Меню Рубрики

Рабочая программа по внеурочной деятельности общественно полезный труд

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

Заседание МЦ учителей Заседание МС Директор МКОУ СОШ №5

Протокол №____________ Протокол №________ ___________С.Г. Емузова

От «___»________ 2017г. От «__»______ 2017г. «___»__________ 2017г.

Руководитель МЦ Председатель МС
______________________ __________________

Направление: общественно полезная практика

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Общественно полезная практика » составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся. Она дополняет и расширяет интегрированные курсы «Технология» и «Окружающий мир».

Данная программа учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.

Общественно полезный труд — составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития младшего школьника.

Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

Главным направлением общественно полезного труда является трудовая деятельность, имеющая общественно полезную значимость для школы, класса, охраны природы, самообслуживания.

Общественно полезный труд младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.

Общественно полезный труд должен решать общеобразовательные задачи способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу как можно лучше и своевременно. Труд детей должен быть строго дозированным, разнообразным как по характеру, так и по объёму, посильным для детей данной возрастной группы, требовать от них известного напряжения в достижении цели.

Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей детей в познании природы, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания, заложить основы природоохранного поведения.

воспитание любви к своей школе, к своему селу, к своей Родине;

формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти;

экологизация быта и семейных традиций.

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей. При реализации программы предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.

Программа рассчитана на проведение занятий по 0,5 часа в неделю. Общее количество часов в году за данный курс — 17 часов.

Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание ( 5 часов)

Организация дежурства в классе.

Правила поведения за столом.

Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (3 часа)

Комнатные растения в доме.

Пересадка комнатных растений.

Работа с природным материалом, бумагой и картоном, тканью (9 часов)

Изготовление аппликаций из деталей разной формы.

Изготовление поздравительных открыток.

Изготовление кормушек для птиц.

Уровни усвоения программы

принимает и выполняет правила школьной жизни;

соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;

проявляет познавательный интерес к трудовому процессу;

ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

• знает о факторах, наносящих вред здоровью.

принимает учебную задачу под руководством учителя;

учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

принимает элементарный план действий при работе в группе ;

определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;

составляет элементарный план действий при работе в группе;

переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;

вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;

оценивает свою работу по совместно выбранным критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место;

эмоционально рефлексирует свои действия;

готовит необходимые инструменты для занятия ; удерживает организованное поведение во время занятия.

отличает новое от уже известного под руководством учителя;

устанавливает очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;

владеет элементарными навыками чтения информации;

сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;

выполняет работу практического действия под руководством учителя;

использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;

умеет выделять существенные признаки;

способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач;

устанавливает последовательность основных событий в тексте;

проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.

вступает в диалог; умеет слушать и понимать речь других;

соблюдает нормы речевого этикета;

оказывает взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает правила работы в паре;

готов договариваться и приходить к общему мнению ;

умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;

понимает, что у других людей есть своя точка зрения;

умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).

В результате реализации программы обучающиеся:

— знают и выполняют правила дежурных по классу, в столовой

— знают несколько видов комнатных растений;

— знают особенности труда обслуживающего персонала школы

— знают способы ухода за комнатными растениями;

— знают правила бережного отношения к книгам

— знают правила личной гигиены

— выполняют правильный полив, очистку листьев;

— выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей

— выполняют творческие работы с использованием различных материалов.

источник

Надпредметный курс имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Направленность данной дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая.

Цель занятий оригами: развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи курса:

расширить знания об окружающем мире, природе, географии;

научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;

развивать конструктивное мышление и сообразительность;

прививать настойчивость в достижении цели;

обогащать и активизировать словарный запас;

вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;

научить экономному и разумному использованию бумаги;

тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;

создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы: тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6 – 11 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.

Формы и режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2часа. Форма проведения занятий комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность).

Учебно – тематический план

Квадрат — основная фигура оригами

Простые базовые формы оригами

Базовая форма “двойной треугольник”

Аппликация по сказке “Гадкий утенок”

Различные способы окрашивания бумаги

Вырезание снежинок 6-8-лучевой формы

Моделирование елочных игрушек

Аппликация “Дед Мороз и Снегурочка”

Новогодняя викторина “Путешествие по Оригамии”

Коллективная аппликация “Зоопарк”

Открытка для папы в технике оригами

Букет для мамы и бабушки в технике оригами

Изготовление мобиля “Бабочки и цветы”

Иллюстрация к сказке “Теремок” в технике оригами

Пальчиковый театр “Жили у бабуси…”

Моделирование оригами из нескольких деталей

Содержание дополнительной образовательной программы

1-3. Что такое оригами? Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения лабораторной работы, историей Японии.

4-6. Веселая геометрия. Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами. Кто такой Архимед. Знакомство с готовальней, приемы работы с линейкой. Знакомство со знаками Акиры Йошизавы.

7. Квадрат — основная фигура оригами. Практическое занятие. Способ заготовки квадрата.

8-10. Простые базовые фигуры оригами. Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.

11-12. Аппликация “На даче”. Содержание беседы: “Жизнь в деревне”, “Деревенская изба”, “Домашние и дикие животные”, знакомство с инструкционной картой для складывания б\ф “треугольник”, игрушек :котенок, собачка, зайка, домик. Выполнение практической работы.

13-15. Аппликация “Аквариум”. Содержание беседы: “обитатели водоемов”, “Океанографическое судно”; знакомство с инструкционными картами для складывания различных моделей рыбок. Выполнение практической работы.

16-17. Аппликация “Осенний лес”. Беседа по теме: “Осень в лесу”, ежик, грибы, лиственные и хвойные деревья; знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “двойной треугольник”, игрушек: ежик, грибок, дерево. Практическая работа.

18-19. Аппликация “У озера”. Беседа по теме: “Обитатели водоемов, “Озеро”; знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “воздушный змей”, игрушек лягушка, бабочка, улитка, рыбка. Просмотр фрагмента в\ф “Байкал-жемчужина России”.

20. Прыгающая модель “Лягушка”. Беседа по теме: “Земноводные и пресмыкающиеся”; знакомство с инструкционной картой для изготовления модели.

21-22. Аппликация “Ночь”. Беседа по теме: “Солнечная система”, знакомство с теллурием, глобусом; летучие мыши, совы ; сказка В. Бианки “Сова”, знакомство с инструкционными карты для изготовления б\ф “двойной треугольник”, “воздушный змей”, игрушек летучая мышь и сова”. Практическая работа

23-24. Аппликация по сказке Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Беседа по теме “Водоплавающие птицы”, знакомство с различными изданиями книги “Гадкий утенок”, знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “воздушный змей” и игрушек гусь, лебедь и утка. Практическая работа.

25. Различные способы окрашивания бумаги. Практическое занятие. Знакомство со способами окрашивания бумаги при помощи трафарета, штампа, набрызга и др.

26-27. Изготовление объемных форм. Практическое занятие. Беседа по теме “Скоро Новый Год!”, чем украшали новогоднюю елку в разные времена и у разных народов; знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей хлопушка, фусен, кубик. Практическая работа.

28-29. Изготовление снежинок. Беседа по теме “Что такое снег и лед”; знакомство с инструкционными картами для складывания формы снежинки, образцы изделий, изготовление фона для коллективной работы, оформление панно.

30-31. Моделирование елочных игрушек. Знакомство с технологией промышленного изготовления елочных украшений, знакомство с инструкционными картами для изготовления наборных звезд в технике оригами.

32-33. Аппликация “Дед Мороз и Снегурочка”. Знакомство с фрагментом к\ф “Морозко”. Из чего изготавливались фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Игрушки Дед Мороз и Санта Клаус. Знакомство с инструкционными картами для изготовления и сборки моделей.

34. Новогодняя викторина. “Путешествие по Оригамии”

35-36. Аппликация “В лесу”. Беседа по теме: “дикие животные”, “Зимой в лесу”. Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей: лисичка, волк, белочка, елочка. Практическая работа.

37. Знакомство с базовой формой “рыба”. Практическое занятие.

38-39. Аппликация “Антарктида”. Беседа по теме: “Северный и южный полюса”, работа с глобусом, физической картой полушарий, знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “рыба” и моделей: тюлень и пингвин.

40-43. Аппликация “Африка”. Беседа по теме “Африка” ; знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей животных Африки.

44-45. Аппликация “Австралия”. Беседа о необыкновенных обитателях Австралии, истории и населении континента, работа с физической картой полушарий, инструкционные карты для изготовления модели кенгуру.

46-47. Коллективная работа “Зоопарк”. Беседа по теме “Охрана редких и исчезающих животных”, “Роль зоопарков в природоохранной деятельности”; знакомство с Красной Книгой; инструкционные карты.

48-50. Аппликация “В порту”. Беседа на тему “Виды транспорта”, “Профессии, связанные с транспортом”, инструкционные карты для изготовления моделей водного вида транспорта. Практическая работа.

51. Валентинки из оригами. Знакомство с инструкционными картами. Практическая работа — оформление открыток.

52-53. Открытка для папы. Беседа по теме: “ВОВ”, “Красная Армия”, знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей самолета, парохода, подводной лодки и танка.

54-56. Букет для мамы и бабушки. Беседа по теме “История празднования дня 8 Марта”; знакомство с инструкционными картами для изготовления цветов.

57. Стаканчик и ваза. Практическая работа. Знакомство с инструкционными картами. Придумывание своих моделей на основании стакана.

58-59. Подвижные игрушки. Урок-игра. Изготовление моделей с подвижными элементами по выбору.

60-61. Аппликация “Космос”. Беседа по теме: “Космос”, “Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт в мире”; рассматривание карты звездного неба, портрета Ю.А.Гагарина, знакомство с инструкционными картами моделей ракеты и лунохода.

Читайте также:  Аскорбиновая кислота чем полезна для детей

62-63. Мобиль “Бабочки и цветы” или “Рыбки”. Знакомство с терминологией, анализ используемых материалов и способов крепления. Практическая работа.

64-65. Аппликация – иллюстрация к сказке “Теремок”. Вспоминаем сказку “Теремок”, знакомство с инструкционными картами; изготовление моделей; инсценировка сказки. Практическая работа.

66. Пальчиковый театр “Жили у бабуси…” Беседа по теме “Известные детские театры”, “Как вести себя в театре” знакомство с игрушками – рукавичками, инструкционные карты.

67-68. Аппликация “Птицы”. Беседа по теме: “Птицы весной”, знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей птиц. Практическая работа.

69. Пальчиковый театр “Репка”. Беседа по теме: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”. Вспоминаем сказку “Репка”; знакомство с инструкционными картами. Практическая работа. Инсценировка сказки.

70-71. Моделирование оригами из нескольких деталей. Практическая работа.

72. Японские журавлики. Беседа “Мир в детских руках!”. Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей журавликов. Практическая работа.

Выгонов В.В. “Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели”. М.: Первое сентября, 2002

Долженко Г.И.“100 оригами” . Ярославль: Академия холдинг, 2003.

Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2003

Соколова С.В. “Игрушки и забавы. Оригами”. С.-Пб.: Нева, 2003

Соколова С.В. “Театр оригами. Теремок”. С.-Пб.: Нева, 2003

Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература, 2003

Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И.“Твори. Выдумывай. Пробуй”. Самара: Корп. Федоров, 2004

“Делаем 50 моделей из оригами”, сборник. Минск: Попурри, 2001

“Оригами – искусство складывания из бумаги”. М.: Московский центр оригами, 1993

“100 игрушек из бумаги”. С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2000

“Снежинки. Вырезалочка”. М.: Омега, 2002

“Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.”. Перевод с немецкого Н. Лебедевой . М.: Олма-Пресс, 2002

источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности, направление — общественно-полезный труд «Творческая мастерская» в 5-х классах

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42 им. Эшрефа Шемьи-заде» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

курса внеурочной деятельности направление

Исмаилова Диана Энверовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно — деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Творческая мастерская» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

— патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

— трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

— ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

— ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

— ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 5 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Творческая мастерская» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

— интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

— формирование информационной грамотности современного школьника; — развитие коммуникативной компетентности;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биологоия (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.

Системно — деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Творческая мастерская» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Для того чтобы вызвать у детей устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Содержание программы составлено на 140 часа (4 часа в неделю).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

— широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

— интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

— устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

— адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

— внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

— выраженной познавательной мотивации;

— устойчивого интереса к новым способам познания;

— адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

— принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

— учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

— планировать свои действия;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

— адекватно воспринимать оценку учителя;

— различать способ и результат действия;

— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

— выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

— проявлять познавательную инициативу;

— самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

— допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

— учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться, приходить к общему решению;

— соблюдать корректность в высказываниях;

— задавать вопросы по существу;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

— с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

— владеть монологической и диалогической формой речи.

— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

— высказываться в устной и письменной форме;

— анализировать объекты, выделять главное;

— осуществлять синтез (целое из частей);

— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить рассуждения об объекте;

— обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

— Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

— использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

— Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

— Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

— Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

— Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

Читайте также:  Полезны ли банановые шкурки

— Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

— Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

— Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

— Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

— Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

— Достичь оптимального для каждого уровня развития;

— Сформировать систему универсальных учебных действий;

— Сформировать навыки работы с информацией.

По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:

бережное отношение к окружающему миру,

положительное отношение к труду, уважение к людям труда;

умения применять навыки взаимопомощи,

навыки работы в коллективе;

умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,

подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.

Характеристика деятельности обучающихся

источник

Рабочая программа (2 класс) по теме:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общественно полезный труд» 2-а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общественно полезный труд» 2-а класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

на заседании школьного МО

рук. МО _______/Кузьменко И.А.

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1

по внеурочной деятельности

«Общественно полезный труд»

Квалификационная категория: первая

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Поурочное календарное планирование ……………………………….8

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся……11

Внеурочная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа рассчитана на детей 8 летнего возраста.

Цель Программы : развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Решаемые задачи : воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно — распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности во2 классе- 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы, поездки в музеи .

«Труд лечит, а лень портит человека»

Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.

В программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослы­ми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• разнообразие освоенных задач.

2 . Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение выражать свои мысли;

• разрешение конфликтов, постановка вопросов;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

• оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

• умение структурировать знания;

• выделение и формулирование учебной цели;

• планирование деятельности для достижения результата.

• синтез, как составление целого из частей;

• выдвижение гипотез и их обоснование;

В программе было выделено 6 тематических блоков, которые носили теоретическую и практическую направленность:

  1. Мои поручения в классе и дома (5 ч.)

Данный тематический блок направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива.

  1. Вводное занятие. Режим дня школьника.
  2. Организация дежурства в классе.
  3. Генеральная уборка в классе.
  4. Мои поручения дома.

1.5. Составить свой режим дня.

Основная задача этого блока состоит в том, чтобы ученикам 2-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растений.

2.1. Комнатные растения в доме.

2.2. Подготовить рассказ, какие растения они сажают дома.

2.3. Растения, которые сажают в помещениях, классах. (2 часа)

2.4. Правила ухода за комнатными растениями. (2 часа)

Научить детей бережно и аккуратно относиться к своим и чужим книгам. Научить детей ремонтировать книги, изготавливать закладки.

  1. Содержание в порядке своих книг и тетрадок.
  2. Мелкий ремонт книг. (2 ч.)
  3. Изготовление закладок для книг.
  4. Изготовление книжных обложек.

Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе.

  1. Изготовление елочных игрушек.
  2. Выступление на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Акция «Спешите делать добро».
  3. Проведение подвижных игр для дошкольников.
  4. Мероприятие, посвященное дню Книги.
  1. Берегите птиц (6 ч.)

Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами.

  1. Зимующие и перелетные птицы.
  2. Какую пользу приносят птицы.
  3. Изготовление вместе с родителями кормушки (2 ч.).
  4. Экскурсия в березовую рощу.
  5. Рисунок птицы.
  1. Школьный двор — лучший двор (5ч.)

Основная задача этого блока научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно – полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью

  1. Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».
  2. Уборка территории школьного двора.
  3. Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.
  4. Уход за многолетними растениями на территории школы.

источник

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главной задачей программы курса по ОПД “Росток» является представить учащимся целостную широкую картину мира средствами изучения окружающего мира, непосредственного познания и изменения его.

Данная программа учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.

Общественно полезный труд — составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития младшего школьника.

Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

Главным направлением общественно полезного труда является трудовая деятельность, имеющая общественно полезную значимость для школы, класса, охраны природы, самообслуживания.

Общественно полезный труд младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.

Общественно полезный труд должен решать общеобразовательные задачи способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу как можно лучше и своевременно. Труд детей должен быть строго дозированным, разнообразным как по характеру, так и по объёму, посильным для детей данной возрастной группы, требовать от них известного напряжения в достижении цели.

Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей детей в познании природы, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания, заложить основы природоохранного поведения.

воспитание любви к своей школе, к своему селу, к своей Родине;

формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти;

экологизация быта и семейных традиций.

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей. При реализации программы предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.

В конце учебного года с целью проверки усвоения детьми программного материала проводится тестирование на итоговом занятии.

Общественно полезная трудовая деятельность организуется во внеурочное время, но должна быть тесно связана с уроками трудового обучения и другими предметами.

Программа рассчитана на 33 часа, с проведением занятий один час в неделю.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Росток» включает в себя разнообразный набор содержания и форм подготовки младших школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интегра­ция различных видов деятельности, необходимых для достиже­ния учащимися целей обучения.

Модуль — это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.

Каждый из предложенных моду­лей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логиче­ским единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели.

Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.

Модуль 2. Работа с природным материалом (7 ч.)

Модуль 3. Обработка бумаги и картона (8 ч.)

Модуль 4. Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (10 ч.)

Календарно — тематическое планирование составлено с учётом сезонных изменений и практические занятия идут соответственно им.

Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.

Данный модуль направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива. Необходимо прививать навыки поведения за столом. Соблюдение личной гигиены.

Занятия в этом модуле проходят первыми, поэтому к ним необходимо готовиться очень тщательно.

Модуль очень важен в период адаптации первоклассников к школе

Модуль 2. Работа с природным материалом (7 ч.)

В изучение этого модуля вводятся сведения о природном материале, способов его хранения и обработки. Основной задачей модуля является развитие творческих способностей учащихся, фантазии. Необходимо дать теоретические и практические умения и навыки, которые помогут выполнить изделия из природного материала. В рам­ках этого модуля предполагается изучение приемов вырезания, склеивания, закрепление материала при помощи ниток, пластилина. Модуль развивает внимание учащихся, наблюдательность и аккуратность в работе.

Модуль 3. Обработка бумаги и картона (8 ч.)

Модуль направлен на развитие у детей таких качеств как аккуратность, внимательность, умение чётко следовать инструкции при выполнению работы. Также модуль призван развивать у учащихся творческие качества. В изучение этого модуля вводятся сведения о бумаге и картоне, приёмы их разметки по шаблону. Необходимо дать учащимся теоретические знания, практические умения и навыки, которые помогут выполнить изделия из бумаги и картона. В рам­ках этого модуля предполагается изучение приемов вырезания, склеивания, закрепление материала при помощи ниток, пластилина.

Читайте также:  Что полезнее желток или белок в курином яйце

Модуль 4. Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (10 ч.)

Основная задача модуля «Растения в доме» состоит в том, чтобы ученикам 1-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах (2-4 кл.) расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растений растениях.

В первом классе основной задачей этого модуля является привитие интереса к выращиванию растений, и дать для этого необходимые знания. Модуль также направлен на развитие чувств учащихся: чувства прекрасного, любви к живому растению, к своей школе, к своей малой Родине. В рамках модуля необходимо дать учащимся теоретические и практические навыки о частях растений, их размножении путём черенкования, листом, делением куста и т. д. Данный модуль также даёт практические умения в данной области.

Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание. (8 ч.)

Значение здорового образа жизни. Необходимость соблюдать ре­жим дня.

Соблюдение режима труда и отдыха. Выполнение распорядка дня.

Составление распорядка дня.

Чистота тела — основное тре­бование гигиены. Правила личной гигиены. Влияние за­каливания на здоровье чело­века. Виды закаливания.

Соблюдение правил личной гигиены. Закаливание (хожде­ние босиком, игры на воздухе).

Выполнение приемов личной гигиены.

3. Гигиена классной комнаты. Организация дежурства в классе.

Санитарно-гигиенические тре­бования к классу. Особенно­сти строения классной комнаты.

Распределение обязанностей дежурных в классе.

Необходимость проветривания помещения.

Содержание в чистоте и по­рядке класса, рабочего места. Сухая уборка.

Работа дежурных по классу .

Сухая уборка классной комнаты.

Проветривания помещения. Подготовка класса к уроку.

4. Правила пове­дения за столом.

Правила поведения за столом. Пользование салфеткой. (Ролевые игры).

Приготовление к приему пи­ши. Пользование салфеткой.

Упражнения в выполнении правил поведения за столом.

бережного отношения и ухода за одеж­дой. Чистка одежды, обуви.

Стирка мелких предметов одежды. Общие и сезонные требования к одежде.

Упражнение в соблюдении правил гигиены труда.

Организация рабочего места. Влияние освещения на зрение.

Содержание в чистоте и по­рядке рабочего места. Пра­вильное освещение.

Сухая уборка рабочего места.

7. Уборка территории школьного двора.

О необходимости содержать в чистоте прилегающую к школе территорию.

Правила поведения в школьном дворе.

Пользование необходимым инвентарем

8. Содержание в порядке своих книг и тетрадок.

Мелкий ремонт книг в классной библиотеке.

бережного отношения и ухода за своими тетрадями и учебниками.

Свойства бумаги. Приемы работы по шабло­ну, резание ножни­цами.

Общие требования к ведению ученических тетрадей, содержание в чистоте учебников.

Вклеивание выпав­ших листов в кни­гу.

Оборачивание ученических тетрадей и учебников. Подклеивание.

Модуль 4. Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (10 ч.)

1. Комнатные растения в доме.

Значение комнатных растений для здоровья человека, украшения жилища. Многообра­зие комнатных растений.

Распознавание комнатных растений.

Определение названия комнат­ных растений.

Части растения (наземные, подземные). Влиянии света, тепла и влаги на жизнедеятельность расте­ний. Правила ухода.

Уход за комнатными растени­ями: полив, опрыскивание во­дой, рыхление почвы, удале­ние засохших листьев.

Наблюдение за влиянием све­та, тепла и влаги на жизнедея­тельность растений.

3-4. Выращивание растения из его подземных час­тей.

Высадка корневищ лука в подготовленную почву.

Понятие о размножении рас­тений корневыми отпрысками и делением куста.

Деление куста, выкапывание корневых отпрысков.

Размножение растений делени­ем куста. Наблюдение за их ростом.

5. Выращивание растения из его подземных час­тей.

Высадка корневищ лука в подготовленную почву.

Понятие о размножении рас­тений корневыми отпрысками и делением куста.

Деление куста, выкапывание корневых отпрысков.

Размножение растений делени­ем куста. Наблюдение за их ростом.

6-7. Выращивание растений луковицами (тюльпаны) и клубнями (гергины).

Выгонки зелёных культур (лук, чеснок).

Приемы посадки луковиц и клубней. Уход за растениями.

Выполнение приемов посадки луковиц и клубней. Уход за растениями.

Выращивание растений из лу­ковиц и клубней.

8-9 Пересадка комнатных рас­тений.

Понятие о пересадке, о ее влиянии на рост и развитие растений. Приемы пересадки.

Пересадка комнатных расте­ний.

10.Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.

Представление о раз­множении растений се­менами. Правила и основные приемы ухода за растениями. Назва­ния растений.

Посев семян. Уход за растениями. Засушивание цветков, расте­ний. Составление букетов и композиций.

Посев семян. Уход за растениями (полив, рыхление).

Модуль 2. Работа с природным материалом (7 ч.)

1-3. Аппликационные работы (листья, цветы)

Составление панно, картины.

Композиция, соче­тание цветов. Прие­мы работы ножни­цами, клеем. Спо­собы подготовки материала к работе.

Свободное вырезывание и размет­ка по шаблону. Составление композиции Ре­зание ножницами. При­клеивание деталей.

Работа по шаблону, вырезание, приклеивание.

4-5. Аппликационные и мозаичные работы (сережки клена, ясеня, семена растений, листья и цветы, солома и яичная скорлупа)

Способы крепления материала

Составление композиции. Закрепление материала на основе с помощью ниток и

клея. Высушивание растений

Составление букетов и композиций. Закрепление материала.

6-7. Изделия из шишек, желудей каштанов, скорлупы орехов, корней, веток, мха, ракушек камешков

Инструменты. Спо­собы соединения деталей

Составление композиций. Соединение деталей пластилином, клеем.

Модуль 3. Обработка бумаги и картона (8 ч.)

1. Изготовление изде­лий из заготовок прямоугольной формы сги­банием.

Изготовление коробочек для семян по группам.

Виды бумаги: Писчая бумага (белая), тетрад­ная – ее использование.

Свойства бумаги; плас­тичность, упругость, проч­ность. Приемы сгибания бумаги.

Сгибание прямоугольника в разных направлениях.

Разрыв бумаги. Резание бумаги ножница­ми.

Деление прямоугольника на равные и неравные части.

Получение одинаковых дета­лей сгибанием. Изготовление коробочек.

2-3. Изготовление аппли­каций из деталей раз­ной формы. Украшение коробочек для семян аппликаций.

Бумага цветная, бар­хатная, ее использова­ние. Свойство бумаги – отношение к влаге. Прие­мы разметки по шабло­ну, резание бумаги нож­ницами, склеивание.

Разметка деталей по шабло­ну. Резание бумаги ножница­ми. Склеивание деталей

Деление геометрических форм па части. Экономное расходо­вание материала. Оформле­ние изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям).

4-8 Изготовление плоских изделий из деталей пра­вильной геометрической формы

Бумага рисовальная, чертежная – ее использование. Свойства бумаги: плотность, прочность.

Картон, его свойства: ломкость, плотность, от­ношение к влаге.

Приемы резания тонкого картона ножницами.

Разметка деталей по шабло­ну. Реза­ние бумаги и картона ножницами. Склеи­вание.

Изготовление игрушек, кормушек для птиц.

Экономное расходо­вание материала. Оформле­ние изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям).

Модуль I Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.

Формы занятий: практическое выполнение изделий, беседа, ролевая игра, подвижная игра, экскурсии в библиотеку, по школе;

Основные методы — по источникам получения знаний: практические, словесные,наглядные; в зависимости от основных дидактических задач — методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся — объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, по организации учебно-воспитательного про­цесса: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.

Им соответствуют такие приемы, как поэтапный показ выполнения работ учителем, рассказ, объяснение.

Одним из видов деятельности учащихся также является поисково-исследовательский.

Большое внимание в этом модуле уделяется практическим работам.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Раздаточный материал на занятия: салфетки, столовые приборы, цветная бумага, книги и т.д.

Форм подведения итогов: конкурс рисунков, тестирование по теме.

Модуль 2 Работа с природным материалом

Формы занятий: практические работы, конкурсы, рассказ учителя, экскурсия по школьному двору.

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса : методы демонстрации и иллюстрации сочетаются с практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, составление букетов;

Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Природный материал, ножницы, клей, бумага и т.д.

Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу, выставки работ уч-ся.

Модуль 3 Обработка бумаги и картона

Формы занятий: практические выполнение изделия из бумаги, беседа и объяснение учителя.

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса связаны с практическими методами обучения. Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, составление композиций;

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Ножницы, клей, бумага, картон и т.д.

Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу, инструкционной карте, выставка работ учащихся.

Модуль 4 Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений.

Формы занятий: практические работы, объяснения учителя, экскурсии по школьному двору.

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса демонстрация и иллюстрация, в этом блоке удачно сочетаются с практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: уход за комнатными растениями, черенкование, посадка луковиц и т.д.

Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Комнатные растения, черенки растений, луковицы тюльпанов и т.д., цветочные горшки, садовый инвентарь;

Формы подведения итогов: выращивание растений из черенков, семян, луковиц, выставки работ учащихся, проверка знаний учащихся по теме, соревнования.

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

Программа по Технологии 1—4 классы Науч. рук. Ю. Л. Хотунцев докт. физ. — мат. наук, проф. МПГУ; В. Д. Симоменко член-корр. РАО, докт. пед. наук, проф. Брянского ГПИ, 2006.

2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду под ред.

П.Г. Саморуковой, М.: Просвещение, 1998.

3. С. Стейнберг Смастерим из бумаги – Таллин: «Валгус», 1998.

4. Энциклопедия комнатных растений авт. сост. С.Л. Быховец – М.:

5. Комнатные растения мини-энциклопедия: пер. с итал. — М.: АСТ,

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данному спецкурсу:

От осени до лета (стихи, загадки, пословицы, православные

праздники, народные обычаи и поверья для д. /садов) — М.: Просвещение, 1998.

2. В гости праздник к нам пришел — М.: Просвещение, 2000.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Главной задачей программы курса по ОПД “Росток» является представить учащимся целостную широкую картину мира средствами изучения окружающего мира, непосредственного познания и изменения его.

Данная программа учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.

Общественно полезный труд — составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития младшего школьника.

Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

Главным направлением общественно полезного труда является трудовая деятельность, имеющая общественно полезную значимость для школы, класса, охраны природы, самообслуживания.

Общественно полезный труд младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.

Общественно полезный труд должен решать общеобразовательные задачи способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу как можно лучше и своевременно. Труд детей должен быть строго дозированным, разнообразным как по характеру, так и по объёму, посильным для детей данной возрастной группы, требовать от них известного напряжения в достижении цели.

Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей детей в познании природы, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания, заложить основы природоохранного поведения.

— воспитание любви к своей школе, к своему селу, к своей Родине;

— формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

— формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

— развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

— развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти;

источник

Источники:
  • http://videouroki.net/razrabotki/proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-napravlieniie-obshchiestvienno-polieznyi.html
  • http://infourok.ru/rabochaya-programma-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-napravlenie-obschestvennopolezniy-trud-tvorcheskaya-masterskaya-v-h-klassah-945013.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/09/09/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti
  • http://www.metod-kopilka.ru/rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti-45844.htm