсе 6 класса.

— выявить причинно-следственные связи разнообразия полезных ископаемых на территории нашей страны.

Оборудование : физическая карта России, тектоническая карта России.

Интерактивная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России

2. Проверка домашнего задания.

  1. Связь геологической истории с тектоническим строением. Доказать на примерах.
  2. Связь геологической истории с составом горных пород, полезных ископаемых.
  3. Связь геологической истории с рельефом.

3. Изучение нового материала.

Объяснение нового материала начинается с выяснения следующих вопросов:

  1. Какими полезными ископаемыми богата Евразия?
  1. Чем объяснить различие в размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения?

3. Дать определение понятиям «минерал», «горная порода».

Далее идет рассказ о минеральных ресурсах, особенностях их формирования (рис. 156, стр. 43), размещения по территории страны, экологических проблемах, связанных с их добычей.

Читайте также:  Чем полезен хлеб проект детский сад

Связь между историей района и составом горных пород существует. Если на новейшем этапе своего геологического развития район развивался как складчатая область, то соответственно в нем формируются мощные толщи базальтов, туфов, а также морские отложения — известняки, глинистые сланцы, широко распространены и метаморфические; породы — мрамор, кварцит.

В областях складчато-глыбовых гор широко распространены магматические горные породы (Забайкалье, Саяны, Урал).

На платформах преобладают осадочные породы — мел, гипсы, соли. Эти горные породы имеют меньшую мощность и горизонтальное залегание.

Среди полезных ископаемых выделяют горючие, рудные (металлические), нерудные (неметаллические). По условиям образования выделяются магматические, осадочные и метаморфические. К магматическим относится большая часть металлических п/и, к осадочным — преимущественно неметаллические и горючие, а к метаморфическим — металлические, и неметаллические ( мрамор, кварцит, графит).

Знание связей геологической истории и условий образования п/и геологического строения и размещения их в различных районах позволяет целенаправленно, на научной основе вести их поиск и разведку.

В России выявлены крупные запасы угля, солей, природного газа торфа, марганцевых руд, никеля, бокситов, ртути.

Все эти полезные ископаемые образуют минерально-сырьевую базу страны. Для минерально-сырьевых ресурсов страны характерны следующие черты:

  • огромное их количество;
  • крайняя неравномерность размещения;
  • большое различие в условиях эксплуатации;
  • возможность частичной компенсации истощенных месторождений п/и путем разведки и освоения новых месторождений.

Более детально мы будем рассматривать п/и при изучениии крупных районов России.

При разработке пол/иск возникают противоречия: чем больше мы добываем, тем меньше их остается. Что же делать?

1. Необходимо не снимать «сливки», а извлекать п/и из недр как можно полнее. В настоящее время удается извлечь половину разрабатываемой нефти, а остальное остается в нефтеносных пластах.

2. Следует повысить комплексность переработки. В природе практически нет чистых химических элементов. Необходимо добиваться извлечения не только основного компонента, но и попутных.

3. Необходимо повысить глубину переработки природного сырья. Из добытой нефти в настоящее время перерабатывается около половины. Получающийся остаток — мазут — сжигается в топках. При переработке руд меди около трети ее выбрасывается в отвал.

Таким образом, основным направлением использования п/и на ближайшие годы должно стать не увеличение объема их добычи, а более экономное и рациональное использование.

источник

Конспект урока по географии для 8 класса

Тема урока: минеральные ресурсы России.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: устный опрос, письменный опрос

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель выводит на экран слайды 10 объектов рельефа одновременно показывает их на физической карте учащиеся должны написать их географические названия

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов –«4»; 6-7 правильных ответов –«3»; менее 6 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

1) Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).

2) Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).

3) Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).

4) Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.

( Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся — в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)

По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I. Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II. Металлические — руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

III.Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1) По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2) Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3) Определите основные месторождения угля и нефти.

4) Определите размещение месторождений железных руд.

5) Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6) К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

7) Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

8) Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. ( Работа с картой).

Железные руды — Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды — Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды — Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) — Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.

Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Поваренная соль — Поволжье (озеро Баскунчак).

Нефть — Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.

Газ — север Западной Сибири.

Каменный уголь — Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.

Бурый уголь — Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.

Алмазы — Якутия, Архангельская область.

Полученные сведения учащиеся заносят в таблицу:

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.

Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %

Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи ( записать в тетради ):

1.Открытая добыча руды — (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).

2.Водооткачка и водозабор — (иссушение территории, обрушение и просадка грунта

3.Добыча строительных материалов — (образование карьеров)

Закрепление. Самостоятельно назвать:

1.Месторождение золота. (Бодайбо)

2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)

3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)

4. Месторождение железной руды. (КМА)

5. Месторождение газа. (Уренгой)

6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)

7.Полуостров апатитов. (Кольский)

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»; менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Для тех, кто хочет знать больше.

Растения помогают геологам

Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим

растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.

Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.

При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков — появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску.

Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.

Домашнее задание: § 7, на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.

источник

Цели: повторить изученный материал, выявить уровень его усвоения учащимися.

  • Определить уровень знаний учащихся основных понятий, размещения основных форм рельефа, полезных ископаемых
  • Проверить умение работать с различными видами географических карт, а также умение показывать на карте основные формы рельефа
  • Формирование умений использования известных средств для решения поставленных задач методом сравнения, сопоставления и анализа
  • Дальнейшее развитие логического мышления, речи, поиска решений
  • Формирование навыков рефлексивно оценить результаты собственной учебной деятельности.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Мотивация. Постановка задач.

Скалистые районы с бурными реками, озерами и водопадами.

Поражает их красота и суровость.

Бескрайние равнины с лесами, холмами, спокойными реками.

Притягательное безмолвие болот. Величие гор с заснеженными вершинами.

Устрашающее дыхание вулканов.

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О рельефе)

– Рельеф России мы изучали несколько уроков. Что же мы сегодня будем делать?

Итак, наша цель – повторить изученный материал и выявит уровень наших знаний.

1) Для того, чтобы настроиться на работу, ответим на несколько вопросов.

  1. Что такое рельеф?
  2. Какие крупнейшие формы рельефа суши мы знаем?
  3. Как различают горы по высоте?
  4. Как различают равнины по высоте?
  5. Какая форма рельефа преобладает в нашей стране?
  6. Где расположены горы?
  7. Самая высокая гора России
  8. Самые длинные горы России
  9. Платформа – это
  10. Щит – это
  11. Месторождение –
  12. Выветривание – это

2) Известный путешественник Н.Н. Пржевальский сказал: «А еще жизнь прекрасна, потому что можно путешествовать».

Путь всегда начинается с карты. Проверим, как мы умеем работать с картой. Найдите карточку №1. Вам необходимо показать данные географические объекты. Обратите внимание, один из них зашифрован географическими координатами. (Работа в парах, 6 вариантов, учащиеся показывают географические объекты на карте у доски).(Приложение № 1)

У моей России горы величавы
Выросли грядами, гордые, как павы
У моей России бескрайние просторы,
Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.
Отправляйся в горы, пройдись по равнине
Все, что ты увидишь – все – моя Россия
Горы – к небу, вдаль – равнины
Дюны, впадины, барханы –
Все это рельеф России
Е.И. Басалгина

Итак, на ваших партах текст. Прочитайте, пожалуйста, и определите – о каком географическом объекте идет речь. Докажите свою точку зрения. (Приложение № 2)

4) Люди исследуют глубины Земли, проникают в кратеры вулканов, изучают горные породы из космоса.

– Зачем люди исследуют глубины?

– Какие бывают полезные ископаемые?

– Каким тектоническим структурам они соответствуют?

Найдите, пожалуйста, карточку № 3.(Приложение № 3). Найдите соответствие: полезное ископаемое – где размещается на территории России. Для этого поставьте номер с экрана.Презентация № 2 (слайд 2)

Давайте проверим. (Слайд № 3)

5) Маленький мальчик, увидев в книжном магазине книгу с названием «Жизнь гор. Молодость и старость» очень возмутился: «Горы не дерево! Они не могут расти и стареть, они не живые». А как вы думаете?

Читайте также:  Презентация на тему полезные ископаемые 2 класс окружающий мир

Три человека работают у магнитной доски. Вам необходимо расположить формы рельефа в соответствии с внешними экзогенными факторами.(Приложение № 4.)

– Какие еще процессы, кроме экзогенных, изменяют рельеф?

– Что остается в результате хозяйственной деятельности?

6) Многие природные явления представляют большую опасность для человека

– Какие вы знаете опасные природные явления?

Человек, порой, бессилен перед стихийными природными явлениями. Но человек может попытаться избежать большого количества разрушений и жертв.

Давайте подумаем вместе. (Проблемный вопрос).

– Каковы последствия землетрясений?

– Как избежать разрушений и жертв? (Учащиеся выдвигают свои гипотезы).

– Каковы последствия оползней?

– Каковы ваши предложения для того, чтобы избежать разрушения почвы? (Гипотезы)

А.П.Чехов сказал: «Россия – громадная равнина, по которой носится лихой человек». Россиястрана великих равнин. Она богата полезными ископаемыми. Равнины давно освоены человеком. Человек все глубже проникает в недра земли, добывая все больше и больше полезных ископаемых. Но он оставляет на «теле» Земли раны. Человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. Иначе природа начинает «мстить» человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения. Они как бы напоминают человеку, что человек является частью природы, а не ее хозяином. Древняя индийская мудрость гласит: «Мы не унаследовали землю у наших отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

– Какую цель мы поставили в начале урока?

А теперь каждый проанализируйте нашу работу и скажите:

– Где вам было трудно, на каком этапе?

– Какие задания у вас вызвали затруднения?

Для того, чтобы еще раз проверить себя, мы выполним небольшой тест (Приложение № 5), но прежде я объясню домашнее задание. Оно состоит из трех заданий разной сложности. Постарайтесь выполнить все задания. (Приложение № 6)

Информационные ресурсы:

  1. География России. Учебник для 8 класса под ред. А.И.Алексеева. – М.: Просвещение
  2. Географический атлас. 8 класс
  3. Николина В.В. География. 8 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся
  4. Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа
  5. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа
  6. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. – М.: Дрофа
  7. Ресурсы Интернет

источник

Задачи: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений по­лезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископае­мыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

I. Проверка знаний и умений по теме «Главные черты рельефа России».

Возможные варианты проверки:

1. Географический диктант. Проводится с целью проверки зна­ния номенклатуры географических объектов. Учитель показывает на физической карте 10 объектов рельефа, учащиеся должны напи­сать их географические названия.

2. Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся, используя таблицы «Анализ рельефа равнин» и «Анализ рельефа гор», должны описать какую-либо форму рельефа. В результате этой работы проверяется умение сопоставлять физическую и тек­тоническую карты России.

3. Фронтальная беседа проводится по основным вопросам пре­дыдущего урока и включает устные задания по физической и тек­тонической картам России.

1) Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физиче­ской картой России).

2) Размещение гор и равнин на территории страны (ответ уче­ника должен опираться на знания физической картины России).

3) Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причин­но-следственные связи между рельефом и тектоническим строени­ем).

4) Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

5. Письменная проверочная работа по вариантам.

Пользуясь необходимыми картами, установите взаимосвязи

между тектоническими структурами и формами рельефа, ответы запишите в таблицы.

Соответствие тектонических структур формам рельефа

Область байкальской складчатости Область каледонской складчатости Область мезозойской складчатости Область кайнозойской складчатости

Соответствие форм рельефа тектоническим структурам

Сихотэ-Алинь Г оры Камчатки Западно-Сибирская равнина Среднесибирское плоскогорье Алданское нагорье Г оры Бырранга Уральские горы

6. Проверка домашнего задания должна включать проверку практической работы № 3, которая выполнялась учащимися в ра­бочих тетрадях.

Учитель. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Зем­ли. Полезные — потому что служат человеку, т. е. по его воле пре­вращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Определение «полезные ископаемые» и их виды желательно записать в тетрадь, также необходимо добавить определения «ме­сторождение», «бассейн».

Полезные ископаемые — это природные минеральные образова­ния в земной коре неорганического и органического происхождения, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естест­венном виде как сырье или после соответствующей переработки.

По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I. Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II. Металлические — руды черных, цветных, редких, благород­ных и радиоактивных металлов.

III. Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драго­ценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

1. Учащиеся уже знают из курса географии материков и океа­нов о размещении полезных ископаемых магматического и осадоч­ного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся сле­дующие вопросы и задания:

1) По карте определите, какими полезными ископаемыми бога­та территория нашей страны.

2) Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3) Определите основные месторождения угля и нефти.

4) Определите размещение месторождений железных руд.

5) Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6) К каким структурам приурочены месторождения полиметал­лических руд?

7) Почему месторождения руд приурочены к горным масси­вам?

8) Какими полезными ископаемыми богата территория вашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтвержда­ет наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность оса­дочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхожде­нием. Магма и горючие магматические растворы, из которых обра­зовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещи­нам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

2. Практическая работа № 4 «Определение и объяснение зако­номерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых». Эта работа позволяет закрепить сформулированные ранее выводы о зависимости набора полезных ископаемых от тек­тонического строения и об обеспеченности России основными ви­дами полезных ископаемых и особенностях их размещения по тер­ритории страны. Задания приведены в рабочей тетради на с. 40-41.

3. На этом этапе урока необходимо сформировать понятие «минерально-сырьевая база Росси» и записать его в тетрадь.

Минерально-сырьевая база России — это совокупность всех по­лезных ископаемых, расположенных на территории нашей страны.

Характерные черты минерально-сырьевых ресурсов России можно прочитать в учебнике на с. 46.

4. Очень важный вопрос — охрана недр.

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обес­печивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим стра­нам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных иско­паемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоря­жались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании по­лезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонен­тов, содержащихся в руде, комплексным использованием мине­ральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полез­ных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ис­копаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47).

I. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 7, закончить практическую работу № 4, знать ключевые слова и номенклатуру бассейнов полезных иско­паемых выучить.

источник

Урок 8. Минеральные ресурсы России. Минеральные ресурсы Мордовии

Цели урока: сформировать у учащихся представления о связи минеральных ресурсов с геологической историей, глубинным строением и рельефом; обобщить материалы, полученные в курсе 6 класса; выявить причинно-следственные связи разнообразия полезных ископаемых на территории нашей страны.

Оборудование: физическая карта России, тектоническая карта России; коллекция полезных ископаемых

II. Проверка домашнего задания.

1. Повторение терминов в виде письменного диктанта.

Платформа, щит, складчатые области, возрожденные горы, молодые горы, осадочный чехол, фундамент, плита, геологическая карта, тектоническая карта, глыбовые горы, Алтай, Кавказ, Урал.

— Верхний слой платформы, состоящий из известняков, глины, песчаников (Осадочный чехол)

— Выход на поверхность фундамента платформы (Щит)

— Древний устойчивый участок земной коры (Платформа)

— Возрожденные горы (Алтай, Урал)

— Карта, на которой показаны части земной коры (Тектоническая)

— Карта с информацией о возрасте пород (Геологическая)

— Горы расположены в … (складчатых областях)

— Им соответствуют равнины (Платформы, плиты)

— Горы, образовавшиеся в альпийскую складчатость (Молодые горы)

2. Вопросы для устного ответа:

— Расскажите, как образуются горы (возраст, происхождение, закономерности размещения)

— Расскажите об образовании, размещении равнин, с какими тектоническими структурами связано размещение равнин?

III. Изучение нового материала.

Объяснение нового материала начинается с выяснения следующих вопросов:

— Что такое полезные ископаемые? (Это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве)

— Как вы понимаете термины месторождения ПИ, бассейн? Читать по учебнику стр. 40 месторождения ПИ – скопления ПИ.

Бассейн – группы близко расположенных месторождений одного и того же ПИ.

— Трудно обнаружить ПИ в молодых горах, где месторождения находятся под толщей горных пород и обнаружение их затруднено. В старых горах скопление ПИ обнаружить легче, т.к. при разрушении гор они оказываются близко у поверхности.

Комментируя рассказ, показывать коллекцию ПИ.

Железные руды – Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский п-ов, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды – Кольский п-ов, район Норильска.

Медные руды – Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) – Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Калийные руды – Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения)

Поваренная соль – Поволжье (оз. Баскунчак)

Нефть – Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн.

Газ – север Западной Сибири.

Каменный уголь – Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский, Ленский бассейны.

Бурый уголь – Канско-Ачинский бассейн

Исключение составляют алмазы, т.к. это неметаллические ПИ, но залегают в магматических породах. В Якутии алмазы связаны с траппами. Найдены алмазы и в Архангельской области. В обоих случаях месторождения алмазов находятся на платформах, но связаны с интрузиями, т. е. с вулканической деятельностью.

Все эти ПИ образуют минерально-сырьевую базу страны. Для минерально-сырьевых ресурсов страны характерны следующие черты:

· крайняя неравномерность размещения;

· большое различие в условиях эксплуатации;

· возможность частичной компенсации истощенных месторождений п/и путем разведки и освоения новых месторождений.

Более детально мы будем рассматривать ПИ при изучении крупных районов России.

При разработке ПИ возникают противоречия: чем больше мы добываем, тем меньше их остается. Что же делать?

1. Необходимо не снимать «сливки», а извлекать ПИ из недр как можно полнее. В настоящее время удается извлечь половину разрабатываемой нефти, а остальное остается в нефтеносных пластах.

2. Следует повысить комплексность переработки. В природе практически нет чистых химических элементов. Необходимо добиваться извлечения не только основного компонента, но и попутных.

3. Необходимо повысить глубину переработки природного сырья. Из добытой нефти в настоящее время перерабатывается около половины. Получающийся остаток — мазут — сжигается в топках. При переработке руд меди около трети ее выбрасывается в отвал.

Таким образом, основным направлением использования ПИ на ближайшие годы должно стать не увеличение объема их добычи, а более экономное и рациональное использование.

источник

Рабочая программа разработана на основе:

Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-9, 10-11 классы. Авторы: А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина Москва. «Просвещение» 2008;

Федерального Государственного стандарта 2004 г.

Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. В данном курсе формируются знания и умения, которые служат для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также воспитание личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющим РФ народам, их культуре и национальным особенностям.

сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;

сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;

научить школьников работать с различными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

развить картографическую грамотность школьников.

Учебник: под ред. А. И. Алексеева; География. Россия. 8 класс; изд-во «Просвещение» 2010

Атлас по географии для 8 класса, контурные карты 8 класс

Читайте также:  Примеры полезной и неполезной информации

Количество часов в неделю -2

Введение. (1ч. ) Как мы будем изучать географию в 8 классе.

Тема 1. Россия в мире (5ч)

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.

Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.

Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России. 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов.

3. Ориентирование по физической карте России. 4. Сравнение способов районирования (природного и экономического). 5. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

Тема 2. Россияне (10 ч)

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

Весь материал — в документе.

Рабочая программа разработана на основе:

Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-9, 10-11 классы. Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина Москва. «Просвещение» 2008;

Федерального Государственного стандарта 2004 г.

Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. В данном курсе формируются знания и умения, которые служат для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также воспитание личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющим РФ народам, их культуре и национальным особенностям.

сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;

сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;

научить школьников работать с различными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

развить картографическую грамотность школьников.

Учебник: под ред. А.И. Алексеева; География. Россия. 8 класс; изд-во «Просвещение» 2010

Атлас по географии для 8 класса, контурные карты 8 класс

Количество часов в неделю -2

Введение.(1ч.) Как мы будем изучать географию в 8 классе.

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.

Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.

Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России. 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов.

3. Ориентирование по физической карте России. 4. Сравнение способов районирования (природного и экономического). 5. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.

Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Практикум. 1. Анализ графиков рождаемости и смертности в России. 2. Построение графика численности населения своего района (области). 3. Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов. 4. Анализ карты народов России. 5. Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.

Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

Практикум. 1. Описание рельефа России по плану. 2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых.

3. Изучение по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды.

Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.

Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.

Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.

Практикум. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России. 2. Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации. 3. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 4. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.

Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. 2. Описание одного из российских морей по типовому плану.

Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.

Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.

Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупных рек России. 2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору). 3. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.

Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.

Практикум. 1. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа. 2. Ознакомление с образцами почв своей местности.

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.

Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».

Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».

Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.

Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.

Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС).

Практикум. Составление схемы «Структура ТЭК».

Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.

Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.

Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.

Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.

Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.

Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.

Животноводство. Особенности животноводства России.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.

Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны. 2. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.

Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.

Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.

Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны (8 ч)

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения. 3. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.

Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.

Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.

Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). 3. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.

Тема 6. Наше наследие (10 ч)

Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.

Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.

Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг».

источник

Источники:
  • http://karta.uef.ru/tablica-po-geografii-8-klass-mineralnye-resursy-rossii-tablica/
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649728/
  • http://tak-to-ent.net/load/398-1-0-9585
  • http://compendium.su/geographic/8klas_2/8.html
  • http://videouroki.net/razrabotki/rabochaya-programma-po-geografii-geografiya-rossii-8-klass.html