Меню Рубрики

Презентация закономерности размещения месторождений полезных ископаемых

Данная презентация разработана к уроку географии в 7 класс Душина, Смиоктунович по теме «Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

поверхностные механический растительность животный

С помощью учебника выполните задание № 2 в рабочей тетраде на стр.31.

  • Большие равнины расположены на платформах.
  • Их поверхность сложена толщами осадочных пород.
  • Щит – это выход кристаллического фундамента платформы на поверхность.

Сопоставьте карту строения земной коры с физической картой и установите, какие равнины на каждом из материков расположены на древних платформах. На каком из материков особенно много крупных равнин? На каких равнинах есть кристаллические щиты?

Какова закономерность в размещении складчатых горных систем?

  • Выполните задание № 3 в раб. Тет. На стр.31
  • Складчатые горные системы расположены на границах литосферных плит в местах сжатия земной коры.
  • Найдите на физической карте мира г.Анды, Кордильеры, Альпы, Карпаты, Кавказ, Памир, Гималаи, Тянь-Шань, Алтай, Саяны.
  • Нанесите их на контурную карту.

Выполните задание № 5 в раб.тет. на стр.31

магматические метаморфические осадочные

гранит, базальт сланец, гнейс, песок, гипс,

обсидиан мрамор каменный уголь

Выполните задание № 6 в раб.тет.

  • Магматические ископаемые формируются за счет внутренних процессах Земли- магма, высокая температура, давление.
  • Часть их образовалось в местах соприкосновения магмы и выделяющихся из нее газов и горячих вод с осадочными и метаморфическими породами.
  • Такие месторождения образуют рудные пояса, протянувшиеся на сотни тысяч километров.
  • Тихоокеанский рудный пояс (олово, вольфрам, медь, свинец, цинк) равен длине экватора.

По атласу определите на каких формах рельефа располагаются магматические и метаморфические полезные ископаемые ( месторождения железных руд, руд марганца, титана, золота, месторождения алмазов).

Найдите в атласе Балтийский и Канадский щит, Бразильское плоскогорье, Восточную и Южную Африку, полуостров Индостан.

По атласу определите на каких формах рельефа расположены медь, свинец, цинк, серебро.

  • Ископаемые магматического происхождения есть и в складчатых горных областях . Образовавшийся различные руды происходили в периоды образования складок горных пород, трещин и разломов.

Выполните задание № 8 в раб. тет. На стр. 31.

  • Осадочные полезные ископаемые образуются путем осаждения различных веществ и органических остатков в морях, озерах, болотах, также в результате выветривания горных пород.
  • Так образовался природный газ, нефть, уголь.

Выполните задание № 9 в раб.тет.

  • Крупные месторождения каменного угля образовались при быстром захоронении растительных остатков без доступа кислорода в болотах, прибрежных участках древних морей и озер.
  • Найдите на карте каменноугольные бассейны на Русской равнине, в Западной Сибире, в Восточной Сибире, на Алтае, в Китае, на п.Индостан, у Аппалачей в Северной Америке.

  • В древних прибрежных и морских мелководных бассейнах происходило отложение солей и фосфоритов, поэтому их месторождения размещаются в осадочном чехле платформы.

  • Месторождения магматических полезных ископаемых расположены в кристаллическом фундаменте платформ и в горных областях, а осадочных – в осадочном чехле платформ, межгорных и предгорных прогибах.

источник

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемТамара Ляхова

1 Учитель географии МОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.

2 Должны знать : Понятия « месторождение », « рекультивация »; Должны иметь представление о способах добычи полезных ископаемых ; Закономерности размещения основных месторождений полезных ископаемых по территории России ; Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Должны уметь : Устанавливать и объяснять зависимость между строением земной коры, формами рельефа и месторождениями полезных ископаемых ; Анализировать карту « Тектоника и минеральные ресурсы ». Должны знать : Понятия « месторождение », « рекультивация »; Должны иметь представление о способах добычи полезных ископаемых ; Закономерности размещения основных месторождений полезных ископаемых по территории России ; Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Должны уметь : Устанавливать и объяснять зависимость между строением земной коры, формами рельефа и месторождениями полезных ископаемых ; Анализировать карту « Тектоника и минеральные ресурсы ».

3 Проверка знаний Общая характеристика Рудные полезные ископаемые Полезные ископаемые осадочного происхождения Добыча полезных ископаемых Практическая работа 5 Закрепление Проверка знаний Общая характеристика Рудные полезные ископаемые Полезные ископаемые осадочного происхождения Добыча полезных ископаемых Практическая работа 5 Закрепление

4 1. Номенклатурный диктант: 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 1. Номенклатурный диктант: 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 2. Установите соответствие : 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 2. Установите соответствие : 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 –

6 … низменность 2.… хребет 3.… горы 4.… хребет 1.… низменность 2.… хребет 3.… горы 4.… хребет

7 … нагорье 6.…возвышенность 7.… горы 8.… горы 5.… нагорье 6.…возвышенность 7.… горы 8.… горы

8 … возвышенность 10.… хребет 11.… плато 12.… горы 9.… возвышенность 10.… хребет 11.… плато 12.… горы

9 … равнина 14.… хребет 15.… хребет 16.… горы 13.… равнина 14.… хребет 15.… хребет 16.… горы

10 Фактор Результат. 1)Древнее оледенение а ) Вулканические конусы 2)Действие текучих вод б ) Карьеры 3)Действие силы тяжести в ) Котловины, западины 4)Излияние лавы г ) Моренные гряды 5)Протаивание мерзлоты д ) Овраги, балки 6)Деятельность человека е ) Обвалы, осыпи Фактор Результат. 1)Древнее оледенение а ) Вулканические конусы 2)Действие текучих вод б ) Карьеры 3)Действие силы тяжести в ) Котловины, западины 4)Излияние лавы г ) Моренные гряды 5)Протаивание мерзлоты д ) Овраги, балки 6)Деятельность человека е ) Обвалы, осыпи Взаимопроверка

11 Номенклатурный диктант: 1.Западно-Сибирская 2. Срединный 3. Кавказ 4. Верхоянский 5. Становое 6. Среднерусская 7. Алтай 8. Хибины 9. Приволжская 10.Сихотэ-Алинь 11. Анабарское 12. Урал 13.Восточно-Европейская 14. Джугджур 15. Черского 16. Саяны Номенклатурный диктант: 1.Западно-Сибирская 2. Срединный 3. Кавказ 4. Верхоянский 5. Становое 6. Среднерусская 7. Алтай 8. Хибины 9. Приволжская 10.Сихотэ-Алинь 11. Анабарское 12. Урал 13.Восточно-Европейская 14. Джугджур 15. Черского 16. Саяны Установите соответствие : 1 – г 2 – д 3 – е 4 – а 5 – в 6 – б Установите соответствие : 1 – г 2 – д 3 – е 4 – а 5 – в 6 – б

14 1. Что означает понятие полезные ископаемые ? 2. Полезные ископаемые какого происхождения соответствуют горным областям ? 3. Полезные ископаемые какого происхождения соответствуют равнинным областям ? Полезные ископаемые – это горные породы, которые используются человеком в его хозяйственной деятельности. Горным областям соответствуют полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения ( руды металлов ). Равнинным областям соответствуют полезные ископаемые осадочного происхождения ( песок, гравий, известняк и т. д.). 4. Полезные ископаемые какого происхождения будут соответствовать кряжам ? Кряжам соответствуют полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения ( руды металлов ).

15 Наша страна богата разнообразными полезными ископаемыми, которые играют исключительную роль в хозяйственной жизни.

16 Месторождения – природные скопления полезных ископаемых, пригодные для разработки.

17 Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Тектоническая структура Полезные ископаемые Древние платформы : осадочный чехол ; … происхождения (…) выступы кристаллического фундамента … происхождения (…) краевые прогибы … происхождения (…) Молодые платформы ( плиты ) … происхождения (…) Складчатые области … происхождения (…) Вывод :

19 Рудные полезные ископаемые Магма Горные районы Кристаллический фундамент На равнинах рудные полезные ископаемые щит С

20 Рудные полезные ископаемые Производство металлов и их сплавов Выплавка металла Слиток золота Самородок

21 Условные обозначения: каменный уголь бурый уголь железные руды никелевые руды алюминиевые руды медные руды урановые руды золото марганцевые титановые нефть газ платина хромовые руды полиметаллические руды

22 Условные обозначения: каменный уголь бурый уголь железные руды никелевые руды алюминиевые руды медные руды урановые руды золото марганцевые титановые нефть газ платина хромовые руды полиметаллические руды КМА

23 Осадочные полезные ископаемые Осадочный чехол Кристаллический фундамент

24 Горючие полезные ископаемые Краевые прогибы, осадочный чехол.

25 Горючие (газ, нефть, уголь), фосфориты, бокситы, соли Используются как топливо и сырьё для химической промышленности Добыча нефти Добыча угля

26 Уренгойское, Ямбургское Оренбургское Астраханское Условные обозначения: каменный уголь бурый уголь железные руды никелевые руды алюминиевые руды медные руды урановые руды золото марганцевые титановые нефть газ платина хромовые руды полиметаллические руды

27 Северный Кавказ Северо — восток Европейск ой части Центральная часть Западной Сибири между Волгой и Уралом

28 Донецкий бассейн Печорский бассейн Кузнецкий бассейн Канско — Ачинский бассейн Тунгусский бассейн Ленский бассейн

29 Песок, глина, известняк, мел Используются как строительные материалы

31 Полезные ископаемые – важнейшее минеральное богатство нашей страны. Несмотря на необычайное разнообразие и огромные запасы, полезные ископаемые практически не возобновляются и относятся к исчерпаемым природным ресурсам. Выкачка нефти Добыча нефти на шельфе моря

32 Открытый способ Закрытый способ Карьеры Шахты

33 Открытый способ Закрытый способ Котловины, отвалы пустой породы, загрязнение воздуха и вод Терриконы, просадки, «хвосты» из пустой породы карьеры Шахты С С

34 Рекультивация – мероприятия, направленные на восстановление нарушенных земель. Рекультивация Засыпать карьеры после выработки месторождения или заполнять их водой, засаживать терриконы растительностью, вывозить породы в карьеры, заполнять пустоты после выработки месторождений нефти и газа водой. Сгорание попутного газа на месторождении нефти

35 Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Тектоническая структура Полезные ископаемые Древние платформы : осадочный чехол ; Осадочного происхождения : песок, глина, известняк, мел выступы кристаллического фундамента Магматического происхождения : руды металлов. краевые прогибы Горючие ( нефть, газ, уголь ) Молодые платформы ( плиты ) Горючие ( нефть, газ, уголь ) Складчатые области Магматического происхождения : руды металлов. Вывод :

36 § 9; нанести на к/к основные месторождения, повторить с §6.

37 Руды – горные породы, включающие металлические полезные компоненты. Пустая порода – горная порода, не содержащая полезных компонентов. Террикон — это конусообразные отвалы пустой породы, поднимаемой из шахт во время добычи каменного угля.

38 Месторождения – природные скопления полезных ископаемых, пригодные для разработки. Рудные полезные ископаемые Магма Горные районы Кристаллический фундамент На равнинах рудные полезные ископаемые щит Рудные полезные ископаемые Производство металлов и их сплавов

39 Осадочные полезные ископаемые Осадочный чехол Кристаллический фундамент Горючие полезные ископаемые Краевые прогибы Горючие (газ, нефть, уголь), фосфориты, бокситы, соли Используются как топливо и сырьё для химической промышленности Песок, глина, известняк, мел Используются как строительные материалы

40 Полезные ископаемые – исчерпаемые и невозобновимые природные ресурсы. Добыча полезных ископаемых Открытый способ Закрытый способ Карьеры Шахты Рекультивация – мероприятия, направленные на восстановление нарушенных земель. Экологические проблемы : разрушение ландшафтов, загрязнение вод и воздуха, отчуждение плодородных земель под терриконы. Размещение месторождений полезных ископаемых зависит от строения земной коры.

источник

Презентация по географии в 8 классе на тему: «Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: «Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России»

Гематит Золото Графит Платина Алмазы Изумруды Хрусталь Малахит Рубин

План изучения темы Что такое полезные ископаемые Виды полезных ископаемых Месторождения и бассейны полезных ископаемых Полезные ископаемые складчатых областей Полезные ископаемые платформ Меры по сбережению полезных ископаемых

Что такое полезные ископаемые ? Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве.

Виды полезных ископаемых Горючие (Осадочные) Рудные (магматические ) Нерудные (неметаллические) Подземные воды Газ Нефть уголь Железная руда Медная руда Никелевые руды Золото серебро Каменная соль Графит Алмазы Асбест Кварц фосфориты

Месторождения и бассейны полезных ископаемых Месторождения – скопления полезных ископаемых Бассейны – большие площади распространения месторождений полезных ископаемых

Полезные ископаемые складчатых областей Магматические метаморфические Герцинская складчатость: Урал Алтай Кайнозойская складчатость: Кавказ Срединный хребет

Полезные ископаемые платформ рудные осадочные (Приурочены к щитам) Крупные угольные бассейны Балтийский щит: Медные, никелевые руды Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Донецкий

Минерально-сырьевые ресурсы страны и их характерные черты 1.Огромное их количество 2. Крайняя неравномерность размещения 3. Большое различие в условиях эксплуатации 4. Возможность частичной компенсации истощённых месторождений полезных ископаемых.

Читайте также:  Полезно ли яблочное пюре взрослым

Меры по сбережению полезных ископаемых Снижать потери при добыче и переработке Использовать комплексную переработку сырья Поиск новых месторождений полезных ископаемых

Экологические проблемы, связанные с добычей ПИ Создание антропогенных форм рельефа: карьеры, терриконы, пустоты в земной коре.

Номер материала: ДБ-1304388

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

План-конспект урока по географии (7 класс) по теме:
Планетарные формы рельефа. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом.

Учитель географии МАОУ СОШ № 7

ст.Полтавской Краснодарского края

Тема урока : ПЛАНЕТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ КРУПНЫХ

ФОРМ РЕЛЬЕФА И МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.

Цель урока : познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом.

предметные: сформированность представлений о планетарных формах рельефа, тектонических структурах и закономерностях залегания полезных ископаемых;

Коммуникативные: формирование умений работать в группах

Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Познавательные: умение проводить рефлексию своих действий.

Настенные карты «Строение земной коры», «Физическая карта мира»

Презентация, мультимедийный проектор, электронный учебник «география 6-9 кл»

Методическое оснащение: И.В.Душина «География 7 класс», учебник

Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала:

— Назовите типы земной коры

Чем отличаются материковая и океаническая земная кора

Где в Евразии особенно много вулканов? Объясните этот факт.

Покажите на карте места расхождения литосферных плит.

Приведите примеры столкновения литосферных плит.

«Ученые с пристальным вниманием изучают дно Красного моря. Установлено, что в прибрежных районах здесь очень тонкая материковая земная кора, во многих местах иссеченная трещинами. В расселинах посреди моря – очень молодая земная кора: её возраст не более 5 млн.лет. О чем свидетельствует этот факт?»

«В 1968 г американским ученым удалось взять пробы грунта вдоль СОХ. Они установили, что возраст пород различен: чем дальше от оси хребта, тем…. Вставьте пропущенное слово и объясните.

Изучение нового материала. Познавательная задача:

Заполнить схему: Рельеф Выступы материков

? в падины океанов— . ( слайд3)

Рельеф сформировался под взаимодействием внутренних и внешних сил. Приведите примеры.

А) Работа со схемой «Образование равнин» (слайд ). Записать в тетрадь основные понятия.

ПЛАТФОРМА –древний устойчивый участок Земной коры.

ПЛИТА – молодой устойчивый участок земной коры.

Платформам соответствуют равнины, возвышенные или столовые. Привести пример по карте.

Б) Работа со схемой «Образование старых(средних, молодых гор). Примеры по карте.

СКЛАДЧАТЫЕ ОБЛАСТИ — активный, подвижный участок земной коры.

Работа с атласом: Горы делятся по возрасту, высоте. Привести примеры гор.

Область древнейшей складчатости – байкальской (каледонской)-горы Забайкалья, Бразил.плоск.

Область древней складчатости – герцинской- Аппалачи, Урал, Большой Водораздельный хребет

Область средней складчатости – мезозойской-Кордильеры, Гималаи, горыСеверо-Востока Сибири( Верхоянский хр., хр.Черского, колымское нагорье), Сихотэ-Алинь.

Область новой и новейшей складчатости. – кайнозойской-Анды, Горы и нагорья Альпийско-Гималайского пояса, Срединный хребет на Камчатке…)

Проблемный вопрос : Почему ОЗК превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли). Почему горы превращаются в равнины?

Познавательная задача : Привести примеры внутренних (внешних) сил, формирующих рельеф (слайды)

-Из чего состоит земная кора? В чем отличие понятий- горная порода и полезные ископаемые?

-Вспомните типы происхождений полезных ископаемых. (слайд)

Работа в группах : Каждая группа определяет закономерность размещения полезных ископаемых на платформах, плитах, в складчатых поясах.

Оценивание первичных успехов : Практическая работа . Описать рельеф Южной Америки по плану ( слайд)

Назвать основные формы рельефа материка.

На какой тектонической структуре находится материк?

Возраст и свойства этой структуры.

С какими структурами и как взаимодействует, что при этом происходит?

Какие формы рельефа соответствуют тектоническим структурам Юж.Америки?

Какими полезными ископаемыми богат материк, каковы особенности их залегания.

Домашнее задание – учить параграф, закончить дома практическую работу.

Индивидуальное задание – Что такое «терриконы»?

Сообщение о самой глубокой скважине на Земле.

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.

Методическое обеспечение раздела учебного плана «Как образуются месторождения полезных ископаемых» дополнительной образовательной программы «Юный геолог-эколог».

Данная прктическая работа развивает картографические навыки (умение определять объект по заданным географическим координатам, умение использовать карты различной тематики для получения информации об о.

Цель урока: Формирование знаний учащихся об особенностях рельефа и полезных ископаемых материка Африка.Задачи: — обучающие: обеспечить усвоение и первичное закрепление знаний об особенностях рельефа А.

Данный тест можно использовать как при закреплении темы так и при проверке домашнего задания.

Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”Зад.

Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”Зад.

источник

Цели и задачи урока: сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Африки. Продолжить развивать умение работать с географической картой.

Оборудование: учебник В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А., Щенев География материков и океанов 7 класс Дрофа Москва 2006 г., интерактивная карта: Африка физическая карта, интерактивное наглядное пособие “Дрофа”, атлас География материков и океанов 7 класс Дрофа издательство “Дик” 2007 г., рабочая тетрадь с комплектом контурных карт География материков и океанов Дрофа издательство “Дик” 2007 г.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Послушайте отрывок стихотворения из книги “Шатёр” Николая Гумилёва:

Оглушённая рёвом и топотом,
Облечённая в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шёпотом
В небесах говорят серафимы.
И твоё раскрывая Евангелье,
Повесть жизни ужасной и чудной,
О неопытном думают ангеле,
Что приставлен к тебе, безрассудной.
Про деянья свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты, на дереве древнем Евразии
Исполинской висящая грушей.
Обречённый тебе, я поведаю
О вождях в леопардовых шкурах,
Что во мраке лесов за победою
Водят полчища воинов хмурых;

— Скажите, с чем у вас ассоциируется Африка?

— На прошлом уроке мы с вами определили географическое положение Африки, и об это нам расскажет….. (по плану: 1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков, и нулевого меридиана. 2. Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяжённость материка в километрах с севера на юг и с востока на запад. 3. В каких климатических поясах расположен материк? 4. Определите, какие океаны и моря омывают материк? 5. Как расположен материк относительно других материков?)

— В Африке есть очень интересные географические объекты, животные и растения. Какие? Нам расскажут……(двое учеников рассказывают интересные факты подготовленные заранее самостоятельно)

— Итак, мы узнали много интересного, и многое предстоит ещё узнать. Тема сегодняшнего урока: Африка. Рельеф материка. Полезные ископаемые и закономерности размещения их месторождений (учитель показывает на доску, а один ученик читает тему урока с доски).

III. Изучение нового материала (ученики открывают учебник п. 25, атлас (карта строения земной коры), ученическую тетрадь, рабочую тетрадь)

Анализ карты строения земной коры. Анализ тектонической карты ученики делают по плану, предложенному учителем:

— Вспомните, что такое рельеф? (неровности земной поверхности)

— Назовите основные формы рельефа суши. (Горы и равнины.)

Для этой работы на доске заготовлены подписанные, но перевёрнутые карточки.

— В чём зависимость форм рельефа от строения земной коры материка? (Равнины соответствуют платформам, а горы – районам складчатости.)

— На скольких литосферных плитах находится материк? (На одной литосферной плите.)

— Как называется плита и платформа, на которых расположен материк? (Африканская плита, Африкано-Аравийская платформа.)

— Что такое литосферная плита? (крупные блоки литосферы ограниченные сейсмическими и тектоническими зонами разломов); Платформа? (древнейшие относительно устойчивые и выровненные участки земной поверхности.)

— На материке есть древние горы: Капские и Драконовы; молодые горы: Атлас.

Работа с картами и текстом учебника.

— По преобладающим высотам Африку подразделяют на две части: северную и Западную, где высоты ниже 1000м, и Восточную и Южную с высотами более 1000 м.

Задание: Читая самостоятельно текст учебника и одновременно анализируя карты атласа, выявить формы рельефа и записать их в ученическую тетрадь:

Равнины (высота от 200 до 1000 м);
Низменности;
Плоскогорья (Восточно-Африканское плоскогорье);
Котловины (Чад, Калахари);
Самый крупный на суше разлом земной коры;
Горы (Атлас, Капские горы, Драконовы горы);
Нагорья (Эфиопское нагорье);
Вулканы (Килиманджаро, 5895 м. – наивысшая точка).

По окончании работы один ученик называет формы рельефа, примеры и показывает их на интерактивной карте.

Работа в контурных картах: обозначить формы рельефа материка. Указать границы великих Восточно-Африканских разломов.

II. Полезные ископаемые (атлас стр. 24)

— Африка богата разнообразными полезными ископаемыми. Размещение их объясняется строением земной коры и условиями образования горных пород. Многие из них представлены крупнейшими месторождениями в мире.

Задание: Читая текст учебника и одновременно анализируя карты атласа, выявить, какими полезными ископаемыми богата Африка и обозначить их в контурных картах значками (учитель показывает значки, ученики отмечают).

Рудные полезные ископаемые

Алмазы (используют не только для изготовления драгоценных камней, но и в промышленности благодаря их твёрдости)

Каменный уголь

Нефть (в северной части материка и на побережье Гвинейского залива огромные запасы)

Фосфориты (вырабатывают удобрения)

Вывод по теме: закончите предложения, которые написаны на доске (фронтально)

  1. В основании материка расположена …. платформа.
  2. Преобладают равнины высотой от … до … м.
  3. Наибольшая высота — …
  4. По преобладающим высотам Африку подразделяют на … и …, а так же … и …с высотами более … м.
  5. Африка богата разнообразными .

источник

Подробное решение параграф § 10 по географии для учащихся 7 класса, авторов Душина И.В., Смоктунович Т.Л. 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 7 класс можно найти тут

1. Что такое платформа?

Платформа – малоподвижные обширные участки земной коры с двухъярусным строением.

2. Какие внутренние и внешние процессы изменяют рельеф? Приведите примеры.

На формирование рельефа влияют:

деятельность литосферных плит, то есть расхождение и столкновение; при расхождении литосферных плит образуются такие формы рельефа как хребты, впадины;

при столкновении — горы, нагорья и т.д.

а) деятельность животных (создание, например, плотин бобрами)

в) вымывание (образование оврагов)

г) ледники (и таяние ледников повышает уровень моря ,а те в свою очередь затапливают земли и т.д.)

Читайте также:  Для развития выносливости наиболее полезны

д) морской прибой (изменение береговой линии)

3. Что называют полезными ископаемыми?

Полезными ископаемыми называют всё, что добывают из недр земли — газ, уголь, нефть, газ и т.д.

4. На какие группы и по каким признакам можно разделить полезные ископаемые?

Полезные ископаемые делятся на твердые (уголь, руда, нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (природные горючие и инертные газы).

Вопросы и задания после параграфа

1. С какими процессами связано образование магматических, с какими – осадочных полезных ископаемых?

Магматические горные породы — горные породы, сформировавшиеся в результате остывания прорвавшегося в слои земной коры или на земную поверхность вещества мантии.

Осадочные горные породы — горные породы, существующие и образующиеся в результате накапливания на дне древних океанов, рек, озёр, болот, образуя пластовые залежи во вмещающих их осадочных породах. А попадают они туда путём выветривания, разрушения различных горных пород, химического и механического выпадения осадка из воды, жизнедеятельности организмов или всех процессов одновременно.

2. Установите по карте, месторождения каких полезных ископаемых размещаются на равнинах и в складчатых горных поясах.

Титановые руды, железные руды, нефть и природный газ.

3. Приведите примеры территорий, где рядом расположены месторождения полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения.

Недра Азербайджана, Урала содержат ценные полезные ископаемые: нефть и природный газ, медную руду и золото.

4. Приведите примеры месторождений полезных ископаемых, имеющихся в вашей местности. С какими породами связаны эти месторождения?

Урал — целая кладовая разнообразных ископаемых. Удивительное сочетание полезных ископаемых объясняется сложной геологической историей, которую пережил Урал.

При внедрении магматических пород осадочные толщи изменялись под воздействием высоких температур и давлений.

Так возникли разные минералы и многие руды, которые под действием размыва, выветривания гор оказались близко расположенными к поверхности или обнажились.

Основу уральской металлургии составляют руды черных металлов.

Самые ценные из них — магнитные железняки (магнетиты). На Среднем Урале месторождения магнитных железняков имеются в районе Кушвы, Нижнего Тагила, Первоуральска, Качканара.

Богат Средний Урал рудами цветных, благородных и редких металлов. Месторождения медноколчеданной руды расположены в Красноуральске, Кировограде, Дегтярске.

Есть на Урале много месторождений редких металлов: золота (Березовское месторождение, долины рек Тура, Салда, Тагил), платины (долины рек Лобва, Косья, Тагил).

В советское время открыты на Урале алюминиевые руды – бокситы.

5. Люди каких профессий занимаются разведкой и добычей полезных ископаемых?

Разведкой и добычей полезных ископаемых занимаются геологи. Геолог занимается поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также исследованием других особенностей земной коры.

6. Предположите, в каких рельефообразующих процессах проявляется закон зональности.

Этот закон проявляется в эндогенных и экзогенных процессах.

Эндогенные (внутренние) процессы представляют собой процессы, которые возникают в недрах Земли. Благодаря этим процессам образуются горные породы. Например: тектоника, землетрясения (сейсмика), метаморфизм.

Экзогенные (внешние) процессы разрушают эндогенные процессы. Примером является: работа подземных и поверхностных вод, рек, морей, озер, ветра. Вследствие этого идет разъедание горных пород.

7. Сопоставьте картосхему (рис.44) и физическую карту атласа и установите, на каких территориях материков расположены месторождения нефти, на каких – угля.

Наибольшие скопления каменного угля наблюдаются на территории Северной Америки и Азии, а бурого угля – Европы. Большое количество месторождений находится в Китае, Индонезии, северных районах России. Из этого следует, что большая часть угольных бассейнов и месторождений находится в северном полушарии. В южном полушарии бассейны каменного угля находятся на территории Австралии, ЮАР, Бразилии, а бурого угля – только в Бразилии и Перу. Угольных месторождений здесь тоже на порядок меньше, в отличие от северного полушария. Все это говорит нам о том, что активное угленакопление во все периоды исторического развития было характерно именно для материков северного полушария.

Крупнейшие месторождения нефти расположены в районе Персидского и Мексиканского заливов, Каспийского и Северного морей, в Западной Сибири, в Северной Африке.

источник

Месторождения полезных ископаемых размещены в земной коре крайне неравномерно. Изучением закономерностей размещения различных по составу и происхождению месторождений в разных по строению и истории геологического развития участках земной коры занимается металлогения – раздел учения о месторождениях полезных ископаемых.

Отрезок геологического времени, в течение которого развивается определенный комплекс месторождений полезных ископаемых, называется металлогенической эпохой. Обычно металлогенические эпохи совпадают с крупными периодами складчатости и магматизма, в связи с чем выделяют докембрийскую, каледонскую, герцинскую киммерийскую и альпийскую металлогенические эпохи.

Для докембрийской металлогенической эпохи характерны метаморфогенные месторождения железа и марганца, образующие концентрации в железистых кварцитах и гондитах; золота и урана в золото-ураноносных конгломератах; концентрации накеля и платиноидов в ликвационных месторождениях; редких металлов – в пегматитах; золота и урана – в постмагматических гидротермальных месторождениях.

Каледонская металлогеническая эпоха характеризуется месторождениями меди, свинца и цинка, титана, железа, золота, редких металлов, серебра.

Герцинская металлогеническая эпоха богата золотом, медью, свинцом, цинком, оловом и вольфрамом, редкими металлами, ураном, хромитом, асбестом, цветными камнями.

В киммерийскую металлогеническую эпоху образовались месторождения олова и вольфрама, концентрации золота, сурьмы и осадочные месторождения железа.

В альпийскую металлогеническую эпоху большое распространение приобретают гидротермальные месторождения молибдена, меди, серебра и ртути, велика роль осадочных месторождений марганцевых руд.

Участок земной коры характеризующийся общностью геологического строения и развития, и как следствие, общностью и определенной спецификой рудной минерализации, называется металлогенической провинцией. Они охватывают площади в сотни тысяч квадратных километров.

Металлогенические провинции объединяются в металлогенические пояса, достигающие в длину несколько десятков тысяч километров, в ширину – несколько сотен километров, площадью порядка 10 – 15 млн. км 2 .

Наиболее крупными металлогеническими поясами являются Средиземноморский и Тихоокеанский, несколько меньшие размеры имеют Норвежско-Аппалачский и Урало-Монгольский металлогенические пояса.

Средиземноморский металлогенический пояс охватывает бассейн Средиземного моря в пределах стран Юной Европы и Северо-Западной Африки, распространяясь на восток в Малую Азию, на Южный берег Крыма и Черноморское побережье Кавказа, в Иран, Афганистан, Индию, Индонезию. Рудная минерализация в пределах Средиземноморского пояса развивалась в основном в альпийскую металлогеническую эпоху и представлена в Карпатской области проявлениями ртути, бария, алюминия, свинца, цинка, меди, калия, серы и др., на Кавказе – месторождениями полиметаллов, олова, молибдена, вольфрама, мышьяка, сурьмы, железа, кобальта, никеля, марганца, алюминия и др., на Памире – месторождениями полиметаллов, вольфрама, молибдена и олова.

Тихоокеанский металлогенический пояс обрамляет Тихий океан, располагаясь по восточной окраине Азии и западному побережью Северной и Южной Америки, связан с киммерийской металлогенической эпохой. В пределах азиатской части Тихоокеанского пояса установлено три типа земной коры: океанический, переходный и континентальный. Соответственно выделяются три типа металлогенических провинций:

1) притихоокеанская – рудная минерализация представлена проявлениями меди, хрома и ртути;

2) окраинно-материковых вулканогенных поясов – характерны проявления медноколчеданных, золото-серебряных, хромистовых руд, латеритных руд железа, гидросиликатного никеля, осадочных руд марганца;

3) восточноазиатская – характерны месторождения золота, вольфрама и олова.

В пределах Урало-Монгольского и Норвежско-Аппалачского металлогенических поясов наиболее интенсивные проявления складчатости, магматизма, метаморфизма, разнообразной и богатой минерализации происходили в каледонскую и герцинскую эпохи. Для герцинской металлогении Урала наиболее характерны железо, титан, ванадий, хром, медь, вольфрам и многие другие из неметаллических полезных ископаемых на Урале широко распространены асбест, корунд, слюда, графит, драгоценные и поделочные камни.

Металлогения платформ значительно отличается от металлогении складчатых (геосинклинальных) областей, с которыми пространственно связаны рассмотренные выше металлогенические пояса. В пределах самих платформ наблюдаются существенные различия в закономерностях развития минерализации щитов и платформенного чехла.

Металлогения щитов сформировалась в докембрийскую металлогеническую эпоху и характеризуется метаморфогенными месторождениями железа, марганца, золото-ураноносных конгломератов и кварцитов, редкометальных пегматитов.

Металлогения платформенного чехла сформировалась в интервале от верхнего протерозоя до мезозоя – кайнозоя, т.е. в несколько металлогенических эпох, и представлена месторождениями меди, свинца и цинка, а также медно-никелевыми месторождениями, связанными с основными – ультраосновными породами.

С процессами связаны месторождения редкометалльных пегматитов, карбонатитов, алмазов.

источник

Разработка урока «Австралия. Рельеф материка. Полезные ископаемые и закономерности размещения их месторождений»; 7 класс

Учитель географии Бухарева Елена Юрьевна

Тема урока: «Австралия. Рельеф материка. Полезные ископаемые и закономерности размещения их месторождений»

Тема урока: «Австралия. Рельеф материка. Полезные ископаемые и закономерности размещения их месторождений»

Предметные: смогут по картам атласа определить тектоническое строениеАвстралии,

называть и показывать основные формы рельефа Австралии,

соотносить зависимость между тектоническим строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемыхАвстралии

Смогут находить в учебнике достоверную информацию ,

анализировать ( в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,

делать выводы , определять понятия ; строить логически обоснованные рассуждения

Определять цель, проблему в учебной деятельности,

Выдвигать версии , выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации

Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях , самостоятельно исправлять ошибки

Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге),аргументируя его, подтверждая фактами , выдвигая контраргументы в дискуссии

Понимать позицию другого , выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)

Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории

Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели , роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

Преодолевать конфликты – договариваться с людьми , уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Осознавать свои эмоции , адекватно выражать и контролировать , понимать эмоциональное состояние других людей

Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, своймировоззренческий выбор

Оборудование: учебник В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А., Щенев География материков и океанов 7 класс Дрофа Москва 2012 г., интерактивная карта: Австралия физическая карта, интерактивное наглядное пособие «География. Наш дом-Земля. Материки, океаны, народы, страны.,атлас География материков и океанов 7 класс Дрофа издательство “Дик” 2011 г., рабочая тетрадь с комплектом контурных карт География материков и океанов Дрофа издательство “Дик” 2011 г.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия — страна наоборот.
Ее исток — на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия — страна наоборот.

Что нужно узнать для решения проблемы?

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

— Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

— Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

Создание проблемной ситуации

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление

— Скажите, с чем у вас ассоциируется Австралия?

— Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?

Читайте также:  Полезны или нет раки

— Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его

Целеполагания — постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

• овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

• формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Игра “Воображаемое путешествие вокруг Австралии”.

(обучающийся по памяти, стоя спиной к физической карте, рассказывает, какие географические объекты он будет встречать, огибая Австралию. Путешествие начинается от Большого Австралийского залива по часовой стрелке.

Проявляют познавательную инициативу.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Типовая характеристика Австралии

1) Тектоническое строение Австралии.

Повторение. Работа с тектонической картой мира. Фронтальная беседа по вопросам.

— На какой литосферной плите лежит Австралия?

— Что входит в состав этой плиты, кроме Австралии?

— Попадают ли районы материка на стык литосферных плит? Где? С какой плитой происходит столкновение?

— Что происходит на стыке литосферных плит?

— Что такое платформа? Какая платформа лежит в основании Австралии?

— Какая форма рельефа соответствует платформам?

— Какая форма рельефа будет занимать большие площади в Австралии?

Работа с физической картой Австралии, соотнесение ее с тектонической картой Австралии.

а) Мы установили, что на востоке материка находится Большой Водораздельный хребет .

Составьте характеристику этих гор на основании карты и слайда “ Большой Водораздельный хребет” по плану. (На столах у учащихся — папки с планами характеристик.Учащиеся открывают план характеристики гор.)

Географическое положение гор.

Направление и протяженность горных хребтов.

К какой группе гор по высоте относятся.

Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике?

Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие».

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий — алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания .

Предлагает задания на «новое» знание,

б) Какой формой рельефа представлена остальная Австралия?

— Какие типы равнин по абсолютной высоте вы знаете?

— Какие из них преобладают на материке?

— Где размещаются на материке низменности?

— Где размещаются возвышенности и плоскогорья? Равномерно ли они размещены?

Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)

— Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме

— Выполняют задания на новый материал (всем классом)

Самостоятельная работа учащихся.

Чтение текста учебника, стр. 123-125.

Работа с физической картой Австралии.

Тектоническая структура, залегающая в основании

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Подведение итогов и закрепление материала.

http :// school — collection . edu . ru / catalog / rubr /13 b 961 f 8-821 e -430 f -9 ad 9-84 cb 1865656 a /

— Какая форма рельефа преобладает в Австралии?

— Где в Австралии располагаются горы?

— Назовите самую высокую вершину Австралии.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок, схема и т.п.)

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Нанести на контурную карту Австралии формы рельефа и полезные ископаемые материка.

—> 28.08.2013 0 4325 646

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Идея создания японского кроссворда пришла ученице 9 класса Пестовой Софии на уроке информатики, когда мы учились создавать обычные кроссворды в программе MS Office Excel. Её заинтересовал вопрос, можно ли создать японский кроссворд в программе, т.к. такие кроссворды увлекают ее больше всего. После наших совместных рассуждений у нас получилось реализовать эту идею. Результат вызвал нескрываемый восторг, что побудило меня написать данную статью.

Если вы — учитель, то конечно задавались вопросом: какие книги необходимо прочитать, чтобы работа приносила радость и удовлетворение? Несомненно, что сейчас можно найти море информации по этому вопросу в Интернете. Но в таком многообразии очень трудно разобраться. А выяснить, какие книги действительно станут вашими помощниками, потребует много времени. В этой статье вы узнаете о том, какие книги должен прочитать каждый учитель.

Наглядность материала мотивирует детей начальной школы к решению учебной задачи и поддерживает интерес к предмету. Поэтому одним из самых эффективных методов обучения является использование карточек. Карточки можно использовать при обучении любому предмету, в том числе и в кружковой деятельности, и во внеурочной. Например, одни и те же карточки с овощами и фруктами подойдут для обучения счету на уроках математики, и для изучения темы дикие и садовые растения на уроках окружающего мира.

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2019 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

источник

Разнообразие условий, в которых происходило образование полезных ископаемых, привело к их неравномерному размещению по территории Земли. Однако определенная закономерность в их распределении все же существует.

Основная закономерность — осадочные полезные ископаемые расположены в чехлах платформ, рудные полезные ископаемые — в районах складчатых поясов.

Руды образовались в основном из магмы и выделяющихся из неё горячих водных растворов. Магма подымалась из недр Земли по разломам и застывала в толще горных пород на различной глубине. Обычно внедрение магмы происходило в периоды активных тектонических движений, поэтому рудные полезные ископаемые связаны со складчатыми областями гор. На платформенных равнинах они приурочены к нижнему ярусу — складчатому фундаменту.

Разные металлы имеют различную температуру плавления. Следовательно, от температуры магмы, внедрившейся в пласты горных пород, зависит и состав рудных скоплений.

Крупные скопления руд имеют промышленное значение. Их называют месторождениями.

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейнами полезных ископаемых.

Богатство руд, их запасы и глубина залегания в разных месторождениях неодинаковы. В молодых горах многие месторождения находится под толщей смятых в складки осадочных пород и обнаружить их бывает трудно.

При разрушении гор скопления рудных полезных ископаемых постепенно обнажаются и оказываются близ поверхности земли. Здесь их добывать легче и дешевле.

К древним складчатым областям приурочены месторождения железных руд (Западный Саян ) и полиметаллических руд (Восточное Забайкалье) , золота (нагорья Северного Забайкалья) , ртути (Алтай) и др.

Особенно богат разнообразными рудными ископаемыми, драгоценными и полудрагоценными камнями Урал. Здесь находится месторождение железа и меди, хрома и никеля, платины и золота.

В горах северо-восточной Сибири и Дальнего Востока сосредоточены месторождения олова и вольфрама, золота, на Кавказе — полиметаллические руды.

На платформах рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности. Здесь расположены бассейны железных руд: Курская Магнитная Аномалия (КМА) , месторождение Южной Якутии (Алданский Щит) . На Кольском полуострове находятся месторождения апатитов — важнейшего сырья для производства фосфорных удобрений.

Однако для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения сосредоточенные в породах платформенного чехла.

Преимущественно это нерудные минеральные ресурсы. Ведущую роль среди них играют горючие ископаемые: газ, уголь, горючие сланцы.

Они образовались из остатков растений и животных, накопившихся в прибрежных частях мелководных морей и озёрно-болотных условиях суши.

Эти обильные органические остатки могли накопится лишь в достаточно влажных и теплых условиях, благоприятных для повышенного развития растительности.

Крупнейшими угольными бассейнами России являются:

  • Тунгусский, Ленский, Южно Якутский (средняя Сибирь)
  • Кузнецкий, Канско-Ачинский (в краевых частях гор Южной Сибири)
  • Печорский, Подмосковный (на Русской равнине)

Месторождения нефти и газа сосредоточены в приуральской части Русской равнины. От побережья Баренцева до Каспийского моря, в Предкавказье.

Но самые крупные запасы нефти — в недрах центральной части Западной Сибири — Самотлор и др. газа — в северных её районах (Уренгой, Ямбург и др. )

В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей. В Предуралье, в Прикаспии и в южной части Западной Сибири имеются их крупные месторождения.

Месторождения руд черных и цветных металлов, золота, алмазов приурочены к выходам кристаллического фундамента древних платформ.
Месторождения нефти, углей, природного газа приурочены к мощным осадочным чехлам платформ, предгорным прогибам, шельфовым зонам. Руды цветных металлов так же встречаются в складчатых областях.

источник

Источники:
  • http://www.myshared.ru/slide/994028/
  • http://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-v-klasse-na-temu-zakonomernosti-razmescheniya-poleznih-iskopaemih-na-territorii-rossii-2725209.html
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/10/28/planetarnye-formy-relefa-zakonomernosti-razmeshcheniya-krupnykh
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/531874/
  • http://resheba.me/gdz/geografija/7-klass/dushina-smoktunovich/10
  • http://studfiles.net/preview/6876272/page:21/
  • http://pedsovet.su/load/103-1-0-37979
  • http://www.x-mineral.ru/vse-o-poleznyx-iskopaemyx/452-zakonomernosti-v-razmeshchenii-poleznykh-iskopaemykh.html