Меню Рубрики

Рассмотрите картосхему какую полезную информацию вы можете получить

Практическая работа №1.

Тема: «Ознакомление с географическими картами различной тематики».

1. усвоить, что географическая карта является, с одной стороны, важнейшим источником географической информации, а с другой стороны, методом географического исследования.

2. закрепить следующие умения:

— отбирать необходимую информацию с представленной для анализа географической карты;

— отбирать критерии для сравнения полученной информации в ходе анализа географических карт.

Время выполнения работы 2 часа.

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши.

Задание 1. Для проведения задания изучите оглавление географического атласа за 10 класс.

1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт?

1.2. Разделите все каты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт?

Задание 2.Внимательно рассмотрите политическую карту мира в географическом атласе. Ответьте на вопросы:

2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира?

2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира?

Задание 3. Для выполнения используйте политическую карту мира.

3.1. Определите самую крупную по площади территории стран мира.

3.2. Перечислите страны, территории которых омываются водами Северного Ледовитого океана.

3.3 Запишите единственное в мире государство, занимающее территорию целого материка.

3.4 Отметьте самые крупные страны по площади в контурной карте и подпишите их.

Практическая работа №2.

Тема:Географические карты различной тематики и их прак­тическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Цель работы:

1. Усвоить этапы формирования политической карты мира, причины и факторы формирования и последующего распада крупных колониальных империй, особенности размещения природных ресурсов в колониальных владениях крупнейших империи, сущность современных процессов изменения политической карты мира.

2.Закрепить и развить следующие умения:

— составить карты (картосхемы) по предложенным комплексным заданиям.

— отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи

— оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию.

Время выполнения работы: 2 часа

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши.

Задание 1.Для выполнения задания используйте текст учебника §1, заполните таблицу. Для каждого региона указать 3-3 страны или территории . входящие в состав определенной империи, если такие есть.

Колониальные империи нового этапа формирования политической карты мира.

Колониальная империя Страны (территории) разных регионов, входившие в состав империй
Европа Азия Африка Америка Австралия

Задание 2. На контурной карте мира разными цветами покажите колониальные империи и входившие в их состав страны или территории. Цвета окраски внесите в условные обозначения.

Практическая работа № 3

Тема: Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

Цель работы:

1. Изучить современное положение стран на политической карте мира, усвоить деление крупных регионов мира на субрегионы.

2. Закрепить и развить следующие умения:

— наносить информацию на контурные карты по предложенным заданиям с применением традиционных картографических обозначений.

— отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи.

— оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию.

Время выполнения работы: 2 часа

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши.

Задание 1.Используйте для выполнения задания карты учебника и региональные карты атласа.

1.1. На контурной карте мира разной фоновой окраской покажите регионы мира: Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Латинскую Америку, Австралию, Океанию.

1.2. Определите крупнейшие по площади территории государства регионов, обозначьте столицы этих стран и подпишите названия столиц.

Задание 2. Используйте для выполнения задания карты субрегионов (Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Латинскую Америку, Австралию, Океанию). И текст учебника.

2.1. На контурной карте какого либо региона (по заданию или на ваш выбор) с помощью фоновой окраски покажите субрегионы, на которые принято делить данные регионы. Цвет фоновой окраски нанесите в условные обозначения.

Практическая работа №4.

Тема: «Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития».

Цель работы:

1. Усвоить социально – экономические различия между развитыми и развивающимися странами мира; критерии выделения отдельных подгрупп внутри развитых и развивающих стран мира; названия подгрупп развитых и развивающихся стран мира.

2. Закрепить и развивать следующие умения:

— отбирать из учебника информацию, необходимую для выполнения задания;

— оценивать и объяснять экономические и социальные показатели отдельных стран и регионов мира.

— сравнивать и анализировать различные статистические материалы.

Время выполнения работы:2 часа.

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши.

Задание 1.Используя материалы подраздела 1.2 учебника, заполните таблицу.

Характеристика социально – экономических особенностей групп развитых стран мира

№ п/п Группа развитых стран мира Страны, входящие в состав группы Социально – экономические особенности группы

Задание 2. Используя материалы подраздела 1.2 учебника, заполните таблицу.

Характеристика социально – экономических особенностей групп развивающихся стран мира

№ п/п Группа развитых стран мира Страны, входящие в состав группы Социально – экономические особенности группы

Практическая работа №5.

Тема:Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основ­ными видами природных ресурсов.

Цель работы:

1. Усвоить содержание понятий «природные ресурсы», «ресурсообеспеченность», «природно-ресурсной потенциал», изучить виды природных ресурсов, потребность человеческого общества в различных природных ресурсах.

2. Закрепить и развить следующие умения:

— работать с различными источниками географической информации.

— оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

— сравнивать и анализировать различные статистические материалы.

Время выполнения работы:2 часа.

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши

Задание 1.Используя карту минеральных ресурсов географического атласа мира для 10 класса, сравнить обеспеченность минеральных ресурсах США и Италии.

2.1.Выпишите с помощью условных обозначений и общепринятых знаков виды полезных ископаемых, добываемых на территории изучаемых стран. Используйте при этом последовательность описания пяти основных категорий минеральных ресурсов, представленных в учебнике (стр. 26, Состав минеральных ресурсов). Полученные материал запишите в виде таблицы.

Обеспеченность минеральными ресурсами США и Италии.

Категории минеральных ресурсов Виды полезных ископаемых
США Италия

Задание 2.Сравните обеспеченность США и Италии разными категориями минеральных ресурсов. Запишите свои выводы.

Практическая работа № 6.

Тема: Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

Цель работы:

1. Усвоить содержание понятий «природные ресурсы», «ресурсообеспеченность», «природно-ресурсной потенциал», изучить виды природных ресурсов, потребность человеческого общества в различных природных ресурсах.

2. Закрепить и развить следующие умения:

— работать с различными источниками географической информации.

— оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

— сравнивать и анализировать различные статистические материалы.

Время выполнения работы:2 часа.

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши

Задание 1.Используя карту минеральных ресурсов географического атласа мира, сравните обеспеченность минеральными ресурсами (страны выберите сами). Заполните таблицу:

Категории минеральных ресурсов Виды полезных ископаемых

Выпишите виды полезных ископаемых, добываемых на территории изучаемых стран, впишите 5 основные категории минеральных ресурсов.

Задание 2.Используя таблицу, отметь на контурной карте, страны с добычей нефти и природного газа.

Нефть Природный газ.
Страна регион Запасы млрд.т. Страны регион Запасы млрд.т.
Саудовская Аравия Азия 36,0 Россия Европа, Азия 47,57
Ирак Азия 15,2 Иран Азия 23,0
Кувейт Азия 13,3 Катар Азия 14,40
ОАЭ Азия 13,0 Саудовская Аравия Азия 6,22
Иран Азия 12,3 ОАЭ Азия 6,01
Венесуэла Латинская Америка 11,2 США Северная Америка 5,02
Россия Европа, Азия 6,7 Алжир Азия 4,52
Ливия Африка 3,8 Венесуэла Латинская Америка 4,18
Мексика Латинская Америка 3,8 Нигерия Африка 3,51
США Северная Америка 3,7 Ирак Азия 3,40
Китай Азия 3,3 Туркмения Азия 2,86
Нигерия Африка 3,2 Индонезия Азия 2,62
Катар Азия 2,0 Австралия Австралия 2,55
Норвегия Европа 1,3 Пакистан Азия 2,12
Алжир Африка 1,2 Узбекистан Азия 1,87
Бразилия Латинская Америка 1,2 Казахстан Азия 1,84
Казахстан Азия 1,1 Нидерланды Европа 1,77
Азербайджан Азия 1,0 Канада Северная Америка 1,69
Канада Северная Америка 0,8 Малайзия Азия 1,37

Задание 2.1 Используйте данные таблицы, постойте диаграммы Различного вида, выберите сами).

источник

Подробное решение тема Тема 2 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 10 класс можно найти тут

Задание 1. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составьте конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.

Проследим ресурсообеспеченность нефтью по странам мира. Учитывая известные запасы нефти и современный уровень ее добычи, по странам можно выделить ряд ресурсоизбыточных стран по запасом нефти (страны ОПЕК, Персидского залива, в частности Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт обеспечены нефтью более чем на 100 лет). К ресурсодостаточным странам относят Иран, Венесуэлу, Мексику. Страны, разведанных запасов нефти которых хватит на 20 и менее лет, можно отнести к ресурсонедостаточным (Россия, Китай, США).

Задание 2. Проанализируйте данные табл. 1 в тексте и таблиц 3, 4, 5 и 19 в «Приложениях». Рассчитайте, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железной руды при современном уровне их добычи (см. инструкцию, с. 59). Какие проблемы возникают в связи с этим?

Высчитать точное количество лет, на которые хватит известных запасов минеральных ресурсов, сложно, так как каждый год открываются новые месторождения. Также по годам может изменять показатель добычи минеральных ресурсов.

Задание 3. Используя текст учебника, карту минеральных ресурсов мира в атласе и таблицы 3, 4, 5 в «Приложениях», проанализируйте размещение топливных полезных ископаемых. Назовите страны, обладающие значительными запасами угля, нефти, крупнейшие их бассейны. Какие выводы можно сделать на основе анализа?

Основная часть угольных ресурсов приходится на Азию, Северную Америку и Европу. Среди стран по запасам угля лидирует США, Россия, Китай. Крупнейшие угольные бассейны мира: Аппалачский (США), Пенсильванский (США), Новый Южный Уэльс (Австралия), Донецкий (Украина), Тунгусский (Россия), Ленский и Канско-Ачинский бассейн (Россия).

Основные запасы нефти также находятся в Северном полушарии и сконцентрирована в относительно небольшом числе крупнейших бассейнов. По количеству нефтеносных бассейнов-гигантов и запасам особо выделяется район Персидского залива. Мировым лидером является Саудовская Аравия, Иран, Ирак. Крупнейшие нефтегазоносные бассейны мира: Персидский залив, озеро Маракайбо, Западная Сибирь, Аляска и пр.

Таким образом отчетливо прослеживается тяготение запасов топливных полезных ископаемых к толщам осадочного чехла в пределах внутренних и краевых прогибов древних платформ.

Задание 4. Проанализируйте рис. 2. Рассчитайте, какое количество минерального сырья извлекалось из недр Земли в 1900, 1950, 1980 и 2005 гг. из расчёта на душу населения. Сравните показатели, установите тенденцию и объясните её.

(данные о количестве населения взяты из учебника: 1900 г – рис. 7, стр. 66, данные за остальные года – табл. 11 Приложение)

Таким образом рост численности населения сопровождается ростом добычи минерального сырья, которое используется в хозяйственной деятельности человека.

Задание 5. Проанализируйте рис. 4, карту мировых земельных ресурсов в атласе и табл. 6 в «Приложениях». Сравните обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями. Приведите примеры многоземельных и малоземельных стран. Опираясь на знания по курсу географии материков и океанов, объясните причины таких различий. Обоснуйте своё мнение.

Наибольшая обеспеченность пахотными землями характерна для Европы, стран СНГ, Северной Америки, Азии (Индия, Китай). На количество пахотных земель влияют природные условия, в тропическом и экваториальном поясе доля пахотных земель в разы меньше чем в умеренном. Также на данный показатель влияет количество населения, чем больше населения страны, тем больше пахотных земель необходимо для обеспечения ее продуктами питания.

Задание 6. Найдите в Интернете и рассмотрите космические снимки пустынь: Сахары, Аравийской, Гоби, Калахари, Австралийских пустынь. Используйте их для характеристики процесса опустынивания.

Антропогенное опустынивание охватило более 1 млрд га и продолжает увеличиваться. Сильное опустынивание получило распространение в Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии. Опустынивание влечёт за собой полную и необратимую деградацию земли. Для восстановления земель, поражённых сильным опустыниванием, нужны большие капиталовложения и длительное время.

Задание 7. Пользуясь рис. 5, сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресной воды. По карте в атласе рассмотрите размещение крупных водохранилищ мира, сделайте выводы и используйте их для подтверждения текста учебника.

Наиболее обеспеченными регионами мира по ресурсам речного стока являются Латинская Америка, Экваториальная Африка, Юго-Восточная Азия, Северная Америка и СНГ. Среди стран мировыми лидерами являются Суринам (Латинская Америка), Конго (Экваториальная Африка), Канада. Также в лидирующую десятку входят Россия, Норвегия, Новая Зеландия, Бразилия, Либерия. Именно в этих регионах размещены крупнейшие водохранилища. Регионами наименее обеспеченными ресурсами пресной воды являются: Северная Африка (Египет, Ливия, Алжир и пр.), Европа, Юго-Западная Азия (Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак и пр.), Восточная Азия (Китай, Индия).

Читайте также:  На каком масле полезнее жарить растительном или сливочном

Задание 8. Проанализируйте данные табл. 7 в «Приложениях» и дайте сравнительную характеристику гидроэнергетического потенциала крупных регионов мира.

Речной сток широко используется и для получения гидроэнергии. Мировой гидроэнергетический потенциал, пригодный для использования, оценивается в 8 трлн кВт • ч возможной выработки электроэнергии. Среди регионов мира наибольшим потенциалом обладает Зарубежная Азия (28,1% от общего потенциала), на втором месте располагается Латинская Америка (20%), далее идет СНГ (15,6%), Африка (13,8%), Северная Америка (12,5%). Наименьшим потенциалом обладают Зарубежная Европа (8,8%), Австралия и Океания (1,2%). Более 1/2 этого потенциала приходится всего на шесть стран: Китай, Россию, Бразилию, Канаду, Индию, ДР Конго.

Задание 9. Проанализируйте рис. 6. С помощью этого рисунка, а также основного текста охарактеризуйте два главных лесных пояса планеты. Дайте оценку обеспеченности отдельных стран, выделив страны, очень богатые и очень бедные лесными ресурсами.

Леса мира образуют два огромных по протяжённости пояса северный и южный. Северный лесной пояс находится в зоне умеренного и отчасти холодного и субтропического климатов. На него приходится 1/2 всех лесных массивов в мире. Южный лесной пояс находится в основном в зоне тропического и экваториального климатов. На него приходится 1/2 всех лесных массивов и общего запаса древесины.

Наиболее богатыми странами на запасы древесины являются: Россия, Канада, Бразилия, страны Экваториальной Африки. Наименьшие запасы у стран расположенных в тропическом пояске (Алжир, Египет, Саудовская Аравия и пр.).

Задание 10. Проанализируйте карту минеральных ресурсов Мирового океана в атласе. Дайте общую характеристику этих ресурсов. Определите районы континентального шельфа и глубоководного ложа Океана, наиболее богатые минеральными ресурсами. Можно ли на основании проведённого анализа наметить перспективы развития морской горнодобывающей промышленности?

К минеральным ресурсы дна Мирового океана относятся ресурсы континентального шельфа (нефть и природный газ) и железомарганцевые руды глубоководного ложа

Минеральные ресурсы Мирового океана делятся на ресурсы континентального шельфа и глубоководного дна. К ресурсам континентального шельфа относятся: нефть и газ, оловянные руды, янтарь, фосфориты и пр. Железно-марганцевые руды тяготеют к глубоководной части Мирового океана. Самые крупные нефтегазоносные бассейны на шельфе Атлантического океана разведаны у берегов Европы (Североморский), Африки (Гвинейский), Центральной Америки (Карибский), менее крупные – у берегов Канады и США, Бразилии. Оловянная руда активно добывается в районе шельфа Юго-Восточной Азии. Вокруг «оловянных островов» этого района они прослеживаются на расстоянии 10–15 км от берега и до глубины 35 м. Большие залежи фосфоритов обнаружены на шельфе западного и восточного побережий США, в полосе атлантического побережья Африки, вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки. Наибольшие скопления железомарганцевых конкреций находятся в Тихом океане, где делятся на три зоны — северную, среднюю и южную.

Задание 11. Пользуясь текстом учебника, составьте в тетради классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана». Примените её для доказательства положения о том, что Мировой океан является кладовой разнообразных природных богатств.

Природные ресурсы Мирового океана:

1 – морская вода (служит важным источником получения магния, брома, йода и других химических элементов);

2 – минеральные ресурсы дна Мирового океана (ресурсы континентального шельфа: нефть и природный газ, железомарганцевые руды глубоководного ложа;

3 – энергетические ресурсы Мирового океана (заключённые в суточных приливно-отливных движениях, в энергии морских волн и температурного градиента);

4 – биологические ресурсы (животные и растения).

Задание 12. Опираясь на знания по физической, экономической и социальной географии своей республики, края, области, приведите примеры: 1) рекреационно-лечебных; 2) рекреационно-оздоровительных; 3) рекреационно-спортивных; 4) рекреационно-познавательных территорий. По возможности используйте при этом собственные наблюдения и впечатления. Подготовьте альбом (транспарант), посвящённый этой территории. Есть ли в вашей республике, крае, области объекты Всемирного наследия?

Рекреационный потенциал республики Алтай. Алтай представляет собой уникальный природный комплекс богатый рекреационными ресурсами. В первую очередь к ним стоит отнести: природно-климатическими условиями, большое количество солнечных дней, наличие горно-климатических зон и т.д. Около четверти территории региона имеет статус особо охраняемой территории, включенной в список всемирного наследия под эгидой ЮНЕСКО. Также туристическими достопримечательностями является Телецкое озеро, Алтайский и другие заповедники, гора Белуха, плоскогорье Укок, пещеры, курганы, Улалинская палеолитическая стоянка – самая древняя стоянка первобытного человека и др.

Задание 13. В апреле 2010 г. на нефтяной платформе в Мексиканском заливе произошёл пожар, приведший к масштабной экологической катастрофе. Используя Интернет и геоинформационную систему, подготовьте сообщение об этом экологическом бедствии.

В апреле 2010 г. на нефтяной платформе Deepwater Horizon, расположенной в Мексиканском заливе, произошла авария, которая привела к взрыву платформы и выбросу в Мексиканский залив огромного количества нефти. Разлив нефти продолжался 152 дня с 20 апреля по 19 сентября 2010 года, до момента полного закупоривания скважины, из которой происходила утечка. За это время в залив попало более 5 миллионов баррелей нефти. Данная авария привела к массовой гибели животного и растительного мира залива, резкому сокращению, а в некоторых регионах полному запрету морского промысла. Также нефтяное пятно достигло побережья США, в результате чего был нанесен ущерб побережной линии (гибель растений и животных, загрязнение почвы и подземных вод), увеличилось количество людей страдающих кожными заболеваниями, был нанесен ущерб туристической сфере, рыболовная отрасль.

Задание 14. Используя Интернет и другие средства массовой информации, приведите по нескольку примеров: а) положительных результатов природоохранной деятельности и осуществления экологической политики; б) отрицательного воздействия антропогенных вмешательств в окружающую природную среду.

А) Создание природоохранных территорий (заповедников, заказников и парков), сокращение выбросов углекислого газа в городах в результате частичного запрета использования автомобилей в центре города, установка очистительных фильтров на заводах и пр.

Б) Вырубка лесов, загрязнение воды и почвы в результате чрезмерного использования минеральных удобрений, выбросы углекислого и сернистого газа в атмосферу и как результат выпадение кислотных дождей и пр.

15.1. На основе приобретённых знаний назовите причины следующих явлений: а) во второй половине XX в. степень «очеловеченности» географической среды резко возросла; б) при разработке полезных ископаемых наиболее выгодно использовать их территориальные сочетания; в) в наше время «нагрузка» на землю возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается; г) рост водопотребления создаёт реальную угрозу возникновения дефицита пресной воды.

А) Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни. Именно поэтому ее состояние играет важную роль для человека.

Б) Значительная часть полезных ископаемых представлена в виде руд, которые сочетают в себе несколько видов ископаемых. Совместная их добыча уменьшает затраты на добычу и отрицательное воздействие на окружающую среду.

В) Так как население Земли растет, то требуется больше пахотных земель для выращивания с/х культур. При нерациональном использовании (загрязнении, эрозии) количество пригодных земель уменьшается.

Г) В последние годы потребление воды увеличилось как в жилищно-коммунальной сфере, так и для с/х. При этом часть пресной воды, в результате ее использования и загрязнения, становится непригодной для дальнейшего использования, что приводит к сокращению объемов чистой питьевой воды.

15.2. Сформулируйте по тексту темы не менее трёх проблемных вопросов. Предложите ответы на них и обсудите их с товарищами.

— Причины возникновения дефицита пресной воды? Какие возможные пути ее решения вы можете предложить?

— Добыча нефти на континентальном шельфе, за и против?

— Альтернативные источники энергии, их плюсы и минусы?

15.3. Изучите текстовые карты и карты атласов, характеризующие мировые природные ресурсы. Определите, какими картографическими способами они составлены.

Картографические способы изображения, графические методы, используемые на картах для показа пространственного размещения явлений, их сочетаний, связей и развития. При составлении карт природных ресурсов мира наиболее часто используют: способ количественного фона, способ знаков, картодиаграмм, знаки движения и пр.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

1. В чём сходство и различие между понятиями «природа» и «географическая среда»?

Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития. Понятия «природа» и «географическая среда» принципиально сходные. Однако первое более широкое.

2. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (для невозобновляемых), либо его запасами из расчёта на душу населения (для возобновляемых). На показатель ресурсообеспеченности влияют масштабы извлечения (потребления) ресурсов, поэтому судить только по данным о запасах нельзя.

3. В чём заключаются изменения, происходящие в структуре мирового земельного фонда?

В структуре земельного фонда увеличивается доля пахотных земель, в результате постоянного увеличения площадей земель использующихся в сельском хозяйстве. Одновременно с этим увеличивается доля истощенных земель и земель подверженных опустыниванию, в результате нерационального использования земель в сельском хозяйстве.

4. В чём причины обострения водной проблемы человечества?

Ресурсы пресной воды составляют лишь 3% общего объёма гидросферы. Значительная их часть законсервирована в ледниках, таким образом ограничивая доступ человека к ним. При этом с каждым годом потребление воды растет. Главным потребителем воды является сельское хозяйство, где велик безвозвратный расход воды. Также стоит учесть неравномерность распределения водных ресурсов по странам.

5. Каковы отрицательные последствия выпадения кислотных осадков?

В результате выпадения кислотных осадков происходит загрязнение водоемов и почвы, что приводит к гибели животного и растительного мира на территории.

6. Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?

В природе постоянно происходит круговорот веществ, который затрагивает все регионы мира. Так выбросы углекислого и сернистого газа Великобританией выпадают в виде кислотных осадков над территорией других стран (находящихся восточнее Великобритании, на пути западного переноса воздушных масс). Таким образом все страны связаны друг с другом, именно поэтому для проведения природоохранной деятельности недостаточно мер, предпринимаемых отдельными странами. Необходимы усилия всего мирового сообщества.

1. Почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую, а прежде всего, как общественную, социальную проблему?

Потому что взаимодействие общества и природы в наши дни стало одной из главных общечеловеческих проблем.

2. В чём заключается рациональное использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов?

Рациональное использование невозобновляемых ресурсов заключается в их последовательном использовании с расчетом на обеспечение ими ближайшего будущего. При использовании возобновляемых ресурсов необходимо учитывать время, которое будет затрачено на их восстановление и основываясь на этом производить их использование.

3. Что означают слова великого немецкого географа Александра Гумбольдта: «Человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни»?

В результате хозяйственной деятельности человека увеличивается доля земель, которые подвержены эрозии и опустыниванию и уже не пригодны для сельскохозяйственного использования.

4. Какую роль играет географическая наука в решении проблем природопользования и экологии?

С ее помощью можно изучить причины возникновения экологических проблем, найти способы их решения.

1. Какие крупнейшие в мире бассейны какого из следующих видов полезных ископаемых обозначены на картосхеме: 1) угля; 2) нефти; 3) железной руды?

На карте указаны месторождения железной руды: Лотарингский железорудный бассейн (Европа), Кирунавара (Швеция), Криворожское (Украина), месторождение Верхнего озера (США), Каражас и Итабира (Бразилия) и др.

2. Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью пахотными землями: Австралия, Япония, ФРГ, Китай, Аргентина?

Наибольшая обеспеченность пахотными землями – Австралия, Аргентина, Германия; наименьшая – Япония, Китай.

3. Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью водными ресурсами: Канада, Бразилия, Конго, Саудовская Аравия, Египет?

Наибольшая обеспеченность водными ресурсами – Канада, Бразилия, Конго; наименьшая – Саудовская Аравия, Египет.

1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Великобританию, Нидерланды, Испанию, Швецию, Индию, Египет, Демократическую Республику Конго, ЮАР, Мексику, Аргентину?

2. Дать определение понятий «географическая среда», «ресурсообеспеченность», «географическое ресурсоведение»?

Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (для невозобновляемых), либо его запасам и из расчёта на душу населения (для возобновляемых).

Читайте также:  Сироп бузина полезные свойства

География ресурсоведения — наука, изучающая размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов, вопрос их охраны, воспроизводства и рационального использования.

3. Объяснить основные закономерности размещения топливных и рудных ресурсов мира?

Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и размещены в районах, где осадочных чехол сопутствует внутренним и краевым прогибам древних платформ. Так основная часть угольных ресурсов приходится на Северное полушарие — Азию, Северную Америку и Европу. Основные запасы нефти также находятся в Северном полушарии и сконцентрирована в относительно небольшом числе крупнейших бассейнов. По количеству нефтеносных бассейнов-гигантов и запасам особо выделяется район Персидского залива, по количеству газоносных бассейнов лидирует Западная Сибирь в России.

Рудные полезные ископаемые обычно сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям. В таких областях они нередко образуют огромные по протяжённости рудные (металлогенические) пояса. Самыми большими запасами железных руд обладают Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Китай, бокситов — Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, медных руд — Чили, США, Канада.

4. Назвать моря и заливы, в акваториях которых сосредоточены главные шельфовые месторождения нефти и природного газа?

Ответ: Северное море, Балтийское море, Каспийское море, Охотское море, Мексиканский залив, Персидский залив и пр.

5. Рассказать о размерах и структуре мирового земельного фонда?

Мировой земельный фонд составляет 13,4 млрд га. Под ним понимается вся поверхность суши, пригодная для хозяйственной деятельности человека. Структура земельного фонда включает: земли сельскохозяйственного назначения (прежде всего пахотные угодья), земли занятые населенными пунктами, земли природоохранного назначения, земли лесного фонда и пр.

6. Дать количественную характеристику водных ресурсов суши и «водного пайка» планеты?

Ресурсы пресной воды (суши) составляют лишь 3% общего объёма гидросферы. Подавляющая часть пресных вод «законсервирована» в ледниках Антарктиды, Гренландии, во льдах Арктики и в горных ледниках. Главным источником удовлетворения потребностей человечества в пресной воде были и остаются речные воды («водный паёк» планеты). Главный потребитель пресной воды — сельское хозяйство, где очень велик безвозвратный расход воды, особенно на орошение. Промышленно-энергетическое и коммунально-бытовое потребление воды также всё время растёт. Запасы пресной воды на Земле распределены крайне неравномерно. В экваториальном поясе и в северной части умеренного пояса она имеется в достатке и даже в избытке, а в засушливом поясе Земли, который охватывает около 1/3 территории суши, дефицит воды ощущается особенно остро.

7. Объяснить, как сведение лесов отражается на генофонде планеты и биоразнообразии?

Леса являются средой обитания для огромного числа растений, насекомых, птиц и животных. Истребляя их ареал обитания мы ускоряем темпы исчезновения разных видов, что может привести к полному вымиранию вида, что сказывается на уменьшении биоразнообразия планеты.

8. Дать краткую характеристику рекреационных ресурсов?

К рекреационным ресурсам относятся как природные, так и антропогенные объекты и явления, которые можно использовать в целях отдыха, туризма и лечения. Рекреационные ресурсы делятся на: рекреационно-лечебные (минеральные воды), рекреационно-оздоровительные (пляжи), рекреационно-спортивные (горнолыжные базы) и рекреационно-познавательные (исторические памятники). В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекают такие страны, как Италия, Испания, Франция, Швейцария, Болгария, Индия, Китай, Турция, Мексика, Египет и др., где богатые природно-рекреационные ресурсы сочетаются с культурно-историческими достопримечательностями.

9. Оценить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ:

а) мировые общегеологические запасы угля намного превосходят запасы нефти — ВЕРНО;

б) в структуре мирового земельного фонда преобладает пашня — НЕВЕРНО (в структуре земельного фонда преобладает малопродуктивные и непродуктивные (пустыни, ледники и пр.) земли);

в) запасы пресной воды на Земле составляют лишь 10% всех водных ресурсов планеты – НЕВЕРНО (ресурсы пресной воды составляют 3% от общих водных ресурсов планеты);

г) главный путь решения экологических проблем заключается в переходе к принципиально новой технологии производства — НЕВЕРНО (решение экологических проблем требует комплексного подхода, который включает как поиск новых технологий производства, так и поиск новых источников энергии, технологий очистки воды, воздух, почвы, а также технологии для сельского хозяйства и пр.)

источник

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ ПО УЧЕБНИКУ

Карточки-задания составлены к учебнику В.П. Максаковского «География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс» (12-е издание, исправленное и дополненное. М., Просвещение, 2010). Материалы карточек-заданий могут быть использованы как для индивидуального контроля знаний обучающихся непосредственно на уроке, так и в качестве домашних заданий. Задания, в которых предусмотрено использование атласа составлены в расчете на использование издания «Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс» (М., АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2010).

Оценка «5» ставится, если студент:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если студент выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если студент правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если студент:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

или, если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1» ставится, если студент:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Преподаватель имеет право поставить студенту оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если студентом оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Тема 2. Политическая карта мира.

С помощью таблиц, помещенных на форзацах 1 и 2 учебника, а также таблицы 1 (стр. 379) в Приложениях определите страны (территории), входившие в состав колониальных империй указанных стран. Заполните таблицу (по 1-2 примера).

С помощью таблиц, помещенных на форзацах 1 и 2 учебника, определите относительные размеры площади территорий стран. Заполните пропуски в предложениях.

1) По площади территории Германии_____________________ Великобритании, но _______________ Франции.

2) _________________________ – самая большая по площади страна в Южной Америке.

3) Самая большая по площади территории страна Африки – ____________, а самая маленькая – _______________.

Используя текст учебника (стр. 10) и «визитные карточки» стран, помещенные на форзацах 1 и 2, а также карту атласа «Численность населения стран мира» (стр. 7), заполните таблицу.

С помощью текста учебника (стр. 10), политической карты мира (стр. 4-5) и карты регионального деления мира (стр. 1) в атласе классифицируйте перечисленные страны по критерию географического положения.

Пример: Италия – полуостровное государство в Южной Европе.

С помощью текста учебника (стр. 10), политической карты мира (стр. 4-5) и карты регионального деления мира (стр. 1) в атласе классифицируйте перечисленные страны по критерию географического положения.

Пример: Италия – полуостровное государство в Южной Европе.

С помощью текста учебника (стр. 11 – 12) классифицируйте перечисленные страны по критерию уровня экономического развития. Заполните таблицу.

Франция, Австралия, Южно – Африканская Республика, Греция, Республика Корея, Израиль, Германия (ФРГ), Канада, Сингапур, Испания, Нидерланды, Новая Зеландия, Япония, Великобритания.

С помощью цитаты из учебника (стр.12) объясните, почему Индию, Китай, Бразилию и Мексику объединяют понятием «ключевые развивающие страны».

С помощью учебника (стр. 12- 13) впишите перечисленные страны в таблицу.

Нигерия, Республика Корея, Бразилия, Республика Чад, Колумбия, Нигер, Тайвань, Кувейт, Индонезия, Ливия, Бангладеш, Венесуэла, Кения.

С помощью текста учебника (стр.16) и сведений, полученных из средств массовой информации, составьте перечень стран, в которых имеют место вооруженные конфликты. Расположите их по регионам мира. Укажите, в каких случаях имеет место внутригосударственные конфликты, а в каких – межгосударственные (между какими странами). Заполните таблицу.

С помощью «визитной карточки» стран мира (форзацы 1 и 2 учебника) классифицируйте перечисленные страны по форме правления. Заполните таблицу.

ФРГ, Кувейт, Япония, Латвия, Индия, Саудовская Аравия, Оман, Польша, Нидерланды, Венгрия, Марокко, Египет, Великобритания.

С помощью текста учебника (стр.19) заполните пропуски в предложениях.

1) Страны, имеющие федеративное государственное устройство, как правило отличаются _____________ территорией и сложным _____________ составом населения.

2) Франция, как и ФРГ, имеет _____________ форму правления, но отличается от неё _____________ государственным устройством.

3) США, как и ___________, являются ______________, но отличаются от неё __________________ формой правления.

Тема 2. Политическая карта мира.

1) По площади территории Германии больше Великобритании, но меньше Франции.

2) Бразилия – самая большая по площади страна в Южной Америке.

3) Самая большая по площади территории страна Африки – Судан, а самая маленькая – Маврикий.

Индия – полуостровное государство (п-ов Индостан) в Южной Азии.

Япония – островное государство (Японский архипелаг) В Восточной Азии.

Чехия – внутриматериковое государство в Восточной Европе

Чили – прибрежное (Тихоокеанское побережье) государство в Южной Америке

Исландия – островное государство (О. Исландия) в Северной Европе.

Норвегия – полуостровное государство (Скандинавский п-ов) в Северной Европе.

Непал – внутриматериковое государство (Гималаи) в Южной Азии

Белоруссия – внутриматериковое государство в Восточной Европе.

Куба – островное государство (о. Куба) в Центральной Америке.

Эквадор – прибрежное государство (Тихоокеанское побережье) в Южной Америке.

«Первую из них (группу) образуют так называемые ключевые страны – Индия, Бразилия, Мексика, а также Китай, которые обладают очень большим природным, людским и экономическим потенциалом и во многих отношениях являются лидерами развивающегося мира».

ФРГ, Латвия, Индия, Польша, Венгрия, Египет

Кувейт, Япония, Нидерланды, Марокко, Великобритания

1) Страны, имеющие федеративное государственное устройство, как правило отличаются большой территорией и сложным национальным составом населения.

2) Франция, как и ФРГ, имеет республиканскую форму правления, но отличается от неё унитарным государственным устройством.

3) США, как и Бельгия, являются федерацией, но отличаются от неё республиканской формой правления.

Тема 4. География мировых природных ресурсов.

С помощью текста учебника (стр. 30-31) определите критерий, по которому сгруппированы различные виды природных ресурсов. Укажите названия для приводимых групп природных ресурсов.

Группа 1 Группа 2 Группа 3

(________ ресурсы) (________ ресурсы) (________ ресурсы)

Медные руды Бурый уголь Ветер

Бокситы Торф Минеральное топливо

Железные руды Каменный уголь Солнечная энергия

Оловянные руды Нефть Океанические течения

С помощью текста учебника (стр. 31), структурной схемы мирового земельного фонда и картосхемы обеспеченности земельными ресурсами (рис.6 и 7, блок 3) заполните пропуски в предложениях.

1) Общая площадь, занятая лугами и пастбищами ____________ суммарной площади пахотных земель и ________________, но значительно _____________ площади, занятой _____________.

2) Основная часть обрабатываемых земель сосредоточена в ____________ и ___________ широтах Земли, главным образом в _______________ и _____________.

С помощью знаний, полученных в курсе физической географии, а также картосхемы обеспеченности земельными ресурсами (рис.7, блок 3):

1) Назовите факторы, определяющие обеспеченность той или иной страны пахотными землями.

2) Укажите, какие территории не включены в понятие «мировой земельный фонд», если общая площадь суши составляет 14,9 млрд. га, а земельный фонд – 13,1 млрд.га.

С помощью текста учебника (стр. 37, 48) и знаний, полученных в курсе физической географии, расшифруйте значение следующих географических названий:

1) Сельва: – _______________________________________.

2) Тайга: – _________________________________________.

3) Джунгли: – ______________________________________.

4) Скрэб: – _________________________________________.

5) Буш: – __________________________________________ .

С помощью текста учебника (стр. 39), а также знаний, полученных на уроках физики и биологии (растворимость в воде газов и твердых веществ, фито – и зоомасса), объясните:

1) Почему видовое разнообразие живых организмов в Мировом океане больше в низких широтах, а их общая биомасса – в средних и высоких?

2) Какой фактор является определяющим для распределения жизни в океане в зависимости от глубины?

С помощью учебника (стр.41- 43), политической карты мира и карты «Производство и окружающая среда» в атласе (стр.4- 5, 21) заполните таблицу.

Объем производства – загрязнение

Рост объемов производства с уменьшением масштабов загрязнения

Рост объемов производства с увеличением масштабов загрязнения

Снижение объемов производства и снижение масштабов загрязнения

С помощью текста учебника (стр. 36-43) сформируйте три элемента антропогенной составляющей развития парникового эффекта в атмосфере Земли.

Тема 4. География мировых природных ресурсов.

Критерий: способ использования.

Группа 1 Группа 2 Группа 3

(Рудные ресурсы) (Топливные ресурсы) (Энергетические ресурсы)

1) Общая площадь, занятая лугами и пастбищами больше суммарной площади пахотных земель и населенных пунктов, но значительно меньше площади, занятой лесами и кустарниками.

2) Основная часть обрабатываемых земель сосредоточена в умеренных и тропических широтах Земли, главным образом в Евразии и Северной Америке.

1) Географическое положение, рельеф и тип климата.

Читайте также:  Для чего полезен лецитин

2) Территории Антарктиды и Гренландии.

1) Сельва – экваториальные леса бассейна Амазонки.

2) Тайга – хвойные леса Умеренного пояса Северного полушария (Евразия и Северная Америка)

3) Джунгли – переменно-влажные леса Южной Азии.

4) Скрэб – сухие низкорослые кустарниковые заросли в Австралии.

5) Буш – сухие кустарниковые заросли в пустынях и полупустынях Южной Африки.

1) В низких широтах больше различных условий обитания, а значит – больше возможностей для водообразования. В высоких широтах в холодной воде растворено больше кислорода, а значит лучше условия для живых организмов.

2) Прозрачность воды, глубина проникновения солнечного света.

Объем производства – загрязнение

Рост объемов производства с уменьшением масштабов загрязнения

США, Франция, Германия, Швеция

Рост объемов производства с увеличением масштабов загрязнения

Китай, Япония, Австралия, Бразилия

Снижение объемов производства и снижение масштабов загрязнения

Россия, Украина, Узбекистан, Литва

2) Промышленные и транспортные выбросы СО2.

3) Нефтяное загрязнение океана.

Тема 3. География населения мира

С помощью текста учебника (стр. 58 – 60) составьте перечень факторов, определяющих показатели естественного движения населения. Выделите факторы, положительно или отрицательно влияющие на показатели рождаемости и смертности.

С помощью текста учебника (стр. 58 – 60) заполните пропуски в предложениях.

1) Первый тип воспроизводства населения характеризуется ______________ показателями _______________ и _______________ и относительно ______________ естественным приростом.

2) Второй тип воспроизводства населения характеризуется _________________ показателями ___________________ и ____________________ и относительно ________________ естественным приростом.

С помощью текста учебника (стр. 59) и данных, помещенных в таблице 12 Приложений, сформулируйте общую характеристику типа воспроизводства населения по относительным показателям рождаемости, смертности и естественного прироста для стран Восточной Европы, включая Россию. Заполните пропуски в предложении.

Воспроизводство населения в странах Восточной Европы характеризуется _____________

показателями рождаемости, ______________ показателями смертности и, как результат этого, _____________ естественным приростом.

С помощью картосхемы типов воспроизводства населения в учебнике (рис.13, блок 3) и данных, помещенных в таблицах 12, 13 и 15 Приложений определите правильность следующих утверждений.

1) Рождаемость в странах 1 типа воспроизводства ниже, чем в странах 2 типа воспроизводства.

2) Смертность в странах 2 типа воспроизводства ниже, чем в странах 1 типа воспроизводства, поэтому естественный прирост в этих странах выше.

3) Рождаемость в странах 1 типа воспроизводства ниже, чем в странах 2 типа, а смертность – выше, поэтому естественный прирост в этих странах ниже.

В большинстве стран мира трудоспособным возрастом считается возрастной интервал с 14 до 60 (65) лет. Проанализируйте возрастнополовые пирамиды стран 1 и 2 типов воспроизводства населения и определите:

1) Для какого типа воспроизводства характерна большая доля населения в трудоспособном возрасте?

2) В каких возрастных диапазонах наиболее заметна разница между типами воспроизводства населения?

3) Какими факторами объясняется высокая доля младших возрастов в странах 2 типа воспроизводства в сравнении со странами 1 типа воспроизводства?

С помощью карты атласа «Крупнейшие языковые семьи и народы» (стр. 12) и текста учебника (стр. 68)классифицируйте перечисленные народы по принадлежности к языковым семьям. Заполните таблицу.

Итальянцы, французы, китайцы (хань), американцы США, бразильцы, египтяне, бирманцы, пенджабцы, англоавстралийцы, иракцы, марокканцы, иранцы.

С помощью текста учебника (стр. 69 – 71) и карты «Религии мира» в атласе заполните таблицу.

С помощью текста учебника (стр. 71 – 72 ) и диаграммы (рис. 15, блок 5) заполните пропуски в предложениях.

Население Земли проживает в основном в условиях ______________ рельефа. Более половины людей населяет территории, удаленные не более чем на _________ км от побережья морей и океанов. Большая часть населения Земли сосредоточена в ____________ и ____________ широтах. Самая высокая средняя плотность населения в небольших, преимущественно _______________ странах.

С помощью текста учебника (стр. 72 – 74)классифицируйте перечисленные страны по критерию миграционного вектора (соотношения потоков эмигрантов и иммигрантов для данной страны). Заполните таблицу.

Кувейт, Австралия, Россия, Эфиопия, Канада, США, Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Израиль, Индия, Турция, ФРГ, Франция, Пакистан.

Используя знания, полученные на уроках истории и литературы, укажите государственную принадлежность городов, возраст которых исчисляется несколькими тысячелетиями.

Иерихон (более 6000 лет): ______________________________________________________.

Рим (более 2800 лет): __________________________________________________________.

Самарканд (около 2600 лет): ____________________________________________________.

Афины (более 2500 лет): _______________________________________________________.

Стамбул (около 2600 лет) : _____________________________________________________.

Иерусалим (более 3000 лет): ____________________________________________________.

Александрия (около 2300 лет): __________________________________________________.

Рассмотрите картосхему крупнейших городов мира (рис. 17, блок 5) в учебнике. С помощью текста учебника (стр. 75 – 78), а также данных таблицы 16 Приложений, определите критерии, по которым сгруппированы города и дополните перечень в соответствии с этим критерием (не менее трех дополнений).

1) Токио, Мехико, Москва, Париж, Лондон, Дели, Буэнос-Айрес, Джакарта, Каир, _________________.

Критерий группировки: __________________________________.

2) Нью-Йорк, Токио, Лондон, Рио-де-Жанейро, Джакарта, Лагос, ______________________.

Критерий группировки: ___________________________________.

С помощью текста учебника (стр. 74 – 75), картосхемы уровня урбанизации по странам мира (рис. 8, блок 5), также данных, приведенных в таблице 17 Приложений, заполните пропуски в предложениях.

1) Средний уровень урбанизации в Южной Америке выше, чем в __________________, но ниже, чем в ______________________.

2) США и ______________ имеют примерно одинаковый уровень урбанизации, но абсолютная численность городского населения больше в ______________________.

3) Темпы урбанизации в экономически развитых странах ______________________, чем в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Тема 3. География населения мира

1) Первый тип воспроизводства населения характеризуется низкими показателями рождаемости и смертности и относительно низким естественным приростом.

2) Второй тип воспроизводства населения характеризуется очень высокими показателями рождаемости и высокими показателями смертности и относительно высоким естественным приростом.

Воспроизводство населения в странах Восточной Европы характеризуется относительно низкими показателями рождаемости, высокими показателями смертности и, как результат этого отрицательным естественным приростом.

2) Утверждение неверно. Нет.

3) Утверждение неверно. Нет.

2) Младшие и средние возрастные группы.

3) Низкий уровень экономического развития, низкая занятость женщин, национальные традиции

Население Земли проживает в основном в условиях равнинного рельефа. Более половины людей населяет территории, удаленные не более чем на 200 км от побережья морей и океанов. Большая часть населения Земли сосредоточена в умеренных и тропических широтах. Самая высокая средняя плотность населения в небольших, преимущественно островных странах.

Кувейт, Австралия, Россия Канада, США, ОАЭ, Израиль, ФРГ, Франция

Эфиопия, Китай, Индия, Турция, Пакистан

Иерихон (более 6000 лет): Израиль (Палестинские территории).

Рим (более 2800 лет): Италия.

Самарканд (около 2600 лет): Узбекистан.

Афины (более 2500 лет): Греция.

Стамбул (около 2600 лет) : Турция

Иерусалим (более 3000 лет): Израиль.

Александрия (около 2300 лет): Египет.

1) Критерий группировки: столичные мегаполисы.

Дополнения: Манила, Пекин, Сеул.

2) Критерий группировки: портовые города.

Дополнения: Колката, Мумбаи, Шанхай.

1) Средний уровень урбанизации в Южной Америке выше, чем в Африке, но ниже, чем в Европе.

2) США и Канада имеют примерно одинаковый уровень урбанизации, но абсолютная численность городского населения больше в США.

3) Темпы урбанизации в экономически развитых странах ниже, чем в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Тема 5. География мирового хозяйства.

С помощью текста учебника (стр. 123-124) распределите отрасли промышленности по перечисленным группам.

Судостроение, металлургия, текстиль, микроэлектронная, авиастроение, робототехническая, химия органического синтеза, пищевая.

Старые отрасли: _______________________________________

Новейшие отрасли: ______________________________________

Рассмотрите состав «первой двадцатки» стран мира по объему промышленного производства (таблица 21 Приложений). Заполните пропуски в предложениях.

1) ____________ – единственная из развивающихся стран, входящая в _________________ по объему промышленного производства.

2) Из числа развитых стран во «вторую десятку» по объему промышленного производства вошли _____________ и ________________.

3) Из десяти стран «второй десятки» по объему промышленного производства __________ стран относятся к группе «новые индустриальные страны». Это ______________________.

С помощью данных «Визитных карточек» стран и таблицы 21 Приложений заполните таблицу.

Рассмотрите схему потребления первичных энергоресурсов (рис. 23, блок 7). Определите динамику в потреблении различных видов. Заполните пропуски в предложениях.

1) Наиболее устойчиво в структуре потребления увеличивается доля __________________.

2) К 2000 году доля нефти в структуре потребления _____________, а доля угля ________________, что объясняется ____________________.

3) В конце 80-х годов XX века началось использование альтернативных источников энергии, таких, как ______________________________.

С помощью текста учебника (стр. 125) и рисунков 24 и 25 (блок 7) составьте перечни стран, наиболее значимых на мировом нефтяном рынке.

1) «Первая пятерка» стран по объему добычи: _____________________________________.

2) «Первая пятерка» стран по объему экспорта: ____________________________________.

3) «Первая пятерка» стран по объему импорта: ____________________________________.

С помощью текста учебника (стр. 129) и рисунка 26 (блок 7) заполните пропуски в предложениях.

1) Крупнейшими газодобывающими странами мира являются _____________________, __________________ и _______________.

2) Природный газ экспортируется по магистральным газопроводам из _________________ в Западную Европу и морским путем из ________________ в ____________________.

3) США экспортируют газ из Алжира, __________________ и ________________.

4) Кроме России, газодобывающими странами в составе СНГ являются ________________ и _______________.

С помощью текста учебника (стр. 130 – 131), а также сведений, полученных в курсе экономической географии России, расшифруйте аббревиатуры, которыми обычно обозначаются различные типы электростанций.

С помощью текста учебника (стр. 130 – 131) заполните пропуски в предложениях.

1) Тепловая энергетика является основной в США, _____________ и __________________.

2) _______________ электростанции вырабатывают более 90 % электроэнергии в Норвегии, _______________ и _________________.

3) Более 50 % электроэнергии получают за счет __________________ Франция, Литва и _____________________.

4) Геотермальные электростанции в _____________________ используются не только для получения электроэнергии, но и для _________________.

С помощью текста учебника (стр. 133 – 134), рисунка 30 (блок 8) и таблицы 25 Приложений заполните пропуски в предложениях.

1) Медная промышленность, в отличие от ___________________, ориентирована на ______________, так как содержание полезного компонента в медных рудах ______________, чем в ______________ и ________________.

2) Производство первичного алюминия сосредоточено главным образом в _____________ странах, поскольку содержание алюминия в бокситах ___________, чем меди в медных рудах, что делает перевозку бокситов рентабельной.

С помощью текста учебника (стр. 133 – 134) и рисунка 29 (блок 8) определите, по какому критерию выбраны страны и выделите одну из них, не соответствующую этому критерию.

Япония, Россия, Бразилия, Украина, Китай, Великобритания.

«Лишняя» страна: _______________________________________________________.

С помощью таблицы 6 (блок 8) определите долю перечисленных стран (в %) в производстве автомобилей, телевизоров и радиоприемников. Заполните таблицу.

С помощью текста учебника (стр. 140) и диаграммы (рис. 31, блок 9 иллюстраций) заполните пропуски.

1) Смежными с сельским хозяйством отраслями являются ________________, _____________ и ______________.

2) В развитых странах преобладает ____________ сельское хозяйство как ____________, так и ________________ типа.

3) Современные агрофирмы, помимо производства сельскохозяйственного сырья, имеют в своей структуре предприятия по _________________________.

С помощью текста учебника и картосхем (рис. 32, 33 блок 9), а также данных таблицы 29 Приложений, составьте перечни (в порядке убывания):

1) «Первой пятерки» стран по величине валового сбора пшеницы;

2) «Первой пятерки» стран по величине валового сбора риса;

3) Группы стран с величиной валового сбора зерновых в расчете на душу населения более 1000 кг/год.

С помощью текста учебника (стр. 142 – 143) и иллюстраций (блок 9), а также таблицы 29 Приложений, заполните пропуски в предложениях.

1) Экспорт пшеницы из Канады и ____________ в ___________ раза превышает ее внутреннее потребление в этих странах.

2) Родиной твердых сортов пшеницы является Восточная ______________, а мягких сортов – _________________.

3) Самый большой в мире валовой сбор зерновых имеет ________________, а валовой их экспорт – _________________.

4) Душевой показатель валового производства зерновых в США больше, чем в __________, а общий валовой сбор – меньше.

С помощью текста учебника (стр. 147) и картосхемы (рис. 34, блок 9 иллюстраций) определите:

1) Какие общие черты характерны для производства сахарного тростника и сахарной свеклы?

2) Какие географические различия имеют место в производстве этих культур?

3) Какие страны культивируют как сахарный тростник, так и сахарную свеклу и какими особенностями их территории это объясняется?

С помощью текста учебника (стр. 148 – 149) заполните пропуски в предложениях.

1) Для молочного скотоводства и ______________________ характерен стойловый тип содержания животных, а для ____________ и _______________ — пастбищный тип.

2) Отгонно-пастбищное животноводство является основной формой в странах, расположенных в _____________________ климатических поясах, а для стран умеренного пояса более типичен ________________ тип животноводства.

3) Мировое производство говядины _______________, чем свинины, но больше, чем _________________.

С помощью учебника (стр. 150 – 158) заполните таблицу (Высокая или низкая).

источник

Источники:
  • http://resheba.me/gdz/geografija/10-klass/maksakovskij/2
  • http://infourok.ru/prakticheskiy-opit-kartochkizadaniya-dlya-raboti-po-uchebniku-2249420.html