Меню Рубрики

Рельеф и тектоническое строение и полезные ископаемые контурная карта

Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.

Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:

  • Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
  • Вогнутые (отрицательные). Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.

Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.

Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:

  • служит основой для природных территориальных комплексов;
  • равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.

Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.

К крупнейшим тектоническим структурам относятся:

  • Платформа– достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
  • Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
  • Впадины– глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.

Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.

Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.

В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:

  • Твердые(гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
  • Жидкие(нефть, подземные минеральные воды).
  • Газообразные(гелий, природный газ).

Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.

На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.

При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.

источник

Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.

Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:

  • Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
  • Вогнутые (отрицательные). Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.

Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.

Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:

  • служит основой для природных территориальных комплексов;
  • равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.

Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.

К крупнейшим тектоническим структурам относятся:

  • Платформа– достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
  • Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
  • Впадины– глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.

Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.

Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.

В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:

  • Твердые(гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
  • Жидкие(нефть, подземные минеральные воды).
  • Газообразные(гелий, природный газ).

Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.

На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.

При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.

источник

Авторы:
Класс: 8
Предмет: География

Готовые решенные ответы к рабочей тетради по географии для восьмиклассников под авторством Кима Э. В., Марченко Н. А., Низовцевой В. А. к учебнику Алексеева А. И., только благотворным образом воздействуют на усвоение материала и успеваемость ученика 8 класса по этому занимательному предмету. Школьник при помощи незаменимого пособия намного легче учится работать с основными географическими объектами, прикладывая минимальные усилия, знакомится с пространством России и всего мира. С гдз вам предстоит меньше времени тратить вечерами над географическими книгами и атласом, повреждая зрение, утомляясь и ощущая усталость, а уверенно и плодотворно уяснить, разобрать и переписать каждый ответ.

Гдз автора Кима Э. В. для рабочей тетради по географии подробным образом охватывает следующий материал:

  1. География для восьмиклассников начнется со всестороннего исследования положения России на карте мира – это поступающая информация важна для патриотических умов подростков. Решения для заданий из рабочей тетради дают однозначный и точный ответ.
  2. Не зная российских часовых поясов и их зонального распределения, сложно ориентироваться в современной жизни страны, представлять существование на бескрайних просторах нашего государства.
  3. Границы России на карте мира, соседствующие с нами страны и результат этого соседства тоже является сложным материалом для систематизации и запоминания. Поиск помощи в гдз, и дополнительное исследование по этой теме успешно для усвоения предмета.
  4. Рабочая тетрадь содержит задания для подготовки к государственным экзаменам.
  5. Еще больший интерес, а отсюда и лишние вопросы может вызвать информация о природе нашей страны и воздействии человека на нее.
  6. Исследования многообразного рельефа России от гор и равнин до бескрайних сибирских лесов и болотистой местности, а также изучение недр нашей русской земли дадут восьмикласснику четкое представление значимости богатств Отечества для внутренней и внешней жизни.
  7. Мир геологии, этапы летоисчисления окажутся не под силу для абсолютного понимания большинства восьмиклассников, а гдз автора Кима по географии смогут справиться с возникающими проблемами.
  8. Вопросы, связанные с климатом нашей Родины, климатообразующими факторами, особенностей циклонов и антициклонов станут частью рабочей программы по географии. Обращение к готовому учебному пособию сделает географию в 8 классе увлекательным предметом.
  • Несложный поиск подробно прокомментированных решений для каждого упражнения и практикума из рабочей тетради. Подобные развернутые ответы очень полезны при повторении пройденного на уроке материала, в то же время для лучшей систематизации его в памяти восьмиклассника.
  • В гдз превосходно, со всеми подробностями выполнено каждое упражнение вне зависимости от того, является ли оно простым или сложным, важным или неважным, потому что нельзя изначально знать, в каком разделе географии у ребенка появятся неразрешимые трудности.
  • Верный, безотказный помощник в процессе проверки домашних работ. Отсюда, контролировать успеваемость учебного процесса у школьника помимо непосредственно учителя, имеющего некую вероятность пропустить те или иные ошибки в работе, могут еще и родители ученика, а важнее всего – самостоятельная проверка.
  • Разносторонняя помощь для подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ, в случае определения восьмиклассником своей будущей профессии.
  • При затруднении в выполнении домашних заданий ученик может сиюминутно обратиться к готовым ответам, которые гарантированно отложатся под корой головного мозга.

Интернет-сайт ГдзМонстр рекомендует пользоваться электронным вариантом пособия при любых вынуждающих обстоятельствах с помощью персонального компьютера или смартфона. Но следите за тем, чтобы не просто зубрить готовые строки решебника по географии, а попытаться пересказать своими словами тот же текст, так как учитель знаком с этим пособием.

Таким образом, решебник к рабочей тетради по географии Кима – очень полезное средство в успешном усвоении географических тем.

источник

Тема: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии.

образовательные: изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, проследить взаимосвязь тектонического строения и размещения полезных ископаемых ;

воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии; способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру.

развивающие: развивать умение работать с учебником, атласом, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами.

Выяснить причины разнообразия форм рельефа Евразии, через определение закономерностей размещения крупных форм рельефа и тектонических структу р;

— Отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии;

— познакомить учащихся с основными района вулканизма и землетрясений в Евразии;

— Продолжать отрабатывать умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности,

— Продолжать формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка

— называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

— описывать географическое положение крупных форм рельефа;

— объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке.

— сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа, делать ввводы

Методы работы: методы проблемного обучения (частично-поисковые, исследовательские), методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы контроля и самоконтроля.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта мира, компьютер, тетради, раздаточный материал. Атлас для 7 класса по географии, листы самооценки

Форма работы: в парах, индивидуальная

Тип урока: комбинированный

1. Организационный момент: На каждой парте учащихся лежит лист самооценки, где прописаны задания и их критерии оценивания, достижения учащихся. 1 мин

2. Актуализация знаний. Проверка знаний: учащимся предлагается выполнить задание «Цифровой диктант». На каждой парте учащихся лежит лист с заданием. Ребята работают в парах. Предлагается ряд заданий, которые нужно выполнить на листе самооценки. 5 мин

Задание: расставьте цифры соответствующие морям, которые принадлежат данным океанам.

Океаны: Северный Ледовитый_________________

К каким океанам принадлежат моря:

1)Карское; 2)Берингово; 3)Аравийское; 4) Балтийское; 5) Черное; 6)Желтое; 7) Охотское, 8) Баренцево; 9) Белое; 10) Северное; 11) Средиземное; 12) Восточно-Китайское; 13) Азовское; 14) Лаптевых; 15) Японское

3. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя : Вы узнали о внутреннем строении Земли, о составе, строении и процессах, происходящих во внешних оболочках, путешествовали по земной поверхности с помощью карт и овладевали приёмами работы с ними. Побывали на пяти материках Земли и бороздили просторы Мирового океана. И мы сегодня с вами продолжаем изучение материка Евразия.

Вопрос : Вспоминая тему прошлого урока, скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?

Ответ: Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.

Читайте также:  Самая полезная морская рыба для человека

Если мы уже изучили географическое положение материка, какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше?

Рельеф, тектонические строение и полезные ископаемые Евразии

Для того чтобы изучить данную тему нам необходимо:

— усвоить особенности строения, рельефа и полезных ископаемых Евразии, отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.

Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.

— Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?

При характеристики рельефа. Какие карты мы с вами будем использовать?

— Ребят, а давайте с вами вспомним что вы знаете о рельефе?

Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности.

Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.

— Разнообразен ли рельеф Евразии?

— Что вы можете сказать высоте Евразии?

— Назовите величайшую горную систему земного шара.

— Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?

— Найдите самую высокую и низкую точку Евразии

— Посчитайте колебания высот на материке .

Вывод : анализируя карту можно сделать вывод, что:

Евразия выше других материков

На ее территории расположены высочайшие горные системы. Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848 м)

Равнины большие по размерам и тянутся на тысячи км и занимают большую часть территории Евразии

Велики колебания высот (от впадины Мертвого моря, до вершины Гималаев)

— Сравните рельеф Евразии и рельеф других материков. Попробуйте выделить причины сходства и различия.

А в чем причина? (в истории развития материка)

Задание 2. Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот. Атлас с. 48-49

Западно – Сибирская равнина

Восточно – Европейская равнина

ниже 0 м (-28м ниже уровня моря)

Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень контрастен и разнообразен .

Строение земной коры в пределах Евразии.

-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии? (карта «Строение земной коры», «Литосферные плиты» с. 8-9, 10 атлас)

— Как образовался материк Евразия? (Пангея-Лавразия (северные)- Гондвана (южные)

Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности? Материковый тип земной коры.

— Какие участки входят в состав земной коры материкового типа? Устойчивые платформы и складчатые области.

— Какие формы рельефа соответствуют платформам?

— Что такое складчатая область? ( тектоническая складчатая структура планетарных масштабов, отделяющая древние платформы друг от друга или от океана.)

— Как образовались складчатые области?

— Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?

— От чего зависят строение, высота и облик гор?

Анализ карты строения земной коры с. 8-9, 10 атлас

— Что лежит в основании материка Евразии? ( Евразийская литосферная плита)

— Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты? ( неодинаковый)

— Что проходит по границе литосферных плит? (складчатые пояса). К этому вопросу мы вернемся позже

Задание 3 : Используя карту «Строение земной коры» и физическую карту Евразии, установите зависимость между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа по территории Евразии.

Какие закономерности вы заметили? (Складчатым поясам принадлежат горы, а платформам – равнины и плоскогорья).

Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка? ( т.к. здесь стык литосферных плит)

— С какими плитами она граничит? ( На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской)

— Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой?

Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения.

Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.

Сейсмически активные пояса. Землетрясения и вулканизм.

— С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?

— Чем отличаются эти части материка?

— Что происходит в таких зонах и как они называются?

— Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?

— Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне?

— Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой)

— Что еще повлияло на рельеф Евразии? Древнее оледенение .

(На рельеф материка оказало большое влияние и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Спускаясь со Скандинавских гор, лед сглаживал их поверхность. После его таяния на Восточно-Европейской равнине, к югу от Балтийского моря, на севере Азии остались многочисленные морены — скопления обломков горных пород разных размеров)

На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс , с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский или Альпийско-Гималайский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».

— Посмотрите по карте на с. 8-9 и 48-49 где проходит Тихоокеанский сейсмический пояс? (от п-ва камчатки до Больших Зондских островов). Он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов- это действующие и потухшие вулканы.

В горах Альпийско-Гималайского складчатого пояса очень часто случаются разрушительные землетрясения.

— Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).

Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо (Тихоокеанское огненное кольцо, Тихоокеанское кольцо, Тихоокеанский огненный пояс) — область по периметру Тихого океана , в которой находится большинство действующих вулканов и происходит множество землетрясений . Всего в этой зоне насчитывается 328 действующих наземных вулканов из 540 известных на Земле .

Задание 4. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя картосхему, нанесите цифры расположения вулканов:

1.Везувий (Аппенинский полуостров)

3. Кракатау (Большие Зондские острова)

4. Ключевская Сопка (п-ов Камчатка)

5. Фудзияма (Японские острова)

Итак, мы рассмотрели рельеф, внутреннее строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? ( Полезные ископаемые. ) Работа с атласом стр. 48-49.

Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии ? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

Задание 5. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:

1. Район Персидского залива

5. Север Великой Китайской равнины

Вывод: На равнинах осадочные полезные ископаемые, а в складчатых поясах магматические и метаморфические

4. Закрепление изученного материала.

Задание6 : Заполнить пропущенные слова.

Рельеф Евразии ….. (разнообразен)

Здесь находятся крупные … (равнины)

А также крупнейшие … (горные системы мира)

Самая высокая точка вершины ….. ( Джомолунгма (Эверест) 8848м).

Самое низкое место на материке ….(впадина Мертвого моря)

Амплитуда высот более … (9000 м)

5. Подведение итогов урока: подвести итоги темы уроки, проанализировать все ли задачи были выполнены. Работа с листом самооценки. Настроение. Итоги в баллах. Кто какие оценки получил.

6. Домашнее задание : § 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.

Достигли ли мы намеченной цели?

Что мы сегодня нового узнали на уроке?

Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?

Где ты можешь применить полученные знания в жизни?

Ты помогал другим или тебе помогали?

Что вызвало наибольшие затруднения?

Как оцениваешь полученные сегодня знания (осознанные, глубокие, предстоит осознать, неосознанные)?

источник

Для рельефа России характерна неоднородность и контрастность: высокие горные хребты соседствуют с обширными равнинами и низменностями. Почти 2/3 территории страны занимают бескрайние равнины различной формы и высоты. Объясняется разнообразие ландшафтов России большой занимаемой площадью и особенностями геологического развития.

Рельеф представляет собой комплекс всех неровностей земной поверхности, которые могут быть как выпуклыми, так и вогнутыми. Исходя из этих особенностей, рельеф условно делят на две большие группы: горы и равнины.

Рис. 1. Карта рельефа России

Рельеф Российской Федерации отличается большим разнообразием. На территории страны преобладают равнинные участки суши, богатые полезными ископаемыми: нефтью, природным газом, углем, сланцами, железными рудами, золотом и многими другими минеральными ресурсами.

Равнины чередуются с высотами горных хребтов. Самая высокая точка не только в стране, но и во всей Европе – знаменитая гора Эльбрус (5642 м.), расположенная на Кавказе. Здесь же находятся и другие горы-пятитысячники: Казбек, Дыхтау, Шхара, Пик Пушкина.

Кавказские горы, расположенные между Каспийским и Черным морями, делятся на две горные системы: Малый Кавказ и Большой Кавказ. Все самые высокие пики расположены в последнем, где на больших высотах царят ледники и вечные снега.

Прикаспийская низменность расположена ниже уровня моря на 28 м. Подобные колебания высот – около 5700 м – на территории одного государства являются весьма внушительными.

Разнообразие форм рельефа и их расположение самым тесным образом связано с геологическими особенностями территории. На поверхности молодых и древних платформ России на разной высоте лежат крупные равнины, занимающие основную часть площади страны:

  • Восточно-Европейская (другое название – Русская);
  • Западно-Сибирская;
  • Средне-Сибирское плоскогорье.

Центральная часть России расположена на Восточно-Европейской равнине, которая считается одной из крупнейших на земном шаре.

Русская и Западно-Сибирская равнины разделены хребтами Уральских гор, общая протяженность которых составляет более 2,5 тыс. км. На юго-востоке Русская равнина ограничена Алтайской горной системой.

Средние показатели высоты Средне-Сибирского плоскогорья колеблются в пределах 500-700 м. над уровнем Мирового океана.

На северо-востоке РФ расположен Тихоокеанский пояс складчатости, который включает в себя Камчатку, Курильские острова и остров Сахалин.

Все вышеперечисленные острова – это вершины древних морских гор, рост которых не прекращается и по сей день. Именно по этой причине для этого региона характерны частые и интенсивные землетрясения.

На северо-западе территория страны расположена на Балтийском кристаллическом щите. Для этого региона характерны озерные и морские равнины, невысокие горы и заболоченные низины.

Горы в России занимают почти 1/3 всей территории.

  • На границе азиатской и европейской частей государства расположены Уральские горы – самые старые и протяженные. Они не отличаются большой высотой, и в настоящее время сильно разрушены. В среднем, высота Уральских гор не превышает 400 м., а наивысшей точкой является гора Народная (1895 м.).
  • На юге РФ находится молодая горная система Большой Кавказ, которая служит естественной границей между Грузией и Азербайджаном. Гора Эльбрус (5642 м.) – наивысшая точка.
  • На юге Сибири расположены Алтайские горы. Они относительно невысокие, однако их рост еще продолжается. Самая высокая точка – гора Белуха (4506 м.).
  • На Камчатке находятся высокие горные хребты с вулканическими вершинами. Именно там находится самый большой в мире действующий вулкан – Ключевская Сопка (4850 м.).

Рассматривая тему рельефа Российской Федерации по программе за 8 класс, мы узнали, какие формы рельефа преобладают на территории страны, каковы его особенности. Сочетание равнин и высоких гор является одним из примеров контрастного и неоднородного рельефа, который стал возможен благодаря особенностям геологического строения и внушительной площади территории государства.

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 346.

источник

Тема: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии.

образовательные: изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, проследить взаимосвязь тектонического строения и размещения полезных ископаемых ;

воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии; способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру.

развивающие: развивать умение работать с учебником, атласом, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами.

Выяснить причины разнообразия форм рельефа Евразии, через определение закономерностей размещения крупных форм рельефа и тектонических структу р;

— Отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии;

— познакомить учащихся с основными района вулканизма и землетрясений в Евразии;

— Продолжать отрабатывать умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности,

— Продолжать формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка

— называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

— описывать географическое положение крупных форм рельефа;

— объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке.

— сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа, делать ввводы

Методы работы: методы проблемного обучения (частично-поисковые, исследовательские), методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы контроля и самоконтроля.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта мира, компьютер, тетради, раздаточный материал. Атлас для 7 класса по географии, листы самооценки

Читайте также:  Черника побеги полезные свойства и противопоказания

Форма работы: в парах, индивидуальная

Тип урока: комбинированный

1. Организационный момент: На каждой парте учащихся лежит лист самооценки, где прописаны задания и их критерии оценивания, достижения учащихся. 1 мин

2. Актуализация знаний. Проверка знаний: учащимся предлагается выполнить задание «Цифровой диктант». На каждой парте учащихся лежит лист с заданием. Ребята работают в парах. Предлагается ряд заданий, которые нужно выполнить на листе самооценки. 5 мин

Задание: расставьте цифры соответствующие морям, которые принадлежат данным океанам.

Океаны: Северный Ледовитый_________________

К каким океанам принадлежат моря:

1)Карское; 2)Берингово; 3)Аравийское; 4) Балтийское; 5) Черное; 6)Желтое; 7) Охотское, 8) Баренцево; 9) Белое; 10) Северное; 11) Средиземное; 12) Восточно-Китайское; 13) Азовское; 14) Лаптевых; 15) Японское

3. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя : Вы узнали о внутреннем строении Земли, о составе, строении и процессах, происходящих во внешних оболочках, путешествовали по земной поверхности с помощью карт и овладевали приёмами работы с ними. Побывали на пяти материках Земли и бороздили просторы Мирового океана. И мы сегодня с вами продолжаем изучение материка Евразия.

Вопрос : Вспоминая тему прошлого урока, скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?

Ответ: Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.

Если мы уже изучили географическое положение материка, какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше?

Рельеф, тектонические строение и полезные ископаемые Евразии

Для того чтобы изучить данную тему нам необходимо:

— усвоить особенности строения, рельефа и полезных ископаемых Евразии, отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.

Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.

— Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?

При характеристики рельефа. Какие карты мы с вами будем использовать?

— Ребят, а давайте с вами вспомним что вы знаете о рельефе?

Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности.

Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.

— Разнообразен ли рельеф Евразии?

— Что вы можете сказать высоте Евразии?

— Назовите величайшую горную систему земного шара.

— Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?

— Найдите самую высокую и низкую точку Евразии

— Посчитайте колебания высот на материке .

Вывод : анализируя карту можно сделать вывод, что:

Евразия выше других материков

На ее территории расположены высочайшие горные системы. Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848 м)

Равнины большие по размерам и тянутся на тысячи км и занимают большую часть территории Евразии

Велики колебания высот (от впадины Мертвого моря, до вершины Гималаев)

— Сравните рельеф Евразии и рельеф других материков. Попробуйте выделить причины сходства и различия.

А в чем причина? (в истории развития материка)

Задание 2. Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот. Атлас с. 48-49

Западно – Сибирская равнина

Восточно – Европейская равнина

ниже 0 м (-28м ниже уровня моря)

Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень контрастен и разнообразен .

Строение земной коры в пределах Евразии.

-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии? (карта «Строение земной коры», «Литосферные плиты» с. 8-9, 10 атлас)

— Как образовался материк Евразия? (Пангея-Лавразия (северные)- Гондвана (южные)

Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности? Материковый тип земной коры.

— Какие участки входят в состав земной коры материкового типа? Устойчивые платформы и складчатые области.

— Какие формы рельефа соответствуют платформам?

— Что такое складчатая область? ( тектоническая складчатая структура планетарных масштабов, отделяющая древние платформы друг от друга или от океана.)

— Как образовались складчатые области?

— Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?

— От чего зависят строение, высота и облик гор?

Анализ карты строения земной коры с. 8-9, 10 атлас

— Что лежит в основании материка Евразии? ( Евразийская литосферная плита)

— Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты? ( неодинаковый)

— Что проходит по границе литосферных плит? (складчатые пояса). К этому вопросу мы вернемся позже

Задание 3 : Используя карту «Строение земной коры» и физическую карту Евразии, установите зависимость между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа по территории Евразии.

Какие закономерности вы заметили? (Складчатым поясам принадлежат горы, а платформам – равнины и плоскогорья).

Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка? ( т.к. здесь стык литосферных плит)

— С какими плитами она граничит? ( На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской)

— Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой?

Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения.

Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.

Сейсмически активные пояса. Землетрясения и вулканизм.

— С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?

— Чем отличаются эти части материка?

— Что происходит в таких зонах и как они называются?

— Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?

— Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне?

— Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой)

— Что еще повлияло на рельеф Евразии? Древнее оледенение .

(На рельеф материка оказало большое влияние и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Спускаясь со Скандинавских гор, лед сглаживал их поверхность. После его таяния на Восточно-Европейской равнине, к югу от Балтийского моря, на севере Азии остались многочисленные морены — скопления обломков горных пород разных размеров)

На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс , с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский или Альпийско-Гималайский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».

— Посмотрите по карте на с. 8-9 и 48-49 где проходит Тихоокеанский сейсмический пояс? (от п-ва камчатки до Больших Зондских островов). Он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов- это действующие и потухшие вулканы.

В горах Альпийско-Гималайского складчатого пояса очень часто случаются разрушительные землетрясения.

— Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).

Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо (Тихоокеанское огненное кольцо, Тихоокеанское кольцо, Тихоокеанский огненный пояс) — область по периметру Тихого океана , в которой находится большинство действующих вулканов и происходит множество землетрясений . Всего в этой зоне насчитывается 328 действующих наземных вулканов из 540 известных на Земле .

Задание 4. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя картосхему, нанесите цифры расположения вулканов:

1.Везувий (Аппенинский полуостров)

3. Кракатау (Большие Зондские острова)

4. Ключевская Сопка (п-ов Камчатка)

5. Фудзияма (Японские острова)

Итак, мы рассмотрели рельеф, внутреннее строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? ( Полезные ископаемые. ) Работа с атласом стр. 48-49.

Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии ? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

Задание 5. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:

1. Район Персидского залива

5. Север Великой Китайской равнины

Вывод: На равнинах осадочные полезные ископаемые, а в складчатых поясах магматические и метаморфические

4. Закрепление изученного материала.

Задание6 : Заполнить пропущенные слова.

Рельеф Евразии ….. (разнообразен)

Здесь находятся крупные … (равнины)

А также крупнейшие … (горные системы мира)

Самая высокая точка вершины ….. ( Джомолунгма (Эверест) 8848м).

Самое низкое место на материке ….(впадина Мертвого моря)

Амплитуда высот более … (9000 м)

5. Подведение итогов урока: подвести итоги темы уроки, проанализировать все ли задачи были выполнены. Работа с листом самооценки. Настроение. Итоги в баллах. Кто какие оценки получил.

6. Домашнее задание : § 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.

Достигли ли мы намеченной цели?

Что мы сегодня нового узнали на уроке?

Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?

Где ты можешь применить полученные знания в жизни?

Ты помогал другим или тебе помогали?

Что вызвало наибольшие затруднения?

Как оцениваешь полученные сегодня знания (осознанные, глубокие, предстоит осознать, неосознанные)?

источник

• об особенностях строения земной коры Евразии

• об общих чертах рельефа материка и факторах его формирования

• какими полезными ископаемыми богаты недра Евразии

• внутренние и внешние рельефообразующие процессы

• особенности тектонического строения Африки и Северной Америки

Среди других материков Евразия выделяется самым сложным и разнообразным рельефом. Евразия — единственный материк, где горные вершины поднимаются на высоту более 7000 м над уровнем моря. Четырнадцать из них даже превышают отметку 8000 м! Здесь находятся и самое обширное и высокое нагорье мира — Тибет, и самая глубокая впадина суши: берега Мертвого моря на 395 м ниже

Рис. 2. Этна — самый высокий действующий вулкан Европы (3343 м). Он расположен на острове Сицилия. На его вершине находятся четыре постоянно действующих кратера. Согласно древним верованиям местных жителей, Этна был кузницей бога Вулкана, который ковал доспехи и оружие для богов и героев.

В 1614 г. произошло самое долгое извержение Этны продолжительностью в десять лет.

уровня моря. Разнообразный и контрастный рельеф материка сформировался в результате продолжительных тектонических процессов, происходивших в недрах Земли и на ее поверхности.

В отличие от других материков, в основе Евразии лежит несколько древних платформ, соединенных между собой складчатыми поясами. Образно говоря, Евразия состоит из нескольких континентов, объединенных в одно целое. Древние платформы — Восточно-Европейская, Сибирская, Китайская — вместе с Северо-Американской литосферной плитой формировали единый материк — Лав-разию. Позднее к ним присоединились Аравийская и Индостанская платформы — обломки древней Гондваны.

На карте строения земной коры (рис. 1) видно, что Евразия занимает не только всю Евразийскую литосферную плиту, но и части Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской. Вдоль линии их столкновения земная кора измята в складки — там в альпийскую эпоху образовался Альпийско-Гималайский складчатый пояс. Поэтому горы, появившиеся в этом поясе, располагаются не на окраинах вдоль побережья, как на других материках, а во внутренних и южных частях Евразии. Вдоль восточного побережья материка на стыке с Тихоокеанской литосферной плитой расположен еще один пояс альпийской складчатости — Тихоокеанский.

В поясах складчатости образование складок еще не завершилось, здесь продолжаются активные тектонические процессы. В связи с этим мы можем наблюдать высокую сейсмичность и вулканизм. Крупнейшими действующими вулканами в Европе в пределах Средиземноморского сейсмического пояса являются Этна (рис. 2), Везувий и Гекла. Действующие вулканы Азии — Ключевская Сопка, Фудзияма, Кракатау и другие — входят в Тихоокеанский сейсмический пояс.

Объяснить расположение основных форм рельефа материка поможет сопоставление физической карты Евразии и карты строения земной коры. В пределах платформ сформировался равнинный рельеф разной высоты.

Огромные просторы на востоке Европы занимает Восточно-Европейская равнина, образовавшаяся на Восточно-Европейской платформе. Древним азиатским платформам отвечают Среднесибирское плоскогорье (рис. 3), Великая Китайская равнина, плоскогорье Декан, равнины Аравийского полуострова.

Рис. 3. Среднесибирское плоскогорье — одно из древнейших на Земле. Оно занимает огромные просторы между реками Енисей и Лена. Высота плоскогорья колеблется в пределах 500—700 м над уровнем моря. Наиболее возвышенные массивы расположены на северо-западе, где отдельные из них достигают высоты 1700 м.

Молодым платформам — Западно-Сибирской и Туранской, которые долгое время были покрыты водами морей, — отвечают одноименные низменности.

Обширные просторы материка занимают складчатые сооружения времен палеозоя. В этот период 300—800 млн лет назад образовались Скандинавские и Уральские горы, хребты Алтая, Саян, Тянь-Шаня, Куньлуня. В последующие геологические эпохи значительно разрушенные внешними процессами горы омолаживались и снова поднимались отдельными гигантскими глыбами.

В областях альпийской складчатости образовались гигантские горные системы. В пределах Альпийско-Гималайского складчатого пояса раскинулись горные сооружения: Пиренеи, Альпы, Апеннинские и Балканские горы, Карпаты (рис. 4), Крымские горы, Кавказ, Памир, Гималаи.

Тихоокеанский пояс простирается от Камчатки до Зондских островов в виде огромной островной дуги с сотнями вулканических

Читайте также:  Полезно ли задерживать дыхание под водой

Рис. 4. Горная система Карпат вытянулась в виде подковы на 1500 км в центральной части Европы. Это средневысотные горы с множеством низменностей, перевалов, долин, живописных округлых вершин. Часть Карпат длиной около 280 км, расположенную в пределах Украины, называют Украинскими Карпатами.

вершин. Неподалеку расположены самые глубокие океанические желоба: Марианский, Филиппинский, Курило-Камчатский.

В формировании рельефа Евразии важную роль играют внешние процессы. В северной части материка много ледниковых форм рельефа, образовавшихся в период древнего оледенения. Во внутренних пустынных районах материка господствует ветер. В результате его деятельности образуются барханы и дюны в песчаных пустынях, «эоловые города». Водно-эрозионные процессы становятся причиной изрезанности рельефа.

Различия в рельефе Европы и Азии.

По особенностям рельефа европейская и азиатская части материка имеют ряд различий. В Европе примерно 2/3 поверхности занято равнинами, среди которых преобладают низменности. Горы в основном невысокие. Исключением являются Альпы, раскинувшиеся более чем на 1000 км, со снежными и ледовыми острыми вершинами, большинство которых превышают отметку 4000 м (рис. 5). Самая высокая вершина Альп и Европы — гора Монблан (4807 м).

Средняя высота Азии почти в 3 раза превышает европейские показатели. Примерно 3/4 территории занято поднятиями рельефа: горными хребтами, нагорьями и плоскогорьями. Они расположены в центральной части Азии и вдоль ее окраин (рис. 6). Наиболее высокие нагорья и горные цепи тянутся на тысячи километров, среди них — горы Гималаи с высочайшей вершиной мира Джомолунгмой (8848 м) (рис. 7) и крупнейшее в мире нагорье Тибет.

Для Азии характерна самая высокая амплитуда колебаний высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9 км.

Евразия занимает ведущее место в мире по запасам нефти и природного газа, руд цветных металлов.

С выходами на поверхность магматических и метаморфических пород в выступах фундамента платформ и в горах связаны крупные месторождения рудных полезных ископаемых. Богатые месторождения железных и марганцевых руд залегают в недрах Восточно-Европейской равнины, Уральских гор, Скандинавского полуострова, Индостана. Вдоль всей восточной окраины материка тянется пояс горных систем, где залегают месторождения олова и вольфрама. В породах докембрийского фундамента древних платформ содержатся золото, серебро, платина.

В Евразии много месторождений осадочного происхождения. Здесь сосредоточена значительная часть мировых запасов топливных полезных ископаемых. Месторождения нефти расположены в снижениях древнего фундамента, в предгорных впадинах, на окраинах платформ, на шельфе морей. Крупнейшие запасы нефти представлены на Аравийском полуострове, в районе Персидского залива, в Западной Сибири, на Восточно-Европейской равнине, на шельфе Северного моря. Природный газ добывают на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, Туранской низменности, со дна Северного моря. Крупные угольные бассейны расположены в осадочном чехле Восточно-Европейской, Индостанской, Китайско-Корейской и Южно-Китайской платформ.

Исключительно богата Евразия и нерудными полезными ископаемыми. На полуострове Индостан, острове Шри-Ланка сосредоточены крупнейшие в мире месторождения синих сапфиров и рубинов. В древнем фундаменте Среднесибирского плоскогорья выявлена особая порода — кимберлит, содержащая алмазы.

рис. 7. У самой высокой вершины мира несколько названий. Тибетцы называют ее «Джомолунгма» — «Мать богов Земли», непальцы — «Сагарматха» — «Властелин мира». В честь руководителя индийской топографической службы англичанина Джорджа Эвереста ей дали еще одно название — Эверест. Абсолютная высота вершины — 8848 м — была определена в 1852 г.

• Рельеф Евразии сформировался под воздействием внутренних и внешних сил и характеризуется многообразием и контрастностью.

• В основе материка лежит несколько древних и молодых платформ, объединенных между собой областями складчатости.

• Европейская часть Евразии более равнинная, чем азиатская. В Азии расположена самая высокая горная система мира — Гималаи с вершиной Джомолунгмой.

• По запасам нефти, природного газа, каменного угля, железных руд Евразия занимает первое место среди других континентов.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какие платформы лежат в основе материка Евразия? Назовите их. Как они отличаются по возрасту? 2. Какие равнины отвечают этим платформам? 3. В каких районах Евразии расположены области складчатости? Образование каких горных систем с ними связано? 4. Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других материков? 5. Назовите основные причины многообразия форм поверхности Евразии. 6. Какими причинами обусловлено образование поясов складчатости на территории Евразии? Каким образом проявляется их активность? 7. По запасам каких полезных ископаемых Евразия занимает ведущие места в мире?

Какие внешние силы повлияли на формирование рельефа Евразии? Приведите конкретные примеры результатов внешних рельефообразующих процессов.

Практическая работа 10 (продолжение)

Нанесение на контурную карту названий географических объектов Евразии. Нанесите на контурную карту основные формы рельефа Евразии: горы: Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, Скандинавские, Уральские, Кавказ, Тянь-Шань, Гималаи (г. Джомолунгма); равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская; низменности: Прикаспийская, Индо-Гангская, Месопотамская; плоскогорья: Среднесибирское, Декан; нагорья: Тибет, Иранское; вулканы: Гекла, Везувий, Ключевская Сопка, Фудзияма.

Используя дополнительные источники географических знаний, определите: а) какие разрушительные землетрясения и извержения вулканов происходили на территории Евразии за последние 100 лет; б) какие предупредительные меры борьбы с последствиями землетрясений и вулканизма применяются в разных странах материка; в) возможно ли использование разрушительной энергии землетрясений и вулканизма.

источник

Территория России формировалась постепенно, в различные геологические эпохи. Для пониманий различий современного рельефа надо знать геологическую и тектоническую историю его формирования. На уроке вы познакомитесь с особенностями строения земной коры на территории России. Узнаете, что такое тектонические структуры и как они связаны с различными формами рельефа.

Тема: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Урок: Формирование земной коры на территории России

Земная кора бывает двух типов: океаническая и континентальная (материковая). (см. рис. 1)

Рис. 1. Строение земной коры (Источник)

Слои земной коры отличаются друг от друга строением, составом, мощностью, происхождением. Формирование земной коры зависит от внутренних сил Земли, которые изучает наука тектоника (тектоник — от греч. «относящийся к строительству»).

Для того чтобы узнать какие тектонические структуры располагаются в пределах нашей страны можно воспользоваться картой строения земной коры, или тектонической. (см. рис 2)

Рис. 2. Карта «Строение земной коры» (тектоническая) (Источник)

Для понимания закономерности расположения гор и равнин, то есть форм рельефа, на территории России, необходимо знать не только геологическую историю, но и понять, как эти формы рельефа размещаются по отношению к крупным образованием земной коры — литосферным плитам.

Большая часть территории нашей страны располагаются в пределах Евроазиатской литосферной плиты — одной из самой крупных литосферных плит нашей планеты. (см. рис. 3)

Рис. 3. Евроазиатская (Евразийская) литосферная плита

В пределах Евроазиатской литосферной плиты в её центральной части находятся Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Ближе к восточной окраине этой плиты располагается Среднесибирское плоскогорье. (см. рис.4)

Рис. 4. Равнины, находящиеся в пределах Евроазиатской литосферной плиты

На юго-западе России с Евроазиатской литосферной плитой контактирует Африкано-Аравийская литосферная плита, вернее её часть — Анаталийская плита. В рельефе это выражено горами Кавказа. (см. рис. 5)

На востоке и юго-востоке Евроазиатская литосферная плита граничит с Североамериканской, Амурской и Охотоморской литосферными плитами. Эти три литосферные плиты отделяют Евроазиатскую литосферную плиту от Тихоокеанской, с которой они взаимодействуют. (см. рис.6)

Рис. 6. Границы между литосферными плитами на востоке и юго-востоке

Это часть территории попадает в планетарную зону сжатия и соответствует восточной горной окраине нашей страны. По простиранию горных хребтов, таких как Джугджур, Сунтар-Хаята, Срединный хребет Камчатки, а также по простиранию острова Сахалин можно увидеть границы литосферных плит, например, Охотоморской.

Современной положение литосферных плит, их границы, очертание, размеры изменялись на протяжении многих лет, на протяжении всей геологической истории. В это время участки земной коры тоже изменялись, например: океаническая земная кора расширялась за счет поднятия мантийного вещества в районах среди океанических хребтов (см. рис.7), в мелководных морях происходило накопление осадков.

Рис. 7. Поднятие мантийного вещества (Источник)

И если такие участки попадали в зону сдвижения литосферных плит, то они поднимались, сминались в складки и вместо мелководных морей образовывались горы, например Кавказ. (см. рис.8)

Рис. 8. Столкновение литосферных плит и образование горных хребтов (Источник)

Поднимаясь, горы постепенно разрушаются из-за воздействия на них биологических процессов. С течением времени, скорость поднятия гор, может замедляться, а скорость разрушения, наоборот увеличиваться. В результате образуется относительно невысокая территория (участок разрушенной внешними силами горной страны), сложенная горными породами, которые уже не могут смяться в складки.

Дальнейшее развитие данного участка земной коры идет по одному из путей. Первый путь: в земной коре образуются разломы и трещины, по которым блоки начинают двигаться вверх или вниз на фоне общего поднятия территории. В результате образуются складчатые и глыбовые горы. К таким горам относятся горы Урала. (см. рис. 9)

Рис. 9. Разрез складчато-глыбовых гор (Источник)

Во втором случае интенсивных блоковых движений не наблюдается, территория затапливается морем, накапливаются толщи осадочных пород и на месте моря образуется плоская выровненная территория, например Западно-Сибирская равнина.

По интенсивности и характеру тектонических движений выделяют относительно устойчивые и относительно подвижные участки земной коры. Первые называются платформами, другие – складчатыми поясами (или областями складчатости). (см. рис. 10)

Рис. 10. Основные тектонические структуры

Складчатые пояса – относительно подвижные участки земной коры. Горные породы залегают в виде более или менее хорошо сохранившихся складок, осложненных разломами и внедрениями магматических пород.

В пределах складчатых поясов более ярко проявляется внутренняя активность земли. Амплитуда вертикальных движений может достигать десяти или более километров скорости поднятия и опусканий от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров в год. Процесс сопровождается образованием складок и разломов земной коры, вулканизмом и землетрясениями. В рельефе складчатые области соответствуют горам.

Платформы — это относительно устойчивые участки земной коры

Платформа имеет строение: основание – это складчатый фундамент, состоящий из древних магматических и метаморфических горных пород, и верхний ярус – чехол осадочных горных пород, залегающих горизонтально. На платформе выделяются – Щиты и плиты. Щиты – это участки выхода на поверхность древних кристаллических пород фундамента платформы (осадочный чехол практически отсутствует). Плита – участок платформы с двухъярусным строением. Как правило, в рельефе платформы соответствуют равнинам.

Рис. 11. Строение платформы (Источник)

В целом развитие земной коры шло по следующей схеме: подвижные участки земной коры становились малоподвижными, то есть на месте складчатых поясов образовывались платформенные области. Расширение платформенных областей и складчатых поясов шло отдельными толчками. История формирования земной коры разбивается на ряд отрезков, которые называются эпохами складчатости. Каждая из таких эпох длилась около 150 млн лет.(см. рис.12)

Рис. 12. Эпохи складчатости

Подобно складчатым поясам, платформы также имеют различный возраст. Он определяется по возрасту их фундамента. Выделяются молодые и древние платформы.( см. рис.13)

Расположение платформ и складчатых областей мы можем узнать по тектонической карте России. Цветовым фоном показаны те или иные тектонические структуры, соответствующие тем или иным нашей стране. Например, северо-восток нашей страны показан зелёным цветом, что соответствует мезозойской эпохе складчатости. (см. рис. 14)

Рис. 14. Тектоническая карта России

От строения земной коры зависит рельеф территории, а также наличие полезных ископаемых.

— Основными тектоническими структурами являются относительно подвижные (складчатые пояса ) и относительно устойчивые участки земной коры (платформы).

— Складчатые области постепенно превращаются в платформы.

— В геологической истории Земли выделяется несколько эпох складчатости, или горообразования.

— Размещение тектонических структур показывается на тектонических картах.

Домашнее задание

  1. Какие формы рельефа соответствуют древним платформам?
  2. Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?
  3. Приведите примеры древних платформ и молодых гор на территории России.

Список рекомендованной литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. География России. Природа. Население. Учебник 8 класс В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя
  4. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012
  5. УМК ( учебно-методический комплект ) « СФЕРЫ» . Учебник « Россия : природа, население, хозяйство. 8 класс» авт. В.П.Дронов, Л.Е Савельева. Атлас.

Другие уроки на эту тему

  • Строение земной коры и рельеф России (Источник).

Узнай больше по теме

  1. Тектоника плит (Источник).
  2. Литосфера и литосферные плиты (Источник).
  3. Строение земной коры (Источник).
  4. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры (Источник).

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Источники:
  • http://obrazovaka.ru/geografiya/relef-tektonicheskoe-stroenie-poleznye-iskopaemoe-8-klass.html
  • http://gdzmonster.net/8-klass/gdz-po-geografii/konturnyie-kartyi/
  • http://infourok.ru/material.html?mid=64522
  • http://travelel.ru/konturnaja-karta-rossii-relef-tektonicheskoe-stroenie-i-poleznye-iskopaemye
  • http://infourok.ru/material.html?mid=64522
  • http://narodna-osvita.com.ua/6379-tektonicheskoe-stroenie-evrazii-relef-poleznye-iskopaemye.html
  • http://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/geologicheskoe-stroenie-relief-i-poleznye-iskopaemye/formirovanie-zemnoy-kory-na-territorii-rossii