Меню Рубрики

Проект полезные ископаемые 4 класс по окружающему миру

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме:
Урок- проект по окружающему миру в 4 классе «Полезные ископаемые».

Урок проводится с целью проверки знаний,умений и навыков, полученных учащимися в ходе изучения темы .Для разработки данной темы использован проектный метод.В ходе занимательной игры- путешествия учащимися был закреплён изученный материал.Тема рассчитана на 5 уроков. Данный урок является завершающим.

(презентация проекта учащихся 4 Г класса).

Тема урока: « Наши подземные богатства»

Образовательная – повторить и закрепить знания о полезных ископаемых России и нашего края;

Методическая – научить учащихся использовать проектный метод; прививать навыки самостоятельного подбора, анализа, систематизации, обобщения материала.

Воспитательная – показать необходимость охраны полезных ископаемых России и Самарской области, прививать бережное отношение к природе, активизировать желание детей к изучению родного края, формировать чувство гордости за родной край.

Карта Самарской области с месторождениями полезных ископаемых,

Коллекция полезных ископаемых,

Макет представителей древнего мира фауны,

Янтарные бусы, малахитовая шкатулка,

Плакат с названием команды, девиза и цели.

Бейджики с названием команды,

1.Организационный момент ( 1- 2 минуты)

1) Представление команды, ведущих, экскурсовода по карте.

3. Рефлексия « Куда исчезли древние растения и животные?» ( 3 мин.)

Урок- презентация « Полезные ископаемые» проводится с целью проверки знаний, умений и навыков, полученных учащимися в ходе изучения данной темы по программе общеобразовательной школы « Окружающий мир» (учебник « Мир вокруг нас», 4 класс, автор А. А. Плешаков)

Для разработки данной темы использован проектный метод. В ходе занимательной игры- путешествия учащимися был закреплён изученный материал и проверен уровень усвоения пройденного материала.

Тема « Полезные ископаемые» рассчитана на 5 этапов.

На первом этапе перед учащимися был поставлен проблемный вопрос « Куда исчезли древние животные и растения?»

На втором этапе – исследовательском, дети разбились на 5 команд по 5 человек. Ребята собирали информацию: загадки, тексты, рисунки, стихи для данного урока.

На третьем, конструктивном этапе, учащиеся создавали документы, разрабатывали эскизы, выбирали материал.

Четвёртый этап — технологический. Изготавливали детали проекта.

Пятый этап – заключительный. Защита проекта в виде урока – презентации.

Представители от каждой команды были разбиты на 3 группы:

  1. ведущие – 2 гнома,
  2. помощники – 15 человек,
  3. команда -8 человек.

Ведущие – гномы задавали вопросы команде. После ответов команды помощники обобщали и давали полный ответ на поставленные вопросы. Зрителями являлись дети из других классов, учителя, родители, приглашённые на урок.

Урок помогает ученику через игру, большое количество наглядности усвоить и закрепить полученную информацию.

Проектный метод прививает навыки самостоятельного подбора, анализа, систематизации, обобщения материала. Ценность метода в том, что активное участие в подготовке к уроку – презентации принимают родители. В процессе подготовки к уроку учащиеся реализовали навыки работы с компьютером. Все этапы работы с материалом носили творческий характер.

Методическая разработка данного урока адресована учителям, работающим в начальной школе по программе: А.А. Плешаков « Мир вокруг нас».

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов в год. Урок, к которому прилагаются данные рекомендации, был дан в 4 классе в ходе изучения темы « Наши подземные богатства».

Методический материал адресован учителю в качестве помощи в подборе и систематизации материала по теме «Наши подземные богатства».

Данная разработка урока содержит пояснительную записку, описание хода урока, приложения в виде текстов, рисунков, кроссворда, списка литературы, которым может пользоваться учитель для подготовки.

Данная методическая разработка опробована в ходе преподавания учебного курса « Окружающий мир» в 2012 году в МБУ СОШ №70 учителем Юриной М.Б.

Список литературы, использованной в ходе подготовки к уроку- презентации.

  1. А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» Москва, «Просвещение», 2011г.
  2. Детская энциклопедия « Наша планета Земля», издательство «Дом Пилигрим», 1998г.
  3. И.Р.Учайкина, Н.П. Лопухов, В.В.Воронин « География Самарской области»,г. Самара, 2002г.
  4. В.В.Шнырёв и др. «Атлас Самарской области», Роскартография, 1999г.
  5. И.Р.Учайкина « Люби и изучай свой край», г. Самара, 1999г.
  6. М.Г.Ракитина «. Природоведение».Дидактические материалы, г Москва, 2002г.
  7. Интернет- ресурсы.
  1. Куда исчезли древние растения и животные?
  2. Какое богатство нельзя восстановить?

« Всё ли то золото, что блестит?»

Учитель. – Сегодня у нас с вами необычный урок, урок – путешествие. Конечно, мы с вами не сможем сравниться с великими путешественниками, такими как: Колумб, Магеллан, Крузенштерн, Дежнёв и другими. Но проникнуть в тайны родного края, побывать в подземелье можно попробовать. Сверять свой путь мы будем с маршрутной картой, она перед вами на стенде. И, судя по карте, нам предстоит пройти 8 отрезков пути. Только тот, кто доберётся до финиша, узнает: « Всё ли то золото, что блестит?» Чтобы нам не было трудно в пути, на помощь спешат гномы. ( Гномы вбегают с песней « Страна Тра- ля-ля- фалия….»)

1 гном. Здравствуйте, ребята! Собрались в путешествие? Не

торопитесь! Сначала надо проверить, готовы ли вы? Есть ли у вас название команды, девиз и цель?

( Командир и команда отвечают.)

Члены команды « Путешественники»

Члены команды: « Люби и изучай свой край.

Член команды: Узнать, куда исчезли древние животные и растения?

1 гном : — Погодите, погодите, не торопитесь, сами всё узнаете!

И вот ваше первое задание. ( Указкой показывает на маршрутную карту)

Первый пункт « Загадки». За каждый правильный ответ, фишка. А загадывать загадки вам будут мои помощники.

Отгадайте, что же это? ( нефть)

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расположен даже. (песок)

А без неё мало едят. ( соль)

Делать краски и эмали. ( уголь)

2 гном . – С первым пунктом вы справились, переходим ко второму пункту. Попробуйте за одну минуту найти на карте Усолье. Объясните, почему это место так назвали?

— А теперь послушайте моих помощников.

5 помощник . Около Жигулей есть село Усолье. Почему оно так называется? Уже во времена Ивана Грозного существовал соляной промысел в районе речки Усолки. Отсюда и произошло название села Усолье ( у соли). Каждый из нас ежегодно употребляет около 8 кг соли.

2 гном . – Ну что, ребята, я считаю, вы угадали правильно, вот вам фишка и в путь!

1 гном . – Пора бы перекусить! Вопрос: можно ли есть камни? Одна минута на размышление.

Читайте также:  Как называется все полезное хорошее все что помогает человеку и природе

— Какие вы догадливые! Но это ещё не приз. А приз будет, когда вы, прослушав информацию, сможете ответить, что нового узнали из рассказа помощников?

6 помощник. Существуют ли съедобные камни? В качестве продуктов питания довольно часто используется глина. На севере Дальневосточного края существуют залежи особой белой глины, которую местные жители часто едят как самостоятельное блюдо или вместе с оленьим молоком. Обычно её называют «земляной сметаной». А в некоторых районах Австралии и Африки считается изысканными лакомствами определённые виды белых, зеленоватых и голубых глин. Их подают в особо торжественных случаях наиболее важным гостям.

2 гном. — Судя по маршрутному листу, существуют ещё и солнечные камни. У вас есть какие- нибудь предположения на этот счёт?

— Да, вы правы! А вот как об этом расскажут мои помощники.

7 помощник. Янтарь — необычный камень. Он представляет собой окаменевшую смолу древнейших хвойных растений. Поэтому природный янтарь имеет характерную форму капель, натёков, сосулек. Нередко в янтаре можно увидеть жуков, мух или муравьёв. Как они попали в глубину « солнечного камня»? По, видимому, насекомые привлечённые блеском текущей смолы, садились на неё и прилипали. Более мелкие из них тонули в смоле и постепенно покрывались новыми её слоями, а более крупным иногда всё- таки удавалось вырваться на свободу. В этом случае в янтаре навеки оставались отпечатки их крыльев.

1 гном. – Вы видели когда — нибудь золото? А кто из вас держал в руках «жидкое золото»? А вот посмотрите! ( нефть в пробирке)

Я приглашаю на сцену настоящих знатоков нефти!

Как только не называют нефть: жидкий огонь, горючая вода, земляное масло. Но самое распространённое и наиболее точное определение этого полезного ископаемого – «чёрное золото». Нефть — один из ценнейших даров Земли, основной и наиболее эффективный источник энергии, без которого немыслимо развитие современной промышленности.

Главное богатство подземных кладовых Самарской области – это нефть. Нефть добывается почти на всей её территории и по трубопроводам перекачивается на перерабатывающие заводы. С 1936 года в области открыто 350 нефтяных месторождений, из которых добыто около миллиарда тонн «чёрного золота».

2 гном. – Вы уже догадались, что мы ведём речь о полезных ископаемых. А каким образом полезные ископаемые могут быть связаны с водными процедурами, с водой? И опять слово знатокам.

8 помощник. Жили когда — то в древнем море – океане маленькие рачки, улитки в собственном домике- раковинке. И когда они умирали, их раковины падали на дно моря. И так тысячи лет без перерыва сыпался ракушечный дождь: скелеты разных морских существ, панцири рачков.

9 помощник. Шли годы, столетия, тысячелетия. Там, где когда – то было морское дно, возникла суша. Поверхность нашей планеты то поднималась, то опускалась, собиралась в огромные складки- горы. И сегодня мы можем путешествовать по горам, которые состоят из белого камня – известняка. Если положить крупинку известняка под микроскоп, то можно увидеть в нём обломки ракушек.

1 гном. Все из вас любят отгадывать кроссворды, ребусы. И вот такая шифровка пришла к нам из далёкого прошлого. Попробуйте расшифровать! Сдаётесь? Тогда слушайте!

10 помощник. Он может быть бурым или чёрным, блестящим или матовым. Его основу составляют остатки погибших древнейших деревьев и растений, которые разлагаясь, превращаются в рыхлый торф. Торф, покрытый последующими наслоениями погибших растений, оказывается в недрах Земли, а там под действием высокого давления и температуры превращается в твёрдый плотный уголь.

2 гном. – Ну, что друзья, мы с вами подобрались к разгадке, куда же исчезли динозавры? Соберитесь в кружок, вытяните руки с заработанными фишками. Одна минута на размышление. Есть ли у вас ответ?

— Да, действительно, вы правы. Послушайте помощников.

11 помощник. Много миллионов лет назад земля не была такой, какой мы видим её теперь. Густые леса покрывали в то время большие пространства суши. Болотистые берега, покрытые лесом, медленно опускались. Море наступало на сушу, и деревья скрывались под водой. Многие миллионы лет лежали там останки древних растений, животных. На них оседал морской песок, глина покрывала их толстым слоем. Всё глубже скрывались под слоями песка, глины остатки первобытных лесов, животных. Из них – то и образовались полезные ископаемые.

1 гном. Ну, что, ребята, цель свою вы достигли и теперь знаете:

1) Куда исчезли древние животные и растения.

2) Какие полезные ископаемые находятся на территории нашей области.

А самый главный вопрос остался неразгаданным: « Всё ли то золото, что блестит?»

Есть ли ответ на этот вопрос? ( Ответы команды)

-Мне понравилось наше путешествие. Жаль, что остальным ученикам не удалось попутешествовать с нами.

2 гном. – Не переживайте, для всех остальных учеников составлен буклет, прочитав который они узнают:

1. Загадки о полезных ископаемых.

3. Существуют ли съедобные камни?

4. Почему янтарь — солнечный камень?

5. Какое золото называют «чёрным»?
6. Куда исчезли древние животные и растения?

И так, ребята, будьте любознательными! Любите и изучайте свой край!

Давайте с вами послушаем замечательное стихотворение В. Алфёрова о нашем родном крае.

12 помощник. « Люблю заволжские просторы»

Люблю заволжские просторы,

В сторонке тихой и родной.

И россыпь трели соловьиной,

И скромный посвист снегиря…

Люблю пунцовый куст рябины

Чуть внятный шёпот камыша.

Встречать с ружьём у шалаша.

Где бегал в детстве босиком.

И в каждой маленькой травинке

1 гном. – А что же мы будем делать с фишками? Предлагаю заменить их на сладкий приз.

источник

Презентация для 4 класса по окружающему миру. тема: «Полезные ископаемые». Автор учебника -Плешаков, программа «Школа России»

Что называют полезными ископаемыми?

Это горные породы, добываемые из недр или с поверхности Земли и используемые человеком

Происхождение горных пород

Из остатков древних растений и животных, осевшего на дно водоёмов ила

Из магмы после извержений вулканов, под действием высокой температуры и давления

Горючие полезные ископаемые

  • Используют для отопления жилищ
  • Для получения электроэнергии на теплоэлектростанциях
  • В изготовлении красок, смол, пластмасс
  • Горючий
  • Чёрного цвета
  • Тонет в воде
  • Твёрдый
  • Хрупкий

  • Горючий
  • Тёмно-бурый
  • Рыхлый
  • Хорошо впитывает воду
  • Горючее для работы небольших электростанций
  • Удобрение
  • Подстилки для скота
Читайте также:  Бассейн полезных ископаемых это

  • Бензин, керосин, дизельное топливо
  • Пластмассы и синтетические волокна
  • Горючая маслянистая жидкость
  • Чёрный цвет
  • Легче воды

Часто сопутствует добыче нефти

резину, искусственные волокна

  • Руды чёрных металлов: красный и бурый железняк
  • Руды цветных металлов:Медь

  • Быстро нагреваются и хорошо проводят тепло
  • Обладают электропроводностью
  • Некоторые обладают магнитными свойствами
  • Прочные, пластичные
  • Долговечные
  • Строительство
  • Провода
  • Рельсы
  • Компасы и магниты
  • Машиностроение, самолётостроение, кораблестроение

Топливо для атомных электростанций

  • Мягкий пластичный металл желтоватого цвета
  • Блеск, который сохраняется долгое время, не тускнея

Полезные ископаемые, применяемые в строительстве

  • Гранит
  • Мрамор
  • Песок
  • Глина
  • Гипс
  • Известняк

фундаменты больших зданий, станции метро, набережные, памятники

  • Серого цвета, иногда с красноватым оттенком
  • Очень твёрдый и прочный материал

Санкт-Петербург. Набережная Невы

  • Прочный
  • Хорошо полируется
  • Разнообразные оттенки цветов и узоры прожилок
  • Украшение стен, полов зданий, станций метро

  • Рыхлый
  • Сыпучий
  • Не растворим в воде
  • Строительство дорог
  • Приготовление цемента и бетона
  • Белый кварцевый песок используют для изготовления стекла

Песчаный карьер в Подмосковье

  • Красного, белого, серо-голубого цвета
  • Мокрая глина – вязкая и пластичная
  • После прокаливания – твёрдая и хрупкая

  • Производство кирпичей, строительство
  • Гончарное дело

  • Мягкий минерал белого или желтоватого цвета
  • Кристаллы гипса напоминают пластинки, иголочки или лепестки

  • Строительство и архитектура
  • Скульптура
  • Медицина

  • Чёрный
  • Мягкий
  • Легко оставляет след на бумаге
  • Грифели карандашей
  • В деталях приборов и машин

  • Цвет зелёный, синий, красный
  • Кристаллы апатита – шестигранники
  • После специальной обработки похож на драгоценный камень

  • Из него изготавливают ценные удобрения
  • Используют в ювелирном деле

отрасль науки и техники, занимающаяся добычей полезных ископаемых

скопления полезных ископаемых

Способы добычи полезных ископаемых:

Открытым способом в карьерах

Разработка месторождения известняка

Ружеальский каменный каньон – добыча мрамора

Солёное озеро Баскунчак в Астраханской области

Добыча каменного угля. Урал

Добыча руды открытым способом в карьере

Строительство нефтепроводов и газопроводов

Полезные ископаемые Нижегородской области

  • Торф
  • Фосфориты
  • Железные руды
  • Кварцевые пески
  • Глины
  • Титан-циркониевые руды «чёрные пески»

Исчерпаемы ли запасы полезных ископаемых?

Запасы Земли не бесконечны !

-Бережного и экономного использования полезных ископаемых

-Полной выработки месторождений

-Контроля за полной и эфективной переработкой добытого

-Создания искусственных материалов, которые могли бы заменить естественные

Тысячи лет вода растворяет в горных породах минералы и уносит их прочь

Столбики из натёков капель воды с крупицами минералов, «растущие» снизу вверх

Каменные сосульки, «растущие» со сводов пещеры вниз

От чего зависит цвет сталактитов и сталагмитов?

От минералов, из которых они состоят

  • Насекомые, черви, пауки
  • Протеи – хвостатые земноводные
  • Летучие мыши

источник

Человек давно научился применять то, что так щедро дает ему природа. Полезные ископаемые – еще одно богатство Земли. На этом уроке мы поговорим о добыче, свойствах и применении таких полезных ископаемых как гранит, известняк, песок, глина, торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ. Поговорим об охране подземных богатств и месторождениях полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек. Земная кора – источник самых разнообразных полезных ископаемых: нефти, каменного угля, железной руды, меди, золота, никеля и многих других.

Гранит – одно из наиболее известных полезных ископаемых (рис. 1).

Он очень прочный и тяжелый, встречается не только в горных районах, но и на равнинах. Гранит может быть серого, темно-красного, дымчатого цветов. Часто встречаются белые или черные вкрапления. Состоит из кварца, слюды, полевого шпата. Используется в строительстве, как облицовочный материал. Имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнению, потому он оптимален для мощений как внутри помещений, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, для создания столешниц и колонн (рис. 2–4).

Рис. 2. Гранитные ступени лестницы (Источник)

Рис. 3. Облицовка пола и стен гранитом (Источник)

Известняк – это мономинеральная порода, состоящая из кальцита с примесями (рис. 5).

Из известняков сложены целые горные цепи в Альпах, он широко распространен и в других местах. Известняк не блестит, обычно светло-серого цвета, хотя может быть белым и темным, почти черным, голубоватым, желтоватым или розовым – в зависимости от состава примеси. Используется в строительстве, в качестве удобрения, из него изготавливают школьный мел (рис. 6).

Песок и глина – это очень распространенные горные породы, они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используется в строительстве, а также при изготовлении стекла (рис. 7–9).

Рис. 8. Песок используется в строительстве (Источник)

Из глины же делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы (рис. 10–12).

Влажная глина очень хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство называют пластичностью. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали прочными и твердыми (рис. 13–15).

Изделия из обожженной глины называют керамикой (рис. 15).

Торф – это горючее полезное ископаемое, образованное скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот (рис. 16).

Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполностью разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Слой торфа в болотах не менее 30 см. Используется торф комплексно: как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал. Использовать торф нужно экономно, потому что он медленно образуется в природе. Очень важно оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары очень трудно потушить, а ведь возникнуть они могут из-за непотушенного костра, от неосторожно брошенной спички и по другим причинам.

Уголь – это горная порода, которая образовалась в недрах земли из останков древних растений (рис. 17).

Сначала образовался торф, а потом из него уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, антрацит, каменный уголь (рис. 18–20).

Уголь – это горючее полезное ископаемое. При горении он дает много тепла, вот почему его используют как топливо. Кроме того уголь служит сырьем для химической промышленности, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Уголь коксуется, а кокс используется в металлургическом производстве. Уголь добывают в специальных шахтах и карьерах (рис. 21).

Железная руда – это общее название нескольких разновидностей материалов, которые служат источником железа (рис. 22).

Читайте также:  Фрукт помело полезные свойства

Они бывают черного, бурого, желтоватого или красноватого цветов. Самое главное свойство железной руды – это плавкость. На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна делают сталь (рис. 23).

Рис. 24. Чугунный радиатор отопления (Источник)

Рис. 25. Столовые приборы из нержавеющей стали (Источник)

Чугун очень хрупок, поэтому он идет на изготовление только некоторых деталей. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Из стали делают очень многое: от кухонных ножей до машинных механизмов (рис. 24, 25). Железную руду добывают в шахтах или карьерах. Как и другие полезные ископаемые, железную руду нужно расходовать экономично. В железной руде, кроме железа, содержатся другие ценные химические элементы, такие как титан, ванадий, кобальт. Это очень важные вещества. Например, без титана невозможно обойтись при создании космических ракет.

Нефть – это густая маслянистая жидкость темного цвета с резким запахом (рис. 26).

Она горючая. Попадая в воду, нефть растекается тонкой пленкой по ее поверхности. Ученые считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад. Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают топливо (бензин, керосин), мазут, смазочные масла, различные лаки, краски, пластмассы и многое другое. Для добычи нефти строят специальные буровые вышки и бурят глубокие скважины (рис. 27).

По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится помогать. Для этого ее выкачивают мощными насосами. Добытая нефть используется не только на территории нашей страны. Россия – один из самых крупных в мире экспортеров нефти. В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам – это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железной дороге в цистернах и особых морских суднах – нефтеналивных танкерах (рис. 28).

Рис. 28. Нефтеналивной танкер (Источник)

Природный газ – это очень хорошее топливо, его используют не только в быту, но и на электростанциях, котельных и на заводах (рис. 29–31).

Рис. 29. Добыча природного газа (Источник)

Рис. 31. Использование природного газа в быту (Источник)

Чтобы добыть газ из-под земли, бурят скважину, от месторождения на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Очистить загрязненную реку, посадить новый лес на месте вырубленного, получить потомство от редких или исчезающих видов животных хотя и непросто, но можно. А вот восстановить природные богатства практически невозможно. Полезные ископаемые образовались в недрах нашей земли за миллионы лет, вот почему нужно использовать их очень экономично. Часто случается так: добывают одно полезное ископаемое, а вместе с ним попадаются и другие, например, в железной руде вместе с железом добывают и другие ценные металлы, а вместе с нефтью – попутный газ. Их тоже нужно обязательно использовать.

Когда полезные ископаемые перевозят, строго следят за тем, чтобы твердые вещества не рассыпались, а нефть не проливалась, не попадала в почву, реки, моря, ведь так можно потерять много полезных ископаемых и загрязнить окружающую среду (рис. 32).

Рис. 32. Перевоз полезных ископаемых (Источник)

Вместо железной руды нередко можно использовать металлолом, а ценные материалы заменять более дешевыми. Например, сталь – пластмассой.

Как известно, полезные ископаемые относятся к неживой природе, но оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда еще не было людей, не исчезли бесследно, их остатки превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ, и этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая тесная связь существует между живой и неживой природой, между природой и человеком.

Месторождением полезных ископаемых называют территорию, где присутствуют скопления минеральных образований, выходящих на поверхность или находящихся в недрах земной коры. В результате определенных геологических процессов природного характера создаются приемлемые условия для залегания полезных ископаемых. В месторождениях полезных ископаемых могут залегать следующие типы минеральных образований:

Полезные ископаемые газового типа (горючие и негорючие газы).

Полезные ископаемые жидкого типа (подземные воды и нефть).

Полезные ископаемые твердого типа (горные породы).

Месторождения полезных ископаемых имеют несколько классификаций, отличающихся по функциональным и практическим особенностям. С точки зрения промышленной эксплуатации месторождения полезных ископаемых подразделяют на такие типы:

Металлорудные месторождения, в которых залегают руды различных металлов (черных, драгоценных, цветных или даже радиоактивных).

Месторождения нерудного и неметаллического характера, которые служат для добычи сырья для промышленного, технического, химического, строительного и металлургического назначения.

Месторождения горючих полезных ископаемых, содержащие такие материалы, как торф, нефть, уголь, горючие газы и т. д.

Месторождения гидроминерального характера, где залегают подземные минеральные воды.

После обнаружения месторождение полезных ископаемых исследуется: определяется количество полезных и вредных компонентов в минеральных образованиях, которые пригодны для обработки. В случае если в месторождениях присутствует минимальное количество полезного сырья и его качество не достигает поставленных пределов, но при этом пригодно для эксплуатации в той или иной сфере, то такие месторождения называются промышленными кондициями. Месторождения полезных ископаемых могут истощаться, поэтому относиться к полезным ископаемым нужно бережно и расходовать их экономично.

На следующем уроке мы узнаем, из чего состоят все живые организмы (в том числе наше тело), из чего состоит клетка любого живого организма и много других интересных фактов.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Полезные ископаемые России».
  2. Подготовьте небольшое сообщение об одном из полезных ископаемых России.
  3. Обоснуйте необходимость рационального использования угля или нефти.
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте сканворд (до 20 вопросов) «Полезные ископаемые моего края».

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Источники:
  • http://multiurok.ru/files/polieznyie-iskopaiemyie-2.html
  • http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/rodnoy-kray-chast-bolshoy-strany/poleznye-iskopaemye-tvoego-kraya