Меню Рубрики

Кубановедение 4 класс рабочая тетрадь полезные ископаемые

1. Какой рекой поверхность Краснодарского края делится на северную равнинную и южную горную части:

а) р.Кубанью б) р.Белой в) р. Лабой

2. Сколько видов полезных ископаемых обнаружено на территории Кубани?

а) более 600 б) более 60 в) более 6

3. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

а) каменный уголь, природный газ, торф

б) золото, гранит, соль в) известняк, мергель, песок

4. В каком году был открыт Кавказский биосферный заповедник?

а) 1964 г. б) 1970 г. в) 1924 г.

5. Какие реки Краснодарского края ты знаешь? ( не менее 4 рек)

6. Сколько районов входит в состав нашего края?

7. В каком году Екатеринодар был переименован в Краснодар?

а) 1920 г. б) 1793г. в) 1937 г.

8. В каком году была образована наша станица?

9. В какой строке перечислены города – курорты Краснодарского края?

а) Сочи, Анапа, Горячий Ключ

б) Геленджик, Белореченск, Туапсе

10. Что принесло известность академику П.П.Лукьяненко?

а) выведение лучших сортов кукурузы

б) выведение лучших сортов пшеницы

в) выведение лучших сортов подсолнечника

Тест по кубановедению 4 класс

1. Какой рекой поверхность Краснодарского края делится на северную равнинную и южную горную части:

а) р.Кубанью б) р.Белой в) р. Лабой

2. Сколько видов полезных ископаемых обнаружено на территории Кубани?

а) более 600 б) более 60 в) более 6

3. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

а) каменный уголь, природный газ, торф

б) золото, гранит, соль в) известняк, мергель, песок

4. В каком году был открыт Кавказский биосферный заповедник?

а) 1964 г. б) 1970 г. в) 1924 г.

5. Какие реки Краснодарского края ты знаешь? ( не менее 4 рек)

6. Сколько районов входит в состав нашего края?

7. В каком году Екатеринодар был переименован в Краснодар?

а) 1920 г. б) 1793г. в) 1937 г.

8. В каком году была образована наша станица?

9. В какой строке перечислены города – курорты Краснодарского края?

а) Сочи, Анапа, Горячий Ключ

б) Геленджик, Белореченск, Туапсе

10. Что принесло известность академику П.П.Лукьяненко?

а) выведение лучших сортов кукурузы

б) выведение лучших сортов пшеницы

в) выведение лучших сортов подсолнечника

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Конспект урока кубановедения в 4 классе по теме «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»

Автор: Левинская Надежда Сергеевна, МБОУ МО город Краснодар СОШ №6, учитель начальных классов

Описание материала: данную методическую разработку урока можно использовать в 4 классе при изучении полезных ископаемых Краснодарского края. Некоторые материалы представленной разработки можно использовать при изучении полезных ископаемых на уроках окружающего мира в начальной школе. Это конспект урока, направленный на закрепление знаний детей о полезных ископаемых и, в частности, подробное рассмотрение полезных ископаемых родного края, воспитание патриотизма, любви к малой родине.

образовательные — обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;

воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам родного края, и поддерживать интерес к изучаемой теме;

развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.

Оборудование урока: физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы.

— Чтоб узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок кубановедения, вам нужно отгадать загадки:

Красивы будут и заметны. (Гранит)

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

7. Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

Делать краски и эмали. (Уголь).

— Как назвать все эти отгадки одним словом? (Полезные ископаемые)

— Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование». В течение урока мы ответим на вопросы:

1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?

2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?

1. Работа по теме урока.

— Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)

— На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)

1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.

2. Нефть, природный газ – горючие.

3. Железная руда – рудные ( металлические)

2. Работа по карте

— Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)

— Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).

— В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? ( на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края — на Азово-Кубанской равнине)

3.Чтение текста учебника (стр.75)

Раз — подняться, подтянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

Шесть — за стол тихонько сесть.

4. Беседа по прочитанному.

— О каких полезных ископаемых, которые мы ещё не искали на карте, говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.

— А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

Практическая работа. Песок и глина.

— Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.

Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?

— Какое строение имеет песок? Глина?

— Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

— В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?

Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.

— В один стакан с водой насыпьте песок, а в другой – глину.

Растворилась ли глина в воде? Растворился ли песок в воде?

— А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина. (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)

— Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?

— Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)

Рассказ учителя:

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых час­тиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные по­лезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавли­вать земли на месте карьеров, потому что добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.)

Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина- белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.

— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржа­веет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.

— Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?

— Из чего образуется в природе песок и глина?

— Где применяют глину и песок?

— Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.

— Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?

— Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.

источник

Т. А Науменко, Ю. А. Матвеева рабочая тетрадь Кубановедение 4 кл. Задания, предлагаемые авторами, помогут ребятам закрепить знания о природе, хозяйстве, замечательных людях Кубани. Работая с «лентой времени» и контурной картой, учащиеся начнут осваивать понятия исторического времени и пространства; создавая генеалогическое древо семьи – узнавать свою родословную. «Хитрые задания» помогут проверить эрудицию и смекалку.

В любом случае изучать и знать историю края, в котором живешь, не помешает.

Мы публикуем ответы только на самые сложные задания тетради.

Если затрудняетесь сделать какое-то задание, ответы к которому не написаны, прикрепляйте скан страницы с заданием в комментариях ВК и мы сделаем по ней ГДЗ.

Т. А Науменко, Ю. А. Матвеева рабочая тетрадь Кубановедение 4 кл. Задания, предлагаемые авторами, помогут ребятам закрепить знания о природе, хозяйстве, замечательных людях Кубани. Работая с «лентой времени» и контурной картой, учащиеся начнут осваивать понятия исторического времени и пространства; создавая генеалогическое древо семьи – узнавать свою родословную. «Хитрые задания» помогут проверить эрудицию и смекалку.

В любом случае изучать и знать историю края, в котором живешь, не помешает.

Мы публикуем ответы только на самые сложные задания тетради.

Если затрудняетесь сделать какое-то задание, ответы к которому не написаны, прикрепляйте скан страницы с заданием в комментариях ВК и мы сделаем по ней ГДЗ.

Краснодарский край образован 13 сентября 1937 года.
Административный центр края — город Краснодар
В составе нашего края 7 городских округов и 37 районов.
Краснодарский край — субъект Российской Федерации, её неотъемлемая часть. Он расположен на юге страны.
территория края омывается водами двух морей: Чёрного и Азовского.
Площадь края составляет 76 000 квадратных км.
Соседями Краснодарского края являются Ростовская область на севере, Ставропольский край на востоке, Карачаево-Черкесская Республика на юго-востоке, Республика Абхазия, Республика Адыгея, Республика Крым.

Нанеси на контурную карту (стр. 36) границы Краснодарского края и его административный центр, подпиши названия соседних субъектов Российской Федерации и соседних государств.

Используя текст учебного пособия на стр. 7-8 и административную карту Российской федерации, установи соответствие.

Прочитай материал рубрики «Это интересно» на стр. 7 учебного пособия, вычисли общую протяженность морских и сухопутных границ края, если длина морских составляет 740 км.

8 суток 8 часов = 8 х 24 + 8 = 200 часов

1) 4 х 200 = 800 км — сухопутная граница края
2) 800 + 740 = 1540 км
Ответ: 1540 км общая протяжённость морских и сухопутных границ Краснодарского края.

Спланируйте путешествие из своего населённого пункта в один из административных центров и изобрази схему своего маршрута.
Для выполнения задания используй карту на втором форзаце учебного пособия и предложенный план.

1. Укажи названия своего населённого пункта и места прибывания.
2. Обозначь на схеме населённые пункты, через которые пройдёт маршрут.
3. Условными значками обозначь все виды транспорта, которыми ты будешь пользоваться, совершая путешествие.
4. Оформи схему в виде рисунка местности, по которой пройдёт твоё путешествие.

Расшифруй и запиши названия природных зон. Для этого в каждом ряду зачеркни одинаковые согласные буквы. Подчеркни названия тех зон, которые расположены на территории Кубани.

ФЛБШЕШФСБА — Лес
ВЩТУВЩНДВРА — Тундра
ТЦКАЙКЦГАЦ — Тайга

РЧПЧУРСТЫЧРНЯ — Пустыня
МСЙФТЙФЕПМЬ — Степь
ДСУМБТРМОПИДКИ — Субтропики

Заполни таблицу «Растительный и животный мир природных зон края». Используй текст учебного пособия на стр. 11 — 17

Природная зона

Степная Клевер, тимофеевка, полынь, ковыль, мятлик, шалфей, чабрец Канюк, полевые мыши, суслики, хомяки, тушканчики, степная гадюка, воробьи, вороны Лесостепная Ежевика, тёрн, шиповник, кизил, ковыль, пырей ползучий, типчак, лебеда, подорожник, дуб, бук, клён, ясень Хорёк, полевая мышь, кавказский крот, хомяк, ласка, ёж, соня-полчок, суслик, выдра, заяц, волк, дикий кот, кабан, косуля, воробей, коноплянка, дятел, дрозд, пеночка, зяблик, снегирь, сойка. Лесная Дуб, бук, граб, клён, ясень, каштан, боярышник, ольха, осина, сосна, ель, пихта, берёза Кабаны, косули, олени, лоси, зайцы, медведь, волк, шакал, енотовидная собака, пчёлы, шмели, жуки, кузнечики, мухи, бабочки, сороки, дрозды, кукушки, синицы, сойки, сова, филин, беркут, сип белоголовый, сапсан Субальпийские
и альпийские
луга
Подснежники, одуванчики, незабудки, анемоны, колокольчики, мхи, лишайники, дёрн Тур кавказский, зубр, серна, гриф, орел, ягнятник, форель, голавль, пескарь Субтропики Мимоза, юкка, олеандр, тис, самшит, рододендрон, магнолия. Цикады, бабочки, светлячки, многоножки, летучие мыши, дельфины, морские коньки, медузы, креветки

Почему тис не тастёт в степи? Сформулируйи запиши ответ на вопрос.

Для тиса не подходят природные условия степи. Тис любит тепло и влагу, в субтропиках, где он произрастает, горы не пропускают с севера холодный воздух, а нагретое за лето море зимой отдаёт тепло побережью.

Рассмотри фотографии. Определи, какие природные зоны Краснодарского края на них представлены. Подпиши названия зон.

Подпиши названия природных зон в горах Кавказа от подножия до вершины.

Слова для справок: вечные снега и ледники, альпийские луга, смешанные и широколиственные леса, хвойные леса, субальпийские луга.

Найди на контурной карте район (городской округ), в котором ты живёшь. Обозначь его территорию цветом в соответствии с картой на стр. 10 учебного пособия.

В какой природной зоне расположен твой населённый пункт? Укажи основные особенности природы своей местности.

Краснодар расположен в зоне степи. Для степей характерно практически полное отсутствие деревьев. Исключения составляют искусственные насаждения вдоль проложенных дорог и лесополосы возле водоемов. Зато в степи произрастает большое количество травянистых растений и кустарников.

Подбери к данному слову родственные слова и запиши. Устно объясни их значение.

Читайте также:  Продукты полезные для пищеварительной системы

Заповедные, сокровенный, неприкосновенный, заветный, запретный.

Отметь значком + редкие и исчезающие виды растений и животных, занесённые в Красную книгу

— суслик
+ кудрявый пеликан
— кабан
— цапля
— щука
+ жук-олень
+ зубр
+ афалина
+ пион кавказский
+ сосна пицундская
— одуванчик
— пырей

Запиши полное название заповедника, большая часть которого расположена на территории Краснодарского края. Отметь на контурной карте (стр. 35) его границы.

Кавказский государственный природный биосферный заповедник

Что можешь сделать ты для того, чтобы уберечь исчезающие виды растений и животных?

В нашем крае работают школьные лесничества. Можно помогать лесоводам охранять растительный и животный мир лесной зоны края, заниматься озеленением.

Используя дополнительные источники информации, составь небольшое сообщение об одной из заповедных зон края. Напиши её название, местоположение, опиши растительный и животный мир, перечисли достопримечательности.

Сообщение об одной из заповедных зон края:

В Гузерипле имеется один из отделов управления Кавказского государственного биосферного заповедника.
Заповедник площадью в 262,5 тысяч гектаров раскинулся в юго-восточной части Краснодарского края среди высоких лесистых гор. Основанный в 1924 г. для охраны, изучения и увеличения поголовья охотничье-промысловых зверей и птиц, восстановления зубров и сохранения ценных лесных массивов, в 1983 г. он получил статус биосферного. Неповторимо прекрасна и разнообразна его природа. Тенистые дубравы, пихтовые леса, пестрые ковры субальпийских и альпийских лугов покрывают крутые склоны могучих гор, увенчанных вечными снегами и ледниками. В глубоких долинах бурлят быстрые реки. Спокойно дремлют горные озера.
Привольно чувствуют себя здесь, под защитой человека, многочисленные представители животного мира.
Сейчас в заповеднике обитают более 200 зубров, олени, туры, серны и много других животных. Зубры — самые могучие обитатели лесов Северного Кавказа. Эти крупные, медлительные и угрюмые животные держатся обычно небольшими группами по 10 — 17 голов. При длине тела 3,5 метра и высоте 1,8 метра зубры весят до 700 и более килограммов. Раньше их содержали в загонах, сейчас зубры находятся на вольном выпасе. Зимой их подкармливают овсом и корнеплодами, дают им соль и мёд.
В широколиственных лесах, чаще на альпийских лугах, можно видеть грациозных красавцев оленей. Кавказский благородный олень относится к одним из самых ценных охраняемых животных. Особенно красивы самцы: голова их украшена ветвистыми рогами, достигающими веса более 8 килограммов. В сентябре — во время брачного периода — часто слышен рев самцов, разносящийся далеко по лесу.
В высокогорной зоне на альпийских лугах, среди диких скал, обитают крупные горные козы — западные туры Северцова. Старые самцы достигают 150 килограммов веса и несут на голове красиво изогнутые назад массивные рога длиною до 1 метра. В знойные летние дни туры забираются на северные склоны высоких скалистых вершин и хребтов и только под вечер спускаются для кормежки на альпийские луга.
Почти повсеместно в лесах заповедника распространены дикие кабаны. Это животное, кажущиеся грузным и неповоротливым, на самом деле очень быстрое и увертливое. Старый кабан, обладая большой силой, с успехом в одиночку может справиться с несколькими волками. Для охотников раненый кабан представляет серьезную опасность. Излюбленная пища кабанов — буковые орешки, плоды груш, желуди, каштаны, дождевые черви.
Довольно обычны встречи с кавказским медведем. По размерам и силе он значительно уступает бурому медведю, самому крупному хищнику Краснодарского края. Обладая сравнительно добродушным нравом и будучи трусоватым, кавказский медведь редко нападает на человека, и встреча с ним обычно не грозит опасностью. Убежищами медведей служат расщелины в горах, ниши под скалами, буреломы. Летом они иногда приближаются к населенным пунктам, чтобы полакомиться молодой кукурузой или медом на пасеках. Встречаются медведи и на субальпийских лугах. Эти неуклюжие с виду животные бегают легко и быстро даже в гору. Зимой многие медведи не впадают в спячку, а продолжают бродить по лесам в поисках пищи.
Интересным и ценным пушным зверем является енотовидная собака, завезенная для акклиматизации из Уссурийского края. Условия жизни в лесистой нагорной полосе оказались для нее вполне подходящими, и количество этих животных из года в год увеличивается. Енотовидная собака селится близ воды, роя нору в крутых берегах. Питается она рыбой, лягушками и другими мелкими позвоночными, а также червями и насекомыми. Зимой енотовидная собака впадает в спячку. Мех её пушист и красив. Это животное отличается мирным и доверчивым характером.
Довольно много в лесах Кавказа хищных зверей. Изредка в глухих высокогорных местах встречается красивый, сильный и ловкий хищник — рысь.
Кроме описанных, в заповеднике обитает много других интересных животных. Всего здесь насчитывается около 60 видов млекопитающих и свыше 130 видов различных птиц, десятки видов земноводных и пресмыкающихся.

Запиши ответ на вопрос: как зубры вернулись в Кавказский заповедник?

Когда в 1927 году на планете не осталось ни одного кавказского зубра, были предприняты меры по восстановлению численности этих животных.

Допиши определение. В случае затруднения обратись к тексту учебного пособия на стр. 27.

Полезные ископаемые — это всё то, что добывается из недр земли и используется человеком.

Используя текст учебника на стр. 27 — 30, заполни таблицу «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование».

Хозяйственное использование

Горючие ископаемые Нефть, газ Нефть служит для изготовления синтетических тканей, стиральных порошков, красителей, из неё получают бензин. Газ используют для бытовых целей, это самое дешевое топливо. Нерудные (сырьё для производства строительных смесей) Гравий, песок, щебень, мергель Используют для производства строительных материалов. На промышленных предприятиях его используют для производства гипсокартона, гипсовых смесей. Минеральные воды и лечебные грязи Йодобромные воды, минеральные воды Ейска, Сочи, Хадыженска, Анапы, Горячего Ключа, лечебные грязи Таманского полуострова Йодобромные воды используют для производства йода и других препаратов, необходимых в медицине, быту, сельском хозяйстве. Минеральные воды помогают излечить болезни сердца, нервной системы, органов пищеварения. Грязевые процедуры применяют для лечения многих заболеваний.

Подпиши условные значки, которыми принято обозначь полезные ископаемые на карте.

Условными обозначениями покажи на контурной карте (стр. 35) месторождения полезных ископаемых, которые добывают на Кубани.

Используя приложения, отметь на «ленте времени», в каком году на Кубани была пробурена первая нефтяная скважина.

Запиши ответ на вопрос: где находится памятник «вышка — бабушка»?

В 1864 году была пробурена первая в России нефтяная скважина в долине реки Кудако (Крымский район). В 1958 году на этом месте был сооружен памятник. Местные жители называют его «вышка — бабушка».

Сочини сказку про то, как поспорили ископаемые, какое из них полезнее. Свою работу проиллюстрируй.

Однажды поспорили природные ископаемые, кто из них главнее. Горючие полезные ископаемые говорили: «Мы дарим человеку тепло, мы самые главные!». Мергель, песок, гравий и щебень заявили: «Нет, мы самые главные. Без нас люди не смогут создать себе дома, а без уютных домов, что за жизнь?». Долго спорили полезные ископаемые, пока их спор не разрешил человек. «Все вы нужны и важны, ценю я Вас и буду беречь,» — сказал он. С тех пор все полезные ископаемые для человека друзья.

Продолжи ряд однокоренных слов.
Объясни их значение.

Житница, жито, жить, житие, жизнь.
Здравница, здравствуйте, здравие, здоровье.

Используя свои знания, а также текст учебного пособия на стр. 31 — 36, вставь пропущенные слова. Подготовь краткий рассказ о том, что ты узнал на уроке.

Краснодарский край называют «всероссийской здравницей».

Многочисленных отдыхающих привлекают сюда благоприятный климат, горные и морские курорты, лечебные санатории, минеральные и термальные источники.
В нашем крае выращивают пшеницу, рис, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи, фрукты.
Краснодарский край — важнейший сельскохозяйственный регион страны.

. На Кубани развиты такие отрасли животноводства как свиноводство, овцеводство, коневодство, разведение крупного рогатого скота, уток, кур, рыбы.

Кубань — жемчужина России. Я думаю, так говорят, потому что в нашем крае есть всё: и природные ресурсы, и развитая промышленность, и сельское хозяйство.

Ответь на вопрос: из чего делают манную крупу и сахар?

Сахар — из сахарной свёклы, манную крупу — из мягкой пшеницы.

Вещественные ист. — Каменный топор, меч-акинак, монеты, осколки амфоры
Письменные — Рукописные книги, письма, док. фильмы.
Устные — Легенды, песни, сказки, загадки

Какую науку называют «наукой лопаты».

Представь себя археологом на раскопках. Составь письменный отчет о найденном тобой предмете. Нарисуй его.

Кольчуга
На раскопках мы нашли кольчугу. Она была выполнена в виде рубахи, сплетённой из металлических колец. Они были в ржавчине. В средневековье в IX-XII столетиях кольчугу носили рыцари для защиты в бою от колющих и режущих ударов.

Украшения
Это очень древние украшения, которые были найдены на раскопках на старом кладбище. Серьги и браслет — золотые, а бусы из жемчуга, нанизанные на конский волос.

Ваза
Эта ваза очень древняя, греческая. Цвет вазы — охра. На ней сохранился узор. Материал вазы — глина. Форма очень интересная, напоминает амфору.

В середине первого тысячелетия до нашей эры на месте современных Тамани и Анапы располагались древнегреческие города-колонии Гермонасса и Горгиппия.

  1. Монета Олимпиада 2014 рассказывает о спортивном мероприятии.
  2. Роликовые коньки — о видах спорта
  3. Аппарат связи — о форме связи
  4. Памятник — о героях и выдающихся личностях.

Кому курганы доверяют свои тайны?

Допиши предложения.
Используй текст на стр. 44 — 47 учебного пособия.

Около миллиона лет назад на Кубани появились первые люди.
Более двух с половиной тысяч лет назад на землях Кубани проживали племена меотов.
В XVIII веке первые станицы на Кубани основали казаки переселенцы.

Отметь на контурной карте (стр. 35) посёлок Ильский, станицу Елизаветинскую, Таманский полуостров.

Вырежи из приложения изображения жилищ людей, наклей их и подпиши. Укажи, из какого материала создано каждое строение.

Хижина первых людей из костей и шкур животных.
Казачий саманный дом из самана, соломы и глины.
Турлучный дом Адыгов из веток, дерева и глины.
Современный дом из бетона, кирпича, железа и стекла.

Прочитай текст на стр. 44 — 46 учебного пособия. Напиши, как вещественные источники попадают к учёным — историкам.

Семьи передают свои семейные реликвии в музеи, на раскопках археологи находят старинные вещи.

Узнай (или предположи), как выглядело жилище твоих предков. Свою фотографию или рисунок такой постройки помести в альбом «Моя родословная». Рядом можешь расположить фотографию своего дома (квартиры).

Чьи жилища похожи на гигантские корзины?

Жилище меотов по форме напоминало гигантскую корзину из камыша, обмазанную глиной, с крышей из камыша.

Вспомни и впиши даты. Используя приложение, отметь их на «ленте времени».

Год основания города Екатеринодара 1793
Год переименования в Краснодар 1920

Обозначь соответствующей цифрой фотографию архитектурного памятника.

1. Храм Александра Невского
2. Свято-Троицкий собор
3. Свято-Екатерининский собор
4. Триумфальная арка

Используя текст на стр. 51 — 52 учебного пособия, заполни первые три строки таблицы «Памятники архитектуры». В четвёртую строку впиши сведения об известном тебе памятнике архитектуры твоего населённого пункта.

Жители какого города называли его «наш маленький Париж»?

Жители Екатеринодара с любовью называли его «наш маленький Париж»

Вставь в предложения пропущенные слова.
Используй текст учебника на стр. 53.

Самый большой краеведческий музей Кубани находится в Краснодаре на улице Гимназической.
Его основатель — историк, краевед Е.Д.Фелицын.
Он был офицер Кубанского казачьего войска.

Соедини линиями предмет и название отдела музея.

Греки: амфора, арфа, кратер.
Казаки: рушник, кадка, прялка.

Вставь в предложения пропущенные слова.
Используй текст учебника на стр. 53.

Самый большой краеведческий музей Кубани находится в Краснодаре на улице Гимназической.
Его основатель — историк, краевед Е.Д.Фелицын.
Он был офицер Кубанского казачьего войска.

Соедини линиями предмет и название отдела музея.

Греки: амфора, арфа, кратер.
Казаки: рушник, кадка, прялка.

Составь и запиши в альбом «Моя родословная» рассказ об одном из предметов быта, который хранится в вашей семье как память о прошлом. Нарисуй этот предмет или наклей фотографию.

1. Название предмета. Кому он принадлежал?
2. Кто и когда этот предмет создал? Если не знаешь, предположи.
3. Из какого материала создан этот предмет?
4. Как он появился в вашей семье?

Рассказ об одном из предметов быта

В нашей семье хранится старинный рушник, который вышивала еще моя прапрабабушка. Его передала нам моя бабушка. Это очень тонкая и красивая работа. Когда я рассматриваю его, то мне хочется так же научиться вышивать.

Рассмотри фотографии представителей разных поколений своих родственников. Попробуй нарисовать одежду разных лет. Помести свой рисунок или фотографию старинного костюма в альбом «Моя родословная».

Сформулируй и запиши ответ на вопрос учебника: где можно увидеть прошлое?

Прошлое можно увидеть, посетив музей.

Рассмотри картинки. Подпиши изображенные на них письменные исторические источники.

1. Книга
2. «Берестяная грамота».
3. «Жалобная грамота» Екатерины II
4. Детский журнал «Мурзилка»

На месте станицы Тамань в первом тысячелетии до нашей эры существовал древнегреческий город — Гермонасса, а в XI веке — древнерусский город — Тмутаракань.
Местоположение Тмутаракани помог определить найденный на Таманском полуострове камень с надписью, сделанной в 1068 году по приказу князя Глеба.

Как камень стал письмом от русского князя?

В 1792 году казаки при строительстве крепости нашли плиту с древнерусскими письменами. Оказалось, что надпись была сделана по приказу тмутараканского князя Глеба.

Представители каких национальностей проживают на Кубани?
Напиши названия некоторых из них.

русские, армяне, украинцы, адыги, белорусы, татары, азербайджанцы, греки

Раскрась рисунок.
Цвета костюмов смотри на стр. 74 учебного пособия.

Соедини линиями слова в левом и правом столбиках, чтобы получились правила взаимоуважения людей разных культур.

Сколько народов проживает на Кубани?
Запиши ответ на вопрос.

Среди наших земляков — кубанцев — люди более ста двадцати национальностей: русские, адыги, украинцы, белорусы, греки, грузины, армяне и многие другие.

Сколько народов проживает на Кубани?

На территории Краснодарского края проживают представители более ста народов.
В крае проживает:

4300 тыс. русских,
246 тыс. армян,
193 тыс. украинцев,
38 тыс. белорусов,
30 тыс. греков,
20,2 тыс. немцев,
19,3 тыс. адыгейцев.

Прочти утверждения. Верны ли они? Обведи «да» или «нет».

Архитектура — это наука, изучающая прошлое людей по вещественным источникам Да Нет
На территории Кубани в разное время проживали меоты, греки, скифы. Да Нет
Древнегреческий город Горгиппия — это современный город Анапа Да Нет
Первый на Кубани исторический музей основал Е.Д. Фелицын Да Нет
Это Геродот назвал Азовское море Меотидой, а народ, живший на его берегах, — меотами Да Нет
Русский князь Глеб «мерял море по леду» в 1068 году Да Нет
«Жалованная грамота» казаками от императрицы Екатерины II хранится в Эрмитаже Да Нет
Иван Мальгерб — известный кубанский археолог Да Нет

Название проекта: Кубань — моя Родина

Источник информации: Краеведческий музей, интернет.

Мое участие в работе над проектом: я посетил музей, нашел справочную информацию о Кубани.

Результат проектной деятельности: я много нового узнал о своей Родине — Кубани.

Самооценка работы: работа проведена качественно, вложено много труда.

Впечатления: мне очень понравилось работать над проектом.

Я живу в Краснодарском крае. Часто его называют Кубанью по названию главной реки. Краснодарский край расположен на юге Восточно-Европейской равнины. Он омывается двумя морями: Черным и Азовским. Краевой центр – город Краснодар.

Природа нашего края уникальна, ведь здесь есть сразу несколько климатических зон. Это степь, лесостепь, широколиственные и хвойные леса, альпийские луга, Черноморское побережье Кавказа.

Краснодарский край богат полезными ископаемыми. Здесь добывают нефть, газ, песок, мрамор, известняк, глину, мергель. Первая в России нефтяная скважина была пробурена именно на Кубани, еще в 1864 году в районе реки Кудако.

В нашем крае есть города-курорты. Это Анапа, Туапсе, Сочи, Адлер и небольшие поселки. Люди со всей страны приезжают к нам летом, чтобы отдохнуть и покупаться в теплом море.

В Краснодарском крае очень развито сельское хозяйство. Здесь выращивают пшеницу, рис, подсолнечник, сахарную свеклу и другие культуры. В садах выращивают яблоки, груши, сливы, персики, ягоды, виноград. Есть много молочных ферм и животноводческих хозяйств в нашем крае.

В древности на территории нашего края жили меоты, в 1068 году князь Глеб мерил море от Тмутараканя до Корчева, а в XVIII веке казаки-переселенцы построили на Кубани первые станицы.

Сохранилось много исторических источников, которые можно разделить на группы: вещественные, письменные, устные. К вещественным источникам можно отнести орудия труда, одежду, посуду, украшения. Письменные исторические источники – это грамоты, газеты, письма, летописи. Устные источники: сказки, легенды, песни, частушки, пословицы и поговорки.

Столица нашего края, город Краснодар был основан в 1793 году. Раньше город назывался Екатеринодар, ведь он был заложен по приказу императрицы Екатерины II. На гербе Краснодара изображена крепостная стена – символ защиты. Казаки, заселившие Кубань, охраняли южную границу России.

Продолжи ряд однокоренных слов. Подчеркни те, которые имеют отношение к процессу получения знаний.

Просветитель, свет, просвещение, освещение, светло, светлячок, просвещённый, просвещаться, светиться.

Прочитай текст на стр. 80 — 83 учебного пособия, составь его план, обозначив основные этапы развития образования на Кубани в хронологическом порядке.

XVIII век — мало грамотных людей
XIX век — 1803 году в Екатеринодаре открыта первая школа.
XX век — всеобщая грамотность на Кубань пришла в 20-е годы XX столетия.
XXI век — сегодня в классах современное оборудование, мебель, спортзал, библиотека, компьютерный класс.

Используя текст учебного пособия на стр. 80 — 83, заполни пропуски. Расскажи о человеке, которого называют первым просветителем Кубани.

Открытие первой школы на Кубани связано с именем священника Кирилла Васильевича Россинского. Он был очень талантлив и образован: писал стихи, мог оказать врачебную помощь, сам составлял «рукописные тетрадки» для первых школьников. Своё жалование Кирилл Васильевич отдавал на нужды детей — сирот. В 1820 г. он был назначен директором Черноморской войсковой гимназии. Кирилл Васильевич считал, что настоящий гражданин должен не только быть образованным человеком, но и уметь защищать свою Родину.

Заполни таблицу. Расскажи об изменениях, которые произошли за время, прошедшее со дня открытия на Кубани первой школы.

Название Дата открытия Дата разрушения Дата восстановления
Памятник Екатерине II 1907 1920 2006
Год открытия 1803 1980
Учебные предметы
  • чтение
  • чистописание
  • правописание
  • грамматика
  • арифметика
  • Священная история
  • рисование
  • русский язык
  • чтение
  • математика
  • окружающий мир
  • кубановедение
  • физкультура
  • рисование
  • музыка
Оборудование

рукописные тетради, библиотека, кабинет физики

современное оборудование, мебель, спортзал, библиотека, компьютерный класс
Имена директора, учителей Кирилл Васильевич Россинский
Читайте также:  Что относится к полезным ископаемым примеры

Сформулируй и запиши краткий ответ на вопрос: чему учили в школе 200 лет назад?

Преподавали чтение, чистописание, правописание и грамматику, арифметику, Священную историю, рисование.

К словам из названия темы урока подбери однокоренные. Объясни их значения.

Защитник, защита. Защитник — человек, который защищает других.
Отечество, отец, соотечественник, отеческий, отечественный. Отечество — Родина.

Как увековечивают память о защитниках Родины? Что символизирует Вечный огонь в наших городах и станицах?

Устанавливают памятники, памятные знаки, стелы во славу тех, кто выстоял в жестокой схватке с врагом. В честь героем названы многие улицы кубанских городов, имена героев носят многие школы края. Вечный огонь это постоянно горящий огонь, который символизирует вечную память о тех, кто не пожалел своей жизни во имя победы, во имя мирного неба над нашей землёй.

Вспомни и впиши даты.
Отметь их на «ленте времени».

Начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года

Освобождение от фашистских захватчиков:

— Краснодара 12 февраля 1943 года
— населённого пункта, в котором ты живёшь
— всей территории Кубани 9 октября 1943 года

Окончание Великой Отечественной войны 9 мая 1945 года

Кому из героев Великой Отечественной войны поставлены памятники в твоём населённом пункте? Узнай, какие улицы, учебные заведения, библиотеки названы именами героев Великой Отечественной войны.

Мемориальный комплекс кубанцам, погибшим в борьбе за Родину. Обелиск воинам-освободителям города Краснодара, памятник Г.К.Жукову, памятник А.И. Покрышкину. Библиотека братьев Игнатовых, СОШ № 66 имени Евгения Дороша,

Запиши ответ на вопрос: кого называли «ночными ведьмами»?

Так называли советских лётчиц 46-го Таманского авиаполка, в котором служили девушки-добровольцы. Боевые вылеты совершали ночью, наводя страх на фашистов, которые их и прозвали «ночными ведьмами». А наши бойцы ласково называли девушек «ласточками».

Вставь пропущенное слово в пословицы.
Объясни их смысл.

Где труд , там и счастье.
Терпение и труд всё перетрут.
Труд кормит, а лень портит.

Рассмотри картинки. Чем занимаются люди данных профессий? О ком из этих людей можно сказать: «Они Россию кормят хлебом»? Какие ещё профессии, связанные с производством хлеба, ты знаешь? Запиши их названия.

Можно сказать о пекаре, который печёт хлеб и водителе, который с полей привозит зерно, развозит готовый хлеб в магазины.

Профессии, связанные с производством хлеба:

пекарь, комбайнёр, тракторист, мукомол, селекционер, механизатор, агроном, хлебороб, водители.

Впиши в предложения фамилии учёных, о которых говорится в тексте на стр. 91- 92 учебного пособия.

Учёный — селекционер, создавший новые сорта подсолнечника — Василий Степанович Пустовойт.

Учёный — селекционер, создавший новые сорта пшеницы — Павел Пантелеймонович Лукьяненко

Запиши ответ на вопрос: кто вырастил на Кубани самый большой «солнечный цветок»?

Талантливый селекционер В.С. Пустовойт создал сорт «передовик» . У сильного, высокого растения этого сорта «корзинка», наполненная семенами, достигает почти полуметра в диаметре!

Каково значение слова «радетель»?
Подбери к нему синонимы.

Радетель — попечитель, опекун, радельщик, защитник.

Радетель — бескорыстный человек: он спешит делать добро не ради славы или выгоды, а ради блага других людей, ради счастья и процветания родной земли.

Впиши в таблицу фамилии людей, которые внесли вклад в развитие нашего края.

Писатели
Лихоносов В.И.
Бакалдин В.Б.
Варава И.Ф.
Неподоба В.П.
Щеколдин Е.В.

Художники
Похитонов И.П.
Воржев С.Д.
Архангельский М.В.
Булгаков Г.А.
Клименко А.Т.

Врачи
Очаповский С.В.
Будзинский В.А.
Илизаров Г.А.
Барбухатти К.

Космонавты
Горбатко В.В.
Севастьянов В.И.
Березовой А.Н.
Падалка Г.И.

Учителя
Россинский К.В.
Бакалдин В.Б.
Самсонкина В.В.
Коломиец А.В.
Храмова И.

Музыканты
Пономаренко Г.Ф.
Захарченко В.Г.
Плотниченко Г.М.
Гаранян Г.А.
Волченко В.М.

Спортсмены
Мачуга В.Н.
Москаленко А.
Караваева И.В.
Лавров А.
Иванов А.К.
Изотов Д.С.

Учёные
Пустовойт В.С.
Чернышев Н.Г.
Хаджинов М.И.
Лукьяненко П.П.
Беспалова Л.
Бабешко В.

Страницы 95 — 99 учебного пособия оформлены как страницы энциклопедии, рассказывающей об известных людях. Здесь указаны полное имя человека, годы его жизни, профессия, приводится портрет, а также биография этого человека. Используя приложения, создай страничку о своём земляке для мини-энциклопедии «Радетели земли кубанской».

Гатов Леонард Григорьевич
Гатов Леонард Григорьевич, родился в Ростове-на-Дону 13.01.1937г., умер 23.06.2007г., генеральный директор, художественный руководитель государственного театрально-концертного учреждения «Краснодарское творческое объединение «Премьера». Окончил в 1960г. Ставропольское краевое музыкальное училище (факультет духовых инструментов), в последствии краснодарский государственный университет культуры. Создал объединение «Премьера» и активно и творчески работал над совершенствованием театрально- концертной деятельности объединения, коллектива учреждения. Вместе с выдающимся хореографом современности Юрием Григоровичем работал над формированием классического балета в Краснодаре. Добился признания коллектива «Премьеры» не только в Краснодарском крае, но и в стране и в мире. Гатов Леонард Григорьевич народный артист России, почетный гражданин Краснодара. Награждён медалью Герой труда Кубани, Орденом дружбы, медалями «За вклад в развитие Кубани», удостоен государственной премии им. Волкова.

Григорович Юрий Николаевич
Григорович Юрий Николаевич, родился в 1927 году в Ленинграде, учился в Ленинградском хореографическом училище. Выдающийся балетмейстер. Работал в 1961-1964г в Ленинградском театре оперы и балета, в 1964-1995г. главный балетмейстер Большого театра в период наивысшего рассвета труппы, завоевавшей мировое признание и авторитет, с 2001 вновь работает в Большом театре. В 1996г Григорович Ю. Н. осуществил первую постановку в Краснодаре — сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича, руководитель Краснодарского театра балета и штатный хореограф балетной труппы в составе Краснодарского творческого объединения «Премьера». Театром поставлены шедевры мировой классики: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Жизель», «Спартак», «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта», «Золотой Век».
Григорович Юрий Николаевич, народный артист СССР, лауреат Ленинской и дважды Государственных премий. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством II степени» и орденом «За заслуги перед Отечеством I степени». Герой Социалистического труда. За заслуги в Краснодарском крае награжден медалью «Герой труда Кубани».

Варрава Иван Фёдорович
Варрава Иван Федорович, известный кубанский поэт, родился 25 февраля 1925г в селе Новобатайск , Ростовской области в семье переселенцев с Кубани, в 1932г. семья возвратилась на Кубань. Потомственный казак.
В 1942 ушел на фронт, прошел боевой путь до Берлина, на стенах Рейстага оставил стихотворную надпись. Был тяжело ранен. Имеет много боевых наград, ордена: Отечественной войны I степени, Красной звезды, Знак Почета. Печататься начал в фронтовых газетах. Окончил литературный институт, работал в Министерстве культуры СССР, но возвратился на родную Кубань. Собирал казачьи песни, много сделал для возрождения Кубанского казачьего хора, при его участии создан альманах «Кубань», был ответственным секретарем краснодарской краевой организации писателей, членом редколлегии альманаха Кубань и входил в совет журнала «Родная Кубань». Творческая Варрава Ивана Фёдоровича деятельность очень плодотворна, издал десятки сборников произведений, такие как: «Песни казаков Кубани», «Казачий край», «Огонь горицвета», «Молодость сабли», «Пшеничный прибой», Песня гайды», «Цветы и звёзды», «Соколиная степь», «Казачий шлях», «Бежит река Кубанушка», «Всадники вьюги» и ряд других.
За литературную деятельность награждался различными премиями.
Герой труда Кубани.

Обойщиков Кронид Александрович
Обойщиков Кронид Александрович русский поэт, родился в станице Тацинская, Ростовской области 10 апреля 1920г., умер 11 сентября 2011 в Краснодаре на 92 году жизни.
Обойщиков К.А. окончил Краснодарское авиационное училище, военный летчик. С первых дней участник Великой Отечественной войны, служил в бомбардировочном полку, охранял конвои союзников. Награжден за боевые заслуги двумя орденами Отечестячвенной войны, орденом Красного знамени.
Первое стихотворение восьмиклассника Кронида Обойщикова печатается в газете «Армавирская коммуна» в 1936г. Послевоенные годы стал печататься в армейских и флотских газетах и журналах. В 1963 вышел первый сборник стихов «Тревожное счастье». Издал более 30 книг, в том числе: Бессонное небо», «Линия судьбы», «Награда», «Мы были». «Салют победы», «Имя твое в небесах пронесу». Кронид Обойщиков автор и составитель четырех томной антологии биографий кубанцев – Героев Советского Союза и трехтомного поэтического «Венка Героям Кубани».
Он много писал для детей замечательных поэтических произведений: «Сфетофорик», «Зойка пешеход», «Как слонёнок учился летать». Делал переводы поэтов Северного Кавказа.
Кронид Обойщиков член Союза писателей СССР и Союза писателей России, член Союза журналистов СССР и Союза журналистов России.
Заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Кубани, почетный гражданин Краснодара, лауреат премии Н. Островского, премии Е. Ф. Степановой.
Герой труда Кубани.

Запиши ответ на вопрос: как горсть кубанской земли оказалась в космосе?

Космонавт Горбатко Виктор Васильевич наш земляк, родился в посёлке Венцы-Заря Гулькевичского района Краснодарского края. Совершил три полёта в космос. И каждый раз брал с собой горсть родной земли.

Перед тобой выписка из статьи толкового словаря. Выбери и подчеркни наиболее подходящее к теме урока объяснение слова «наследник».

— человек, который получил или имеет право получить в наследство имущество, деньги, титул человека, который умер;
— сын монарха или какое-либо другое лицо, которое будет править государством после смерти монарха;
— сын;

— человек, который продолжает чью-либо деятельность .

Вот и завершился начальный этап твоего увлекательного путешествия по нашему краю. Ты многое узнал благодаря урокам кубановедения. Темы каких уроков тебе запомнились больше всего? Впиши их в схему.

Темы запомнившихся уроков:

Заповедные тропы, Полезные ископаемые, Защитники Отечества, Письменные исторические источники, История Кубанив архитектуре, Вещи рассказывают о прошлом.

Как ты думаешь, что значит «быть наследником земли отцов»? Свои мысли передай в форме рассказа, стихотворения.

Именно мы — наследники нашей прекрасной кубанской земли: ее истории, культуры, всех тех богатств, которые созданы руками старших поколений. Кубань недаром называют жемчужиной России. Обильна и плодородна ее земля, уникальна и самобытна народная культура, славны ратные и трудовые подвиги кубанцев. Наследнику земли отцов нужно бережно хранить щедрые нивы и луга, звонкие казачьи песни, память о радетелях и защитниках Кубани.

Ты – наследник земли отцов.
Шумят, шумят желтеющие нивы,
Красою сердце веселя
Родимый край мой,
Край счастливый
Земля отцов – моя земля.
(И. Варавва.)

Кто отчий сад берег, дом строил,
Трудился до седьмого пота,
В нем нет величия героя,
Но в нем жива душа народа.

Напиши письмо своему ровеснику из будущего. Расскажи ему о Краснодарском крае так, чтобы он смог представить всю красоту Кубани и её жителей, почувствовать, как ты гордишься своей малой родиной. Своё письмо оформи согласно правилам: не забудь о вежливом обращении и подписи, правильно подпиши конверт. Вложи в письмо фотографию или рисунок.

Привет!
Как твои дела? У меня все отлично! Передаю тебе горячий привет из прошлого! Я живу на Кубани. Сейчас 2017 год. Мою Родину называют жемчужиной России. Обильна и плодородна наша земля, уникальна и самобытна народная культура.
Земледелие и животноводство – главное занятие жителей Кубани вот уже более двухсот лет. Тяжело было поначалу распахивать землю степей, заросшую густой травой. И вот уже заколосилась хлебная Нива. Появились поля подсолнечника. Кукурузы, риса и овощей. «Хлеб идёт!» На Кубани — все, от мала до велика, понимают важность этих слов. Житница России – это почётное, но и очень ответственное звание.
Интересно, а какие выращивают растения у вас в будущем? Возможно уже существуют виды растений и породы животных, которые мы еще не знаем.
А еще на Кубани у нас народ гостеприимный. Любые посиделки не обходятся без накрытого стола, угощения. Интересно, какие сладости у вас в будущем?
Заглянуть бы к Вам на немного и своими глазами посмотреть, какое будущее ожидает нашу Кубань.
Я надеюсь, что там впереди у нашей с тобой Родины чудесное будущее.
До свидания, надеюсь увидимся в будущем!

источник

данные тесты о контрольные вопросы составлены по Кубановедению для 4 класа по учебнику Кубановедение 4 класс. Авторы: М.В.Мирук, Е.Н. еременко, Т. А. Науменко, НЯ. Паскевич.

Этот материал будет актуален и полезен для учителей начальных классов в качестве проверочных работ или обобщающих уроков.

Читайте также:  Насколько полезно мясо индейки

Береги землю родимую, как мать родимую

1.Как называется край, в котором ты живешь?

2.Краснодарский край расположен на:

А) Западно-Сибирской равнине

Б) Среднесибирском плоскогорье

В) юге Восточно-Европейской равнине

3.В каком году был образован Краснодарский край:

4.С кем наш край граничит на севере?

5.Какой природной зоны нет в Краснодарском крае?

6. К какой природно зоне относятся следующие признаки: равнина, проросшая травянистой растительностью, отсутствуют деревья?

8. Как называется заповедник, большая часть которого расположена на территории Краснодарского края?

А) Южный государственный заповедник

Б) Кавказский государственный природный биосферный заповедник

В) Краснодарский государственный заповедник

9.На каких реках строят гидроэлектростанции:

1.Административный центр края:

2.Территория Краснодарского края омывается водами каких двух море:

Б) Азовское и Краснодарское

3.В каком году был образован город Краснодар:

4. Какой из регионов не граничит с Краснодарским краем?

5.Какая природная зона находится на севере края?

А) Смешанные и широколиственные леса

6. Какой природной зоны нет в горной части?

7. Черноморское побережье Кавказа расположено:

8.Чтобы сохранить животный и растительный мир, природные богатства, люди создают:

9.Что строят на горных реках, чтобы в доме был свет:

А) Тепловые электростанции

1.Почвы, на которых растут пшеница, подсолнечник, сахарная свекла называются:

2.Для защиты почв на полях необходимо:

А) Вносить большое количество удобрений и ядохимикатов

Б) Использовать для обработки тяжелую технику

В) Сажать лесополосы для защиты от воздушной эрозии и сохранения влаги в почве.

3.От чего зависит плодородие почвы:

4.Кто занимается поиском полезных ископаемых:

5.К какому виду полезных ископаемых относятся нефть, природный газ:

6. Из какого полезного ископаемого изготовляют синтетические ткани, стиральный порошок, красители:

7. В каком городе находится судоремонтное предприятие:

8. Из какого растения получают манную крупу:

9. Какие сельскохозяйственные отрасли есть на Кубани:

1.Какой вид почвы подходит для возделывания риса:

2. Самые плодородные почвы нашего края :

А) Углекислый газ, известняк, воздух, вода.

Б) Вода, воздух, песок, глина, гумус, соли.

В) Поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

4.К полезным ископаемым относятся:

5. К какому виду полезных ископаемых относятся песок, глина, гранит:

6.Какое полезное ископаемое добывают в Новороссийске, из которого производят цемент:

7. В каком городе находится судоремонтное предприятие:

8. Из какого растения получают подсолнечное масло:

9. Какие сельскохозяйственные отрасли есть на Кубани:

1.Кто занимается древними раскопками:

2.Когда на Кубани жили меоты:

А) Около двух с половиной тысяч лет назад

Б) Около двух тысяч лет назад

В) Около трех тысяч лет назад

3.Что собой напоминало жилище меотов :

В) Деревянный шкаф для посуды

6.Где располагались в хате лавки, сундук:

1.Когда на Кубани появились первые люди:

В) Около миллиона лет назад

2.Из чего была сделана крыша жилища меотов:

3.Из чего сшили одежду скифы и меоты:

4.Что должно стоять посреди хаты казака :

5.На сколько частей делилась хата казака:

6. Где располагался святой угол с иконами:

1.Как называется наука, которая изучает о прошлом человечества:

2. Кто помог ученым узнать о существовании Тмутараканского княжества :

3.Что собой представляет курган:

А)Земляная насыпь над могилами

В) Углубления в земле для хранения вещей

4.Кто занимается изготовлением изделий из железа:

5.В каком городе находится самый большой краеведческий музей, основателем которого был Е. Д. Фелицын:

6.Какой народ на Кубани в предновогоднюю ночь опускали мешок на веревке в дымоход для получения подарков:

1.Ученый, который изучает историю, обычаи, традиции, фольклор различных народов:

2 . Какое море Геродот называл Меотидой, а народ, живший на его берегах – меотами:

3.Где находилось Тмутараканское княжество:

А) На территории Таманского полуострова

5.В какое время года греки отмечали праздник Сирандонас:

6. Кто из народов, живших на Кубани готовил на праздник хортарике («травяную еду»):

источник

План-конспект проведения урока.
Предмет: Кубановедение.
Класс: 4 класс.
Тема урока: « Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование».
(Строительные полезные ископаемые – песок и глина.)

Тип урока:
урок совершенствования ЗУН (по М.И. Махмутову).
Вид урока:
мультимедийный урок,
урок практических работ (урок-практикум).
Цель урока:
Обучающая:
обобщить знания детей о строительных полезных ископаемых, добываемых в Краснодарском крае: песке и глине, по материалам жизненных наблюдений;
Воспитывающая:
Воспитывать любознательность, активность, интерес к изучаемой теме и природе Краснодарского края.
Развивающая:
Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, умение делать выводы, устную речь.
Задачи урока:
установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые: песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании;
выяснить, как человек использует песок и глину в хозяйстве, в промышленности.
Оборудование:
Физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых (песок и глина), вода, воронка с фильтром (вата), кусочек стекла, стеклянная посуда для проведения практической работы (банки или стаканы), ложка, лупа.

Содержание урока.
Организация начала урока.
Вступительная беседа.
Учитель: Загадаю вам загадку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. Что же это за кладовая? (Почва или земля.)
Слайд № 2.
— Как вы думаете, какие ещё богатства таит в себе земля? (Полезные ископаемые)
— Объясните, почему «полезные» и почему «ископаемые»?
Учитель: Наш край богат полезными ископаемыми. Они залегают в предгорьях, горах и Кубано-Приазовской низменности.
Слайд № 3.
Разделите эти полезные ископаемые на группы (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твёрдые, жидкие, газообразные), по свойствам).
Песок, нефть, природный газ, глина, железная руда, гранит, мрамор, каменный уголь.
Полезные ископаемые
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 рудные (металлические)
горючие строительные железная руда
нефть песок
природный газ глина
гранит
мрамор
Игра «Угадай, кто я»
1)Одну её не едят,
А без неё мало что едят. (Каменная соль)
2)Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
3)Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
4)Он очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
5) Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина).
— 1 —

6) Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
— Сегодня на уроке мы узнаем, почему песок и глину называют «детьми гранита», а стакан и кирпич – «внуками» гранита.
3. Обобщение материала и совершенствование ЗУН.
— Кто из вас видел песок, глину?
— Какую форму имеют песчинки?
(Проводится опыт с лупой, рассматривается форма песчинок)
— Какого цвета песок?
Слайд № 4.
Учитель:
Вы любите, ребята, Как нитка золотая
Пересыпать песок. У вас из кулака
В руках у вас лопата, Бежит струя густая
Ведёрко и совок. Прохладного песка.
Слайд № 5.
— Мы часто встречаем в жизни песок, но близко рассматриваем его, когда не спешим, например, на пляже – где греемся на песке, пересыпаем его в руках, строим из песка сооружения.
Слайд № 6.Но почти никогда или совсем не задумываемся о его происхождении – а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца – как составной части гранита — образуются песчинки. Время, ветер, дождь, солнце и ещё раз время разрушили горы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок. Кварц – самая прочная часть гранита, поэтому и кварцевый песок очень прочен.
— Где в хозяйстве применяют песок?
(Рассказывают ученики, а учитель дополняет)
(Из цемента и песка делают строительный раствор, используют песок при изготовлении бетона, посыпают зимой дороги, чистят от грязи и копоти посуду, делают стекло, стеклянную посуду, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номеров домов). Из белого силикатного песка делают силикатный кирпич (белого цвета)).
Слайды: № 7, № 8, № 9.
Учитель: За многие годы вода рек и ручьёв смывает песчинки с гор, переносит их и откладывает на дне рек и по берегам (пляжи и косы) морей.
Слайд № 10.
Так образуются скопления песка – месторождения. Слайд № 11. Залегают они обычно неглубоко, поэтому песок добывают открытым способом в карьерах или со дна реки.
(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 13) далее проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).

Опыты.
(Ученики демонстрируют опыты у доски для всех остальных учащихся, самостоятельно делают выводы по проведённым опытам, при необходимости остальные ученики помогают сделать выводы
Слайд № 12. (Каждое свойство песка выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство песка.)
Определи, что твёрже: стекло или песок. Для этого потри песком по стеклу.
Определи, что легче: песок или вода. Для этого насыпь песок в банку с водой.
Смочи водой песок. Вылепи из него любую форму. Можно ли это сделать? (определение вязкости).
Растворяется ли песок в воде?
Определи, есть ли у песка запах?
Блестит ли песок?
Обладает ли песок свойством сыпучести?
Определение водопроницаемости песка (с помощью воронки с фильтром).
— На какие свойства песка опирается человек при его использовании в хозяйстве и в промышленности?
Схема-ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 13.
13 SHA
·PE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

— 3 —
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 21) в конце урока проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).
-Как вы думаете, какая судьба ждёт полевой шпат и слюду при разрушении гранита? (Образуется глина)
-Какого цвета бывает глина?
-Как вы думаете, от чего это зависит? (От цвета полевого шпата.)
Рассказ учителя:
Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.
Слайд № 14.
— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?
(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что, добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.)
Опыты.
Слайд № 15. (Каждое свойство глины выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство глины.)
1) Что твёрже: глина или стекло? Как это узнать?
2) Что легче: глина или вода? Как это определить?
3) Смочить глину водой. Вылепить из неё любую форму. Можно ли это сделать? Какой вывод вы можете сделать? (Глина пластичная, вязкая.)
4) Определите, есть ли у глины запах? (Запах сырости)
5) Обладает ли глина свойством сыпучести?
6) Растворяется ли глина в воде?
7) Определение водопроницаемости глины (фильтрование воды через протёртую глину).
— Какие выводы вы можете сделать о свойствах глины?
— Где в хозяйстве и промышленности используют глину?
(Рассказывают ученики, а учитель дополняет.)
(Изготавливают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина — белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.)
Слайд: № 16, № 17, № 18, № 19.
— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?
(При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт.)
Рассказ учителя:
Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства. Черноморские казаки устраивали гончарные печи – «горно» и обжигали в них посуду.
«Одно гончарное дело остаётся исключительно за казаками и держится наследственно в известных только местах, где свойство земли ему благоприятствует. Разнообразными произведениями его горн славится курень Пашковский на Кубани. Не только круглолицая казачка, но и худощавая черкешенка снимает сметану с пашковского муравленого глетчика».
(И.Попко «Черноморские казаки»)
Слайд № 20.
Работа по карте.
Месторождения песчаников – в поймах рек Кубани и Белой, в окрестностях Гулькевичей и Кропоткина. Около станицы Прочноокопской и хутора Фортштадт Новокубанского района находится месторождение глины, годной для производства кирпича и черепицы. Месторождения глины есть также в Белоглинском, Динском, Брюховецком, Ленинградском, Каневском, Стародеревянковском районах. В Краснодарском крае известно 42 месторождения строительных песков. Из них 18 разрабатываются, 20 месторождений подготавливаются к освоению, 2 – составляют резерв и 1 месторождение разведывается. Наиболее крупные месторождения строительного песка – Азовское (В Северском районе, в 2 км к северу от ст. Азовской. Мощность пластов песка – 4 м 70 см.) и Армавирское (В Новокубанском районе, в 4 км на северо-восток от ж-д. станции Армавир. Мощность пластов — от 2 м 50 см до 5 м.)
4.Закрепление.
А)Игра «Что из чего сделано?»
(Демонстрация изделий, изготовленных из песка, глины и др. полезных ископаемых. Дети должны угадать, что из чего изготовлено.)
Б) Закрепление проводится по схемам — ЛОС (листам опорных сигналов)
Схема – ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 21.

— 5 —
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
— Из чего образуется в природе глина?
— Какие свойства глины знаете?
— Где в хозяйстве применяют глину?
Слайд № 13.
— Из чего образуется в природе песок?
— Какие свойства песка знаете?
— Где в хозяйстве применяют песок?
5. Итог:
— Назовите «детей» гранита, перечислите «внуков» гранита.
6. Слайд № 22. Домашнее задание: Найти среди предметов, которые вас окружают дома, как можно больше изделий, изготовленных из песка и глины.

Используемая литература.
1. Белавина И., Найдёнская Н. Планета — наш дом. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников.- М: Издательство «Лайда», 1995.

2. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2 класс.- М: Издательство «Вако», 2003.

3. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Планета — наш дом. Мир вокруг нас.- М: Издательство «Лайда»,1995.

4. Сухарев Ю.Ф. Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). Самарская обл., г. Чапаевск, 1996.

Адрес в Интернет.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

источник

Источники:
  • http://ped-kopilka.ru/sovremenyi-urok/konspekty-urokov-v-nachalnoi-shkole/konspekty-urokov-4-klas/konspekt-uroka-kubanovedenija-v-4-klase-po-teme-poleznye-iskopaemye-krasnodarskogo-kraja-i-ih-ispolzovanie.html
  • http://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/1506-gdz-kubanovedenie-4-klass-rabochaya-tetrad-otvety-na-zadaniya.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/10/21/testy-po-kubanovedeniyu-4-klass
  • http://educontest.net/ru/3677616/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D1%83%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E-4-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81/