Меню Рубрики

Технология 4 класс полезные ископаемые презентация

План-конспект урока по технологии (4 класс) по теме:
Конспект урока + презентация по технологии на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».», 4 кл, УМК «Школа России»

1. Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

2. Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика

3. Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».

4. Тип урока: развивающее обучение

Вложение Размер
malahitovaya_shkatulka_4_klass.doc 88.5 КБ
malahitovaya_shkatulka.ppt 2.9 МБ

Выполнила: Кириллова Настя № школы, класс: 4

  1. № урока по календарно-тематическому плану:
  2. Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».
  3. Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика
  4. Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».
  5. Тип урока: развивающее обучение
  6. Планируемые результаты:

-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

  1. Оборудование для учителя: учебник Технология 4 класс, презентация, технологическая карта, готовые образцы шкатулок, проектор, компьютер, таблицы по технике безопасности.
  2. Оборудование для ученика : учебник, цветной пластилин, ножницы, мультимедийная презентация, образцы изделий
  3. Схема доски

-Ребята достаем свои папки для технологии

Подготовка материала, самоконтроль

Р:Умение настроиться на работу

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.

Л: действия смыслообразования

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? ( твердые, жидкие, газообразные)

Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.

Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)

Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)

А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.

-ответы на вопросы в беседе

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Объяснение нового материала: анализ образца

Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)

Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].

Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.

Молодцы, конечно, это мозаика.

Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)

Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

-ответы на поставленные вопросы

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)

Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)

Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)

Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)

Давайте повторим правила работы с пластилином.

  1. Работай на подкладном листе.
  2. Перед лепкой смочи руки.
  3. Разомни пластилин.
  4. Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
  5. После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)

Повторим правила работы со стекой.

  1. Стека должна лежать в правом углу парты.
  2. Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
  3. Держи стеку как ручку.

Объяснение учебной задачи по технологической карте

  1. В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
  2. Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
  3. После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
  4. Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
  5. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
  6. Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»

-Работать будем самостоятельно. Но перед работой — отдохнём.

-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда

НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит

кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный ГРАНИТ Гранитный массив

1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК

1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется

слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяется

ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах

ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит

Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км

Открытый способ добычи полезных ископаемых.

Закрытый способ добычи полезных ископаемых.

Буровая платформа для добычи нефти.

ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Технология» для 4 класса общеобразовательных учреждений к УМК образовательных систем «Перспектива», «Школа России» и «Гармония», а также тематическое планирование по действующим учебникам системы «Начальная школа XXI века», соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Издание адресовано учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитателям групп продленного дня, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям ИПК.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВА» И «ШКОЛА РОССИИ»
Тематическое планирование 6
Знакомство с учебником 7
Урок 1. Как работать с учебником 8
Человек и земля 13
Уроки 2, 3. Вагоностроительный завод. Изделия «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» 14
Урок 4. Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка» 24
Урок 5. Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» 31
Уроки 6, 7. Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ» 36
Урок 8. Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Стороны медали» 44
Урок 9. Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Медаль» 50
Уроки 10, 11. Фаянсовый завод. Изделия «Основа для вазы», «Ваза» 53
Урок 12. Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» 61
Урок 13. Швейная фабрика. Изделия «Новогодняя игрушка», «Птичка» 68
Уроки 14, 15. Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви» 73
Уроки 16, 1 7. Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений» 83
Уроки 18, 19. Кондитерская фабрика. Изделия «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» 93
Урок 20. Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа» 101
Урок 21. Бытовая техника. Изделие «Абажур». Сборка настольной лампы 108
Урок 2 2. Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы» 114
Человек и вода 119
Урок 23. Водоканал. Изделия «Фильтр для очистки воды», «Струемер» 120
Урок 24. Порт. Изделие «Канатная лестница» 125
Урок 25. Узелковое плетение. Изделие «Браслет» 131
Человек и воздух 136
Урок 2 6. Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолет» 138
Урок 2 7. Ракета-носитель. Изделие «Ракета-носитель» 144
Урок 28. Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей» 148
Человек и информация 152
Уроки 2 9, 3 0. Издательское дело. Изделия «Титульный лист», «Таблица» 154
Урок 31. Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание» 162
Уроки 3 2, 3 3. Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника» 166
Урок 34. Подведение итогов года. Презентация выполненных работ 168
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ГАРМОНИЯ»
Тематическое планирование 171
Из глубины веков — до наших дней 172
Урок 1. Введение. Керамика в культуре народов мира 173
Урок 2. Сосуд с магическим орнаментом (отрывная аппликация, роспись) 177
Уроки 3, 4. Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка. Коллективное панно (лепка, роспись) 181
Уроки 5, 6. Плетение из полос бересты, щепы, лыка или бумаги. Плетеный короб 185
Уроки 7, 8. Украшения в культуре народов мира. Изготовление украшений на основе традиционных канонов ритма и симметрии 192
Традиции мастеров в изделиях для праздника 198
Урок 9. Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования 199
Урок 10. Бумагопластика. Раскладная открытка 202
Урок 11. Упаковка-футляр для подарка 206
Урок 12. Оформление упаковки новогоднего подарка 210
Урок 13. Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами) 213
Урок 14. Традиционные народные праздники. Святочные пряники по традиционным канонам (лепка из соленого теста) 217
Уроки 15, 16. Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и лепка декоративной рамки 223
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие 227
Урок 17. Вязание как один из видов рукоделия. Простейшие приемы вязания крючком 227
Уроки 18, 19. Простейшие приемы вязания крючком. Вязание панно 232
Урок 20. Петельный шов: приемы выполнения 235
Уроки 21, 2 2. Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки 239
Уроки 2 3, 2 4. Окантовка картона 242
Уроки 2 5, 2 6. Жесткий переплет 246
В каждом деле — свои секреты 250
Урок 27. Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки 250
Уроки 2 8, 2 9. Дарим людям свое мастерство. Игрушки из соломки и ниток 254
Уроки 3 0, 31. Металл в руках мастера. Тиснение по фольге 257
Урок 32. Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Кусудама 261
Урок 33. Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Коробочка санбо 265
Урок 34. Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся 269
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тематическое планирование по УМК «Начальная школа XXI века» 271
Правила техники безопасности на уроках технологии 276
Физкультминутки 278
Список литературы 283

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

источник

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего мира.

1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.

— Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

— Какие вы полезные ископаемые знаете?

— Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.

Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Сейчас вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3 группы.

— По ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

— Итак, на какие 3 группы можно разбить полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

— Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к соответствующей группе.

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

— Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Во что превращается полевой шлам и слюда?

— Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая ценится за пределами Республики.

— Об известняке нам расскажет…

В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали белокаменной.

О железной руде расскажет…

— Кто же добывает полезные ископаемые?

— Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат — варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную вышку.

О каменном угле узнаем с вами из сообщения…

— По опорному листку расскажет…

В Башкортостане наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на карте флажок и значок нефти).

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод (флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Потрудились – отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот
Наклонились, прямо встали
Руки вниз и вверх подняли
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

— Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

к рудным полезным ископаемым?

и, наконец, к горючим полезным ископаемым?

— Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце небо греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)

— Дети, вам были даны вопросы викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

а) Тест «Полезные ископаемые».

— Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

— Кто выполнил правильно без единой ошибки?

б) Фронтальный письменный опрос.

— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант — выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.

2 вариант — свойства нефти и железной руды.

На парте полезные ископаемые.

— Показывают образцы полезных ископаемых.

— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу.

Как называется это полезное ископаемое.

(зернистый, твердый и прочный)

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро).

— Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

— Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.

— Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

— Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарство, технический спирт.

— Черного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

— Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

источник

Открытый урок на тему «Полезные ископаемые»

Автор: Тогызбаева А.Х. -преподаватель начальных классов, средняя школа имени Ш.Уалиханова

  • Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры , химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива ). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые .

Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями.

Горючие полезные ископаемые

1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А оловянная и медная руды

Б каменный уголь, природный газ

4. Какие полезные ископаемые добывают с помощью буровых установок?

5. С какими полезными ископаемыми надо обращаться осторожно?

  • В
  • А
  • Б
  • А
  • В

источник

Конспект урока по технологии для учащихся 4 класса.

Тема: Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».

Обучающая: повторить основные сведения о полезных ископаемых; познакомить с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями).

Развивающая: развивать умения самостоятельно выполнять изделия; совершенствовать технику работы с пластилином.

Воспитательная: воспитывать интерес к новым понятиям: поделочные камни, имитация, мозаика, пластичные материалы, аккуратность.

Планируемые результаты обучения:

расширить знания учащихся о мозаике;

уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

Планировать необходимые действия (самостоятельно или в сотрудничестве с учителем).

Иметь мотивацию организовать свою деятельность.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и реализовывать их в собственной композиции.

Правильно формулировать ответ, уметь его аргументировать;

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками.

Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Осознание себя как индивидуальности и, в то же время, как члена общества.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид занятия: лепка пластилином, имитирующая «русскую мозаику».

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины: мозаика, имитация, пластичные материалы, полезные ископаемые.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, презентация.

Оборудование для учащихся: пластилин, подкладной лист, тряпка, скалка, коробочка (баночка) для изготовления шкатулки, леска.

Самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний и умений.

Постановка и объяснение учебной задачи. Физминутка.

Применение полученных знаний и умений. Самостоятельная работа.

Рабочая учебная программа «Технология», составленная на основе ФГОС НОО, примерной программы «Технология», утвержденной Министерством образования и науки РФ, авторской программы по технологии (Н.И. Роговцева).

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. Учебник. 4 класс (144 с.)

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология.Рабочая тетрадь. 4 класс (80 с.)

Шипилова Н.В., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс

Электронное приложение к учебнику «Технология». 4 класс.

    Самоопределение к деятельности

Проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Кто готов к уроку, тот может присесть.

    Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)

    На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)

    Постановка и объяснение учебной задачи

    Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.

    Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)

    Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)

    А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.

    Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)

    Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].

    Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.

    Молодцы, конечно, это мозаика.

    Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)

    Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

    Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)

    Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)

    Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)

    Давайте повторим правила работы с пластилином.

      Работай на подкладном листе.

      Упавший пластилин нужно немедленно поднять.

      После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

      Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)

      Повторим правила работы со стекой.

        Стека должна лежать в правом углу парты.

        Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.

        Объяснение учебной задачи по технологической карте

          В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).

          Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.

          После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.

          Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.

          Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.

          Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»

          А теперь отдохнем и проведем физминутку для пальцев

          С чего мы начинаем работу?

          Теперь обратите внимание на доску (Вывешена пословица: «Какие труды, такие и плоды»).

          Как вы ее понимаете? (как потрудишься, так и получится изделие)

          Молодцы, а теперь самое время повторить правила рабочего человека. Я уверена, что мастера, которые выполняют изделия из камней — соблюдают их.

            Каждый на своем рабочем месте, на подкладном листе.

            Работу делай лучше, материалы береги.

            Упавший пластилин немедленно подними.

            Во время работы держи свое рабочее место в порядке.

            Ребята, важно помнить, что вы выполняете шкатулки для выставки, сегодня вы должны особо стараться.

              Применение полученных знаний и умений.

              Самостоятельная работа. Учащиеся выполняют работу, учитель контролирует данный процесс, помогает в исправлении ошибок.

                Выставка и анализ работ учащихся.

                А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске [оцениваются работы, обговариваются ошибки].

                Какие материалы потребовались для изготовления?

                Чему вы научились на уроке?

                Те, кому урок не понравился, и у кого возникали трудности — 1 раз.

                Те, кому урок понравился, и кто почувствовал себя настоящим мастером изделий из камня — хлопните 2 раза в ладоши.

                Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.

                Вашим домашним заданием будет завершение работы.

                источник

                План-конспект урока технологии на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка»», 4 класс УМК «Перспектива». Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «СОШ № 000 Пушкинского района Санкт-Петербурга» . Тема урока: Полезные ископаемые.

                Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «СОШ № 000 Пушкинского района Санкт-Петербурга» .

                Тема урока: Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка».

                Цели: повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы); познакомить с поделочными камнями, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями), с технологией изготовления изделия, имитирующего технику «русской мозаики»; совершенствовать навыки лепки; формировать умение самостоятельно выполнять изделия; — рассказать о профессии (мастер по камню).

                • Мультимедийный проектор;
                • Ноутбук;
                • Экран;
                • Мультимедийная презентация к уроку;
                • Учебник «Технология» 4 класс, ч. 1;
                • Рабочая тетрадь» Технология» 4 класс
                • «Толковый словарь живого великорусского языка» .
                • Иллюстрации поделок из камня;
                • Пластилин;
                • Инструменты и приспособления для работы с пластилином.

                У.: — Проверьте готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, инструменты и приспособления для работы с ним.

                II. Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

                У.: — Мы продолжаем тему «Полезные ископаемые».

                — Вспомните, что такое полезные ископаемые?

                Д.: Полезные ископаемые — это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей, для своей пользы.

                У.: Как их добывают, и транспортируют?

                Д.: — Полезные ископаемые добывают из недр или с поверхности земли.

                — Транспортируют по нефтепроводам или в цистернах,

                У.: -На какие группы можно разделить полезные ископаемые

                Д.: — Твёрдые, жидкие и газообразные?

                У.: — Какие полезные ископаемые вы знаете?

                — Прочитайте загадки, которые вы приготовили дома.

                Д.: Читают и отгадывают загадки.

                У.:- Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых – это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.

                — О чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная?

                У.: -Какое изделие будем делать на уроке?

                У.: — Из чего сделана малахитовая шкатулка.

                У.: -Сегодня мы узнаем какие узоры можно увидеть в камне.

                У.: — Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте новую информацию о полезных ископаемых. Рассмотрите иллюстрации.

                Д.: Читают, рассматривают иллюстрации с изображением поделок .

                У.: — Что такое шкатулка? Для чего она используется?

                Д.: Шкатулка – это ларчик, ящичек с замком для хранения драгоценностей, бумаг.

                У.: — Вам известно словосочетание малахитовая шкатулка? Из какой книги?

                Д.: — Из сборника уральских сказок .

                У.: Объясните значение понятия «поделочные камни».

                Д.: — Поделочными называют камни, которые используют в качестве украшения, и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни..

                У.: — Что такое малахит? – Посмотрите в словаре точное значение.

                Д.: Ответы учащихся, работа со словарем.

                Мультимедиа-презентация «Русский малахит»

                У.: — Откройте учебник на стр. 24, прочитайте текст.

                У.:- Какое изделие мы сегодня будем делать на уроке?

                У.:-Какой приём будем использовать?

                Д.: — Мы будем использовать прием мозаика.

                У.:-Какие приёмы лепки будем использовать?

                Д.: — Мы будем использовать имитацию.

                У.: — Рассмотрите на стр. 26 учебника узоры малахита, созданные природой.

                — Какие еще поделочные камни вы знаете? Какие изделия из них вам известны?

                Д.: — Агат, оникс, лазурит, змеевик…

                — Из поделочных камней делают украшения, вазы, шкатулки…

                Уральские горы (шаги на месте, с подниманием рук)

                По каменным плитам (изображаем руками спуск по ступенькам)

                В страну малахита – (разводим руки в стороны)

                В страну работящих (руки сгибаем в локтях, затем разводим)

                V. Продолжение работы по теме урока.

                У.: -Прочитайте план работы на стр 26-27 учебника. -Назовите этапы работы.

                Д.: — Эскиз, разметка, раскрой, сборка.

                У.: — Заполним технологическую карту на стр. 18 рабочей тетради.

                У.: -Сравните последовательность изготовления имитации малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

                Д.: — Малахит – распиливают, пластилин – разрезают на тонкие пластинки.

                — Малахит наклеивают на металл, пластилин – прикрепляют к коробке.

                — Из малахита подбирают единый рисунок, из пластинок пластилина тоже.

                У.: Как можно получить различные оттенки цвета?

                Д.: — Необходимо смешать зеленый пластилин с белым, черным и синим.

                У.: — Как придать законченность изделию?

                Д.: — Нужно так облепить шкатулку готовыми заготовками так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, края украсить рамочкой из жгутиков.

                У.: — К чему теперь мы можем приступить?

                Д.: — Мы можем приступить к выполнению изделия.

                У.: — Подготовьте рабочее место. Вспомните необходимое оборудование и правила работы с пластилином.

                У.: — Разделитесь на группы по четыре человека. Вспомните правила работы в группе. – Можете приступать к изготовлению шкатулки.

                Д.: Выполнение задания в группе по технологической карте и слайдам в учебнике.

                У.: — А сейчас мы проведем выставку малахитовых шкатулок.

                Д.: Представляют полученные изделия.

                У.: — Что у вас получилось лучше всего?

                — В чем испытали затруднения?

                — Выберите понравившуюся фразу и продолжите её:

                • На уроке технологии я узнал…
                • Мне было интересно…
                • Теперь я могу…
                • Я научился…
                • Меня удивило…

                У.: — К следующему уроку подготовьте сообщение о поделочных камнях, из которых выполняют декоративные предметы и о том, какие их особенности необходимо учитывать при отделке различных предметов.

                источник

                Маркеева Г.В. лицей 34 Тюмень технология 4 класс.docx — Урок технологии в 4 классе «Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка»

                Технологическая карта урока технологии, 4 класс
                УМК «Школа России»
                Урок № 5
                Ф.И.О. учителя: Маркеева Галина Викторовна
                Школа: МАОУ лицей № 34 города Тюмени
                Предмет: технология
                Класс: 4
                Тема: Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка»
                Задачи:
                ­ повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы);
                ­ познакомиться с поделочными камнями, используемыми при изготовлении предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином –
                лепкой слоями;
                ­ познакомить с технологией изготовления изделия, имитирующей технику «русская мозаика»
                Тип: урок ­ проект
                Предметные
                ­ использовать приём смешивания
                пластилина разных цветов для
                получения новых оттенков;
                ­ объяснять способ создания изделия
                в технике мозаики;
                ­ знать виды пластических
                материалов, их свойства; выполнять
                мозаику из пластилина;
                ­ знать содержание понятий
                поделочные камни, имитация,
                мозаика, пластичные материалы,
                Планируемые результаты
                Метапредметные
                ­ самостоятельно планировать свои действия в
                соответствии с поставленной учебной задачей;
                проводить контроль, корректировку, рефлексию
                своих действий;
                ­ оценивать свою деятельность в групповой и
                парной работе согласно критериям;
                ­ находить и отбирать информацию о технологии
                выполнения «русской мозаики»;
                ­ аргументировать свою точку зрения при работе
                в группе
                Личностные
                ­ с уважением относиться к профессиональной
                деятельности человека на производстве;
                ­ проявлять интерес к поисковой и
                исследовательской деятельности;
                ­ осознавать причины успехов и неудач в
                собственной деятельности;
                ­ стремиться к творчеству и реализации
                собственных замыслов

                русская мозаика, мастер по камню
                Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Сказ П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»
                Ресурсы урока
                Для учителя:
                ­ Рабочая программа.
                ­ Пособие для учителей, с. 60­67.
                ­Сказ П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» (1 экземпляр на
                группу).
                ­ Таблица «Характеристика поделочных камней».
                ­ Изображения различных полезных ископаемых и созданных из
                них предметов.
                ­ Образцы мозаики, пластилин.
                Для учащихся:
                ­ Учебник, с.24­27.
                ­ Рабочая тетрадь, с.18.
                ­ Материалы: пластилин зелёного, белого, чёрного цвета.
                ­ Инструменты: стека
                ­ Приспособления: подкладной лист или клеёнка, подкладная доска, нитка
                для резания пластилина, коробка, тряпочка для вытирания рук.
                Содержание деятельности учителя
                ­ Вспомните, на какие группы можно разделить
                полезные ископаемые.
                ­ Сегодня на уроке познакомитесь с поделочными
                камнями, которые используют для создания
                декоративных изделий.
                Ход урока
                Содержание деятельности обучающихся
                Актуализация необходимых знаний
                Вспоминают схему, выполненную на предыдущем
                уроке, называют группы полезных ископаемых.
                Повторяют формулировку учебной задачи.
                Формируемые УУД
                Личностные УУД:
                ­ проявлять интерес к
                дальнейшему знакомству с
                полезными ископаемыми
                Регулятивные УУД:
                ­ формировать внутренний план
                действий
                1.Рассказ учителя о поделочных камнях и их
                использовании. Работа по учебнику, с.24.
                ­ Поделочные камни – это непрозрачные минералы
                или слабо просвечивающие, уступающие по
                Находят и отбирают информацию из текстов
                учебника и других источников о создании изделий
                Личностные УУД:
                ­ проявлять интерес к созданию
                декоративных изделий из
                поделочных камней
                Мотивация познавательной деятельности

                твёрдости полудрагоценным камням. Таким, как
                хризолит, бирюза, гранат, топаз, янтарь, коралл.
                (Учитель демонстрирует фотографии ювелирных
                изделий из этих полудрагоценных камней).
                ­ Поделочные камни имеют красивые рисунки и
                окраски, поэтому широко применяются в ювелирной
                промышленности. Это халцедон, сердолик, агат,
                оникс, кошачий глаз, яшма, малахит, синтетический
                изумруд, фианит.
                (Учитель демонстрирует фотографии ювелирных
                изделий из данных поделочных камней).
                ­ Рассмотрим фотографии ювелирных изделий из
                поделочных камней.
                2. Исследовательская работа. Работа в группах.
                Учащимся предлагается таблица с графами:
                поделочный камень, цвет, изделия из камня; образцы
                поделочных камней (яшма, лазурит, малахит).
                ­ Для заполнения строчки «малахит» изучите
                информацию в учебнике, на с.25.
                из поделочных камней и технике «русская
                мозаика». Объясняют новые понятия.
                Заполняют таблицу без последней строчки.
                Читают, отмечают, что нужно записать в таблицу о
                малахите.
                3. Вывод.
                ­ Какое место занимают изделия из камня в нашей
                повседневной жизни?
                Анализируют полученную информацию. Делают
                вывод.
                Организация познавательной деятельности
                ­ с уважением относиться к
                профессиональной деятельности
                человека на производстве
                Коммуникативные УУД:
                ­ вступать в диалог
                Регулятивные УУД:
                ­ вносить небходимые дополнения
                и коррективы
                Личностные УУД:
                ­ проявлять интерес к поисковой
                и исследовательской
                деятельности
                Регулятивные УУД:
                ­ анализировать ход и способ
                действий
                Коммуникативные УУД:
                ­ интегрироваться в группу
                сверстников
                Регулятивные УУД:
                ­ аргументировать свою точку
                зрения

                1. Работа в группах.
                ­ Перед вами сказ П.П.Бажова «Малахитовая
                шкатулка». Найдите в нём описание шкатулки.
                Выбирают необходимую информацию с описанием
                шкатулки. Зачитывают отрывок.
                2. Работа по учебнику.
                ­ Каким способом нужно выполнить изделие?
                ­ Какие материалы можно применить для создания
                мозаики?
                ­ Мозаика из пластилина – новый для вас приём
                работы. Техника создания изделий из настоящего
                малахита называется « русская мозаика».
                4. Составление плана работы над мозаикой.
                Работа в парах.
                ­ Составьте план работы над мозаикой, первый этап
                назовите: поиск месторождений малахита.
                ­ Какие из этапов, записанных на доске, можно
                воспроизвести в классе?
                5. Организация работы по выполнению изделия.
                ­ Прочитайте план работы над изделием
                Читают слова Ани о том, что будет выполнена
                имитация мрамора с использованием пластилина и
                техники «мозаика».
                Вспоминают свои работы, называют материалы:
                крупы, бумага, камни, смальта.
                Обсуждают и составляют план в парах:
                1. Поиск месторождений малахита.
                2. Добыча малахита.
                3. Доставка в мастерскую.
                4. Распиливание малахита на тонкие плитки.
                5. Наклеивание плиток на материал.
                6. Шлифовка и полировка.
                Делают вывод, что этапы 1 – 3 выполнить в классе
                невозможно, а 4 – 6 воспроизвести можно.
                Изучают по учебнику план работы и слайды к
                нему, заполняют технологическую карту.
                Познавательные УУД
                (общеучебные):
                ­ осознавать то, что уже усвоено,
                что ещё подлежит освоению, а так
                же качество и уровень усвоения
                Познавательные УУД (решение
                проблемы):
                ­ формулировать проблему и
                решать её
                Коммуникативные УУД:
                ­ вступать в диалог
                Регулятивные УУД:
                ­ анализировать ход и способ
                действий
                Личностные УУД:
                ­ выстраивать образовательный
                маршрут
                Регулятивные УУД:
                ­ выполнять самооценку учебного
                задания
                ­ Коммуникативные УУД:
                ­ создавать устные высказывание
                Познавательные УУД
                (логические):
                ­ анализировать предстоящие

                «Малахитовая шкатулка» на с. 26 учебника.
                6. Руководство практической работой.
                1) Выбрать пластилин.
                2) От каждого бруска пластилина отрезать
                небольшой кусок при помощи стеки или нитки.
                3) Раскатать отрезанные куски.
                4) Сложить раскатанные пласты друг на друга.
                5) Плотно скрутить их в трубочку и сдавить, чтобы
                получился брусок.
                6) Из полученного бруска нарезать тонкие
                пластинки, которые и станут деталями мозаики.
                7) Плотно прикрепить их к стенкам и крышке
                коробки, а также друг к другу.
                7. Организация работы в группах над проектом
                выполнения изделий с помощью техники
                «русская мозаика».
                Овладевают технологией лепки слоями для
                создания имитации рисунка малахита. Смешивают
                пластилин разных оттенков для создания нового
                оттенка цвета. Используют приёмы работы с
                пластилином. Выбирают материалы и инструменты
                для изготовления изделия. Выполняют соединение
                деталей, подбирая цвет и рисунок малахитовых
                кусочков.
                Применяют на практике алгоритм построения
                деятельности в проекте на основе текста учебника
                и технологической карты. Рационально используют
                материалы при выполнении имитации
                малахита.Составляют рассказ для презентации
                изделия.
                Подведение итогов
                1. Выставка работ и их анализ по критериям
                Выступают с презентациями.
                с. 7 учебника.
                действия
                Личностные УУД:
                ­ проявлять интерес к технике
                изготовления изделий «мозаика»
                Регулятивные УУД:
                ­ выполнять учебное действие,
                используя план
                Коммуникативные УУД:
                ­ строить понятные для партнёра
                высказывания в рамках учебного
                диалога, используя термины
                Личностные УУД:
                ­ проявлять осознание
                успешности при освоении темы
                Регулятивные УУД:
                ­ соотносить поставленную цель и
                полученный результат
                деятельности

                Отвечают на вопросы.
                2. Диагностика планируемых результатов.
                ­ Что такое имитация?
                ­ Как создаётся изделие из малахита?
                ­ Какой способ работы с пластилином
                освоили?
                ­ допишите предложение: Куски малахита
                распиливают на …, из которых
                подбирается … .Затем полученные …
                наклеиваются на … .
                3. Домашнее задание.
                ­ К следующему уроку подготовить
                сообщения о профессиях слесаря, электрика,
                сварщика и наладчика электрооборудования.
                Дополнить «Словарик профессий» новым понятием
                мастер по камню.
                Дополнительный материал: образцы изделий, выполненных в технике «русская мозаика»
                Записывают домашнее задание.
                ­ оценивать результат
                собственной деятельности
                Коммуникативные УУД:
                ­ адекватно использовать речевые
                средства для представления
                результата
                Познавательные УУД
                (общеучебные):
                ­ рассказывать о приёме
                смешивания пластилина разных
                цветов для получения новых
                оттенков
                ­ рассказывать о технике
                «мозаика»
                Познавательные УУД:
                ­ вести поиск и выделять
                необходимую информацию
                Личностные УУД:
                ­ делать нравственный выбор и
                давать нравственную оценку

                Приложение 1
                Таблица «Характеристика поделочных камней»
                Поделочный камень
                Цвет
                Изделия

                источник

                Полезные ископаемые
                Подготовил ученик начальных классов Лопатин Дмитрий 4В класса №38 школы

                Природный газ
                Природный газ — газы, способные гореть; встречаются в пустотах горных пород, образуя иногда большие газовые скопления. Большинство промышленных газовых месторождений связано с нефтяными, однако встречаются и самостоятельные месторождения. Запасы природных газов достигают иногда сотен миллиардов кубометров. Наиболее богаты залежами природных газов Россия, Украина, Саудовская Аравия. Природный газ — самое дешевое и удобное топливо.

                Золото
                Золото — мягкий ковкий металл желтого цвета, тяжелый, на воздухе не окисляется. В природе встречается главным образом в чистом виде (самородки). Самый крупный самородок, весом в 69,7 кг, был найден в Австралии. Золото встречается и в виде россыпи — это результат выветривания и размыва месторождения, когда крупинки золота освобождаются и уносятся в реки, образуя россыпи. Золото используют при производстве точных приборов и различных украшений. В России золото залегает на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом — в Канаде, Южной Африке, Австралии. Так как в природе золото встречается в небольших количествах и добыча его связана с большими затратами, то оно и считается драгоценным металлом.

                Алмаз
                Алмаз — самый твердый из всех минералов. По составу он — чистый углерод. Встречается в россыпях и в виде вкраплений в изверженных породах. Алмазы бывают бесцветные, но встречаются и окрашенные в различные цвета. Ограненный алмаз называется бриллиантом. Его вес принято измерять в каратах (1 карат = 0,2 г). Самый крупный алмаз найден в Южной Африке: он весил более 3000 карат. Большинство алмазов добывается в Африке (98% от добычи в капиталистическом мире). В России крупные месторождения алмазов расположены в Якутии. Прозрачные кристаллы используются для изготовления драгоценных камней. До 1430 года бриллианты считались обычными драгоценными камнями. Законодательницей моды на них стала француженка Агнесса Сорель. Непрозрачные алмазы благодаря своей твердости используются в промышленности для резания и гравировки, а также для шлифовки стекла и камня.

                Платина
                Платина (от испанского plata — серебро) — драгоценный металл от белого до серо-стального цвета. Отличается тугоплавкостью, стойкостью к химическим воздействиям и электропроводностью. Добывается главным образом в россыпях. Используется для изготовления химической посуды, в электротехнике, ювелирном и зубоврачебном деле. В России платина добывается на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом — в Южной Африке.

                Драгоценные камни
                Драгоценные камни (самоцветы) — минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью, прозрачностью. Они подразделяются на две группы: камни, идущие на огранку, и поделочные. К первой группе относятся алмаз, рубин, сапфир, изумруд, аметист, аквамарин. Ко второй группе — малахит, яшма, горный хрусталь. Все драгоценные камни, как правило, имеют магматическое происхождение. Однако жемчуг, янтарь, коралл — минералы органического происхождения. Драгоценные камни применяются в ювелирном деле и в технических целях. В России драгоценные камни добываются в основном на Урале, а за рубежом — в Бразилии, Индии, на острове Мадагаскар.

                нефть
                Нефть — горючая маслянистая жидкость, обычно темного цвета, залегает среди пористых осадочных пород, пропитывая пески и известняки. Она состоит из разнообразных углеводородов. Большинство ученых предполагают, что нефть — продукт изменения органических остатков. Нефть широко используется как высококачественное топливо (теплотворная способность ее 11000 ккал/кг), сырье для получения бензина, керосина, парафина, смазочных масел, также она является сырьем для химической промышленности. В России нефть добывается в Северо —Кавказком бассейне (почти 2/3 всей добычи России), на Северном Кавказе, в Поволжье, на севере острова Сахалин. За рубежом: в странах Персидского залива, Алжире, Ливии, Индонезии, Венесуэле, США, Мексике и других странах.

                Асфальт
                Асфальт (смола) — хрупкая смолистая горная порода бурого или черного цвета, представляющая собой смесь углеводородов. Асфальт легко плавится, горит коптящим пламенем, является продуктом изменения некоторых видов нефти, из которых улетучилась часть веществ. Асфальт часто пронизывает песчаники, известняки, мергель. Применяется как строительный материал для покрытия дорог, в электротехнике и резиновой промышленности, для приготовления лаков и смесей для гидроизоляции. Основные месторождения асфальта в России — район г. Ухта, за рубежом — в Венесуэле, во Франции, Иордании, Израиле.

                Мрамор
                Мрамор — кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате метаморфизма известняков. Он бывает различного цвета. Применяется мрамор как строительный материал для облицовки стен, в архитектуре и скульптуре. В России много его месторождений на Урале и Кавказе. За рубежом наибольшей известностью пользуется мрамор, добываемый в Италии.

                Бурый угоь
                Бурый уголь— ископаемый уголь, содержащий до 78% углерода. Залегает пластами среди осадочных пород, образуется из растительных остатков. В буром угле обычно встречается в виде примеси глинистое вещество, отчего повышается его зольность. Он может самовозгораться. Теплотворная способность его ниже, чем у каменного угля (6000 ккал/кг), но тем не менее его используют как топливо или как сырье для получения горючего топлива и других химических продуктов. Разновидность бурого угля с ясно видимым строением остатков древесины называется лигнитом. Он чаще всего встречается в отложениях молодых геологических систем. Практически весь лигнит поступает на тепловые электростанции. В России бурый уголь добывается в следующих бассейнах: Подмосковном, Челябинском, Канско-Ачинском, Ленском. За рубежом добыча ведется в Германии, Чехии (Остравско — Карвинский бассейн).

                Калийные соли
                Калийные соли — осадочные горные породы, состоящие из минералов, содержащих калий, — сильвина, каинита и другие. Самые распространенные калийные соли — карналитовая, каинитовая. Наиболее крупное месторождение в России — Соликамское (Урал). Калийные соли используются для производства калийных удобрений. Добыча этих солей ведется на западе Украины, в Казахстане, Беларуси, Германии, Польше, Франции, США, Канаде и во многих других странах мира.

                Нефелины
                Нефелины (название происходит от греческого «нефеле», что означает облако) — минералы сложного состава, серого или зеленого цветов, содержащие значительное количество алюминия. Входят в состав изверженных пород. В России нефелины добывают на Кольском полуострове и в Восточной Сибири. Алюминий, получаемый из этих руд, — мягкий металл, дает прочные сплавы, широко применяется в машиностроении, а также в производстве товаров домашнего обихода.

                Железные руды
                Железные руды — природные минеральные скопления, содержащие железо. Они разнообразны по минералогическому составу, количеству в них железа и различным примесям. Примеси могут быть ценными (марганцевый хром, кобальт, никель) и вредными (сера, фосфор, мышьяк). Главными железными рудами являются бурый железняк, красный железняк, магнитный железняк.

                источник

                Урок окружающего мира в 4 классе МОУ Новоюгинская СОШУчитель начальных классов Горохова Ирина Владимировна

                Тема урока: «Полезные ископаемые» Цель урока: Сформировать представления учащихся о подземных богатствах. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

                Задачи Обучать установлению взаимосвязи природы с жизнью человека на примере полезных ископаемых.Расширять кругозор учащихся по родному краю.Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней. ОборудованиеФизическая карта России, карта Томской области, коллекции полезных ископаемых, картины»Добыча полезных ископаемых», раздаточный материал.

                Ход урока Проверка домашнего задания.Сообщение нового материала.Физкультминутка.Практическая работа.Обсуждение изученного материала.Обобщение.Итог урока.

                Проверка домашнего задания Тест «Поверхность и водоёмы нашего края»Углубление в земной поверхности, имеющие крутые осыпающиеся склоны, называется… а) балка; б) холм; в) овраг Возвышенность, имеющую вершину высотой 300м, называют… а) холм; б) гора; в) плоскогорье Хранилища воды называют… а) низменности; б) водоёмы; в) платоК естественным водоёмам относятся… а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река; в) водохранилище, океан, прудГоры, созданные людьми, называют…а) холмы; б)плоскогорье; в)терриконы

                Какие океаны омывают Россию? а) Индийский, Тихий, Атлантический; б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический; в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.Водоёмы-это… а)хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды; б)место обитания животных и растений; в)украшение Земли.С водоёмами связана жизнь следующих животных: а)утки, лебеди, цапли; б)трясогузки,совы, кукушки; в)орлы, аисты, кедровки.

                Индивидуальная работа по карточкам Карточка №1 Заполните схему реки:Карточка №2 Заполните таблицу:

                Карточка №3 Разгадайте кроссворд:По горизонтали:2.Водный поток, имеющий исток и устье.5.Огромное пространство солёной воды на Земле. 6.Постоянный природный водный поток. По вертикали: 1.Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 3.Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 4 Часть океана, вдающаяся в сушу и отделённая от него островами и полуостровами.7.Выход подземных вод на поверхность.

                Работа над новой темой О водоёмах много знаете вы, Ответы достойны похвалы. Открыты ворота подземной страны. Любые клады на карте найдёте вы. Работа в группах:1 группа: Знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (стр.160-162 учебника)2 группа: Изучает свойства и применение торфа, угля, нефти и природного газа (стр.163-167 учебника.)3группа: Знакомится со свойствами и применением железной руды (стр.164-165 учебника.)

                Карточка – «помогайка»: НазваниеУсловное обозначениеСвойстваСпособы добычиЗначение и применениеМесторождения на территории края

                Физкультминутка Поднимает руки класс – это раз,Повернулась голова – это два,Руки вниз, вперёд смотри – это три.Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к рукам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

                Обсуждение изученного материала -Где применяются полезные ископаемые, о которых вы нам рассказали?-Найдите на карте России месторождения этих ископаемых.(Условные обозначения записываются в тетради.)-Сегодня вы много узнали о подземных богатствах, об их применении.Сейчас заполним таблицу – схему «Полезные ископаемые».Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на: рудные и нерудные.Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? (Железная руда.)- А на какие ещё две подгруппы делятся полезные ископаемые, как вы думаете? (На строительные и горючие.)-

                источник

                Источники:
                • http://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-poleznie-iskopaemie-klass-874801.html
                • http://alleng.org/d/add/teh061.htm
                • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/529485/
                • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-polieznyie-iskopaiemyie-4-klass
                • http://botana.biz/prepod/nachalnye_klassy/ohnw644c.html
                • http://pandia.ru/text/81/320/93065.php
                • http://znanio.ru/media/urok_tehnologii_v_4_klasse_poleznye_iskopaemye_malahitovaya_shkatulka-36796/44543
                • http://topslide.ru/okruzhajushhij-mir/polieznyie-iskopaiemyie
                • http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/poleznye-iskopaemye6.html
                Читайте также:  Какие продукты полезны для лактации