Меню Рубрики

Меры по сбережению полезных ископаемых в россии

Автор: Елканова Людмила Хазбиевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ основная общеобразовательная школа пос. Рамоново
Населённый пункт: РСО — Алания, Алагирский район, пос. Рамоново
Наименование материала: Конспект урока
Тема: «Использование недр России»
Дата публикации: 26.02.2016
Раздел: среднее образование

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная

общеобразовательная школа пос. Рамоново
Конспект урока по географии по теме:
«Использование недр России»
Подготовила учитель географии первой квалификационной категории Елканова Л.Х. 2016 г.

Тема: Использование недр России.

Цель
: сформировать у учащихся представления о связи горных пород и полезных ископаемых с геологической историей, глубинным строением и рельефом; познакомить учащихся с особенностями образования полезных ископаемых складчатых областей и платформ; определить проблемы влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Оборудование
: физическая и тектоническая карты России, коллекция горных пород и полезных ископаемых, таблица «Полезные ископаемые и их использование в хозяйстве», интерактивная доска.
План урока:

Повторение изученного материала.
a. На геохронологической таблице посмотрите, когда возникли молодые складчатые горы на Урале и Алтае. b. Что с ними произошло в мезозое? c. Когда эти горы были возрождены? d. Как внутренние силы влияют на рельеф? e. Какова роль внешних сил в формировании рельефа? f. Как изменяет рельеф человек?
3.

Изучение нового материала.

Полезные ископаемые складчатых областей.
Наша страна богата разнообразными полезными ископаемыми. В их размещении по территории прослеживаются определенные закономерности. Руды образовались в основном из магмы и выделяющихся их нее горячих водных растворов. Магма поднималась из недр Земли по разломам и застывала в толще горных пород на различной глубине. Обычно внедрение магмы происходило в периоды активных тектонических движений, поэтому рудные полезные ископаемые связаны со складчатыми областями и гор. На платформенных равнинах они приурочены к нижнему ярусу – складчатому фундаменту. Разные металлы имеют разную температуру плавления (затвердевания). Следовательно, от температуры магмы, внедрившейся в пласты горных пород, зависит и состав рудных скоплений. Крупные скопления руд имеют промышленное значение. Их называют
месторождениями.
Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют
бассейнами
полезных ископаемых. Богатство руд (содержание в них металла), их запасы и глубина залегания в разных месторождениях неодинаковы. В молодых горах многие месторождения находятся под толщей смятых в складки осадочных пород и обнаружить их бывает трудно. При разрушении гор скопление рудных полезных ископаемых постепенно обнажаются и оказываются близ поверхности земли. Здесь их найти легче и добывать дешевле. К древним складчатым областям приурочены месторождения железных (Западный Саян) и полиметаллических руд (Восточное Забайкалье), золота (нагорья Северного Забайкалья)
, ртути (Алтай) и др. Особенно богат разнообразными рудными ископаемыми, драгоценными и полудрагоценными камнями Урал. Здесь находятся месторождения железа и меди, хрома и никеля, платины и золота. В горах Северо-Восточной Сибири и Дальнего Востока сосредоточены месторождения олова и вольфрама, золота, на Кавказе – полиметаллических руд.
Полезные ископаемые платформ.
На платформах рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности. Здесь расположены бассейны железных руд: Курская магнитная аномалия (КМА), месторождения Южной Якутии (Алданский щит). На Кольском полуострове находятся месторождения апатитов – важнейшего сырья для производства фосфорных удобрений. Однако для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения, сосредоточенные в породах платформенного чехла. Преимущественно это нерудные минеральные ресурсы. Ведущую роль среди них играют горючие ископаемые: газ, нефть, уголь, горючие сланцы.
Они образовались из остатков растений и животных, накопившихся в прибрежных частях мелководных морей и в озерно-болотных условиях суши. Эти обильные органические остатки могли накопиться лишь в достаточно влажных и теплых условиях, благоприятных для пышного развития растительности. Крупнейшими угольными бассейнами России являются: Тунгусский, Ленский и Южно-Якутский – в Средней Сибири, Кузнецкий и Канско-Ачинский – в краевых частях гор Южной Сибири, Печорский и Подмосковный – на Русской равнине. Месторождения нефти и газа сосредоточены в приуральской части Русской равнины от побережья Баренцева моря, в Предкавказье. Но самые крупные запасы нефти – в недрах центральной части Западной Сибири (Самотлор и др.), газа – в северных ее районах (Уренгой, Ямбург и др.). В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей. В Предуралье, в Прикаспии и в южной части Западной Сибири имеются их крупные месторождения.
Меры по сбережению полезных ископаемых.
Полезные ископаемые – важнейшее природное богатство страны, ее
минеральные ресурсы.
Они обеспечивают развитие черной и цветной металлургии, топливной и химической промышленности и др. Полезные ископаемые – это
исчерпаемые
невозобновимые природные ресурсы. Чем больше их добывается, тем меньше остается грядущим поколениям. И хотя Россия по разведанным запасам важнейших полезных ископаемых занимает одно их первых мест в мире (по газу, нефти, каменному углю, железной руде, апатитам и др.), добывая минеральные ресурсы, необходимо заботиться, чтобы они как можно более экономно расходовались. Это достигается несколькими путями. Во-первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Например, на Норильском горно-металлургическом комбинате из руды извлекаются не только основные компоненты – медь, никель, кобальт, но еще более десятка попутных элементов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений. В разведке полезных ископаемых участвуют десятки тысяч геологов. В современных условиях при поиске полезных ископаемых используются авиация, вездеходы, новейшие буровые установки, космические снимки и чувствительные приборы.
4.

Закрепление изученного материала.
 По тектонической карте определите, месторождения каких руд особенно характерны для областей палеозойской складчатости.  Руды каких металлов типичны для области мезозойской складчатости?  Найдите на тектонической карте все угольные бассейны и месторождения нефти.
5.

Итог урока.
Полезные ископаемые – важнейшее минеральное богатство нашей страны. Россия, например, занимает первое место в мире по запасам и добыче природного газа. Несмотря на необычайное разнообразие и огромные запасы, полезные ископаемые практически не возобновляются и относятся к исчерпаемым минеральным ресурсам. Поэтому главной задачей при разработке месторождений является более комплексное их использование.

Домашнее задание: пересказ § ,
подготовиться к уроку – зачету по теме «Рельеф и недра»
Проверь себя. Использование недр..tst

(слайд 2)
Алмазы добывают в экстремальных условиях: на дне океана, в руслах рек, в африканских тропиках, саваннах, пустынях и даже за Полярным кругом. До XIX века в мире были известно только три источника алмазов: Индия, Борнео, Бразилия. С тех пор алмазы были найдены более чем в 35 странах, из которых в 25 сегодня добывают алмазы. Однако около 80% мировых запасов алмазов хорошего качества поступает лишь из шести стран — это Россия, Ботсвана, Южная Африка, Намибия и Ангола. Алмазы распространены на Земле неравномерно. Наибольшее их скопление наблюдается в области Полярного круга, африканской Сахары, в некоторых латиноамериканских странах, а также в Индии, Австралии и странах Дальнего Востока. Как правило, залежи алмазов сконцентрированы в пределах компактной территории, где и происходит добыча алмазов. Долгое время алмазы находили только в россыпях рек: в Индии и Бразилии их намывали из речных песков, часто при промывке золотоносного аллювия. Кайло и лопата служили основными инструментами для извлечения породы, которую затем обогащали с помощью ручных лотков для промывки золота. Породы, в которых произошло образование алмазов, были неизвестны. Открытие во второй половине 19 века кимберлитовых трубок способствовало развитию совершенно новых методов добычи и извлечения алмазов. Первые трубки в районе города Кимберли разрабатывались многочисленными старателями, которые имели на своих участках в пределах трубок собственные канатные дороги для транспортировки породы. С увеличением глубины горных работ дальнейшая разработка отдельных участков становилась все более трудоемкой и опасной. Единственным выходом из создавшегося
положения было объединение для централизации технологических процессов добычи алмазов. Так, в 1888 году была образована единая компания по разработке всех пяти трубок района (Кимберли, Де Бирс, Бултфонтейн, Дютойтспен, Весселтон) — «Де Бирс консолидейтед майнз». С момента открытия месторождений алмазов в Южной Африке и до конца 19-го века разработка велась открытым способом. Когда карьеры на трубках достигли такой глубины, что дальнейшая их эксплуатация стала опасной и экономически невыгодной, кимберлитовые трубки стали разрабатывать комбинированным способом: верхнюю часть (до экономически целесообразной глубины) — открытым, а более глубокие горизонты — подземным. По сравнению с открытым, подземный способ разработки кимберлитовых трубок сложнее. В настоящее время подземные рудники действуют на трубках Де Бирс, Булфонтейн, Дютойтспен, Весселтон, Коффифонтейн, Премьер, Финш (все находятся в ЮАР), на месторождениях Мир и Интернациональный — в России. После открытия в 1902 году крупного коренного месторождения алмазов — кимберлитовой трубки Премьер — наступил полувековой перерыв, когда в мире не было найдено практически ни одной кимберлитовой трубки с промышленным содержанием алмазов. В то же время первая половина XX века ознаменовалась открытием многочисленных россыпных месторождений, расположенных в основном в Африке. Наиболее крупными из них оказались прибрежно-морские россыпи Намибии и Намакваленда, аллювиальные месторождения в Южной Африке (Лихтенбург), Анголе, Заире, Сьерра-Леоне, Гвинее и др. Часть из них уже истощена, а значительная часть разрабатывается до настоящего времени. В Намибии были обнаружены самые высокие в мире концентрации ювелирных алмазов, которые иногда приурочены к отдельным ловушкам — благоприятным участкам для их сосредоточения. Таким местом, где алмазы можно было собирать руками, была долина Идаталь около г. Помоны. Здесь под воздействием ветровой эрозии раздробленная масса пустой породы выносилась вглубь пустыни, а алмазы сохранялись на оголенной поверхности Земли. Эти богатейшие месторождения в мире остаются единственными в своем роде. Наряду с богатыми алмазными месторождениями на побережье Намибии разведаны крупнейшие подводные месторождения в прибрежной полосе вдоль побережья Юго-Западной Африки. Разрабатываются морские прибрежные россыпи с помощью водолазов, которые всасывающими шлангами захватывают гравий и перемещают его на корабль. Коренные источники морских алмазов, как и береговых месторождений, до сих пор не установлены.
(слайд 3)
Добыча алмазов распространена по многим частям света. Лидирующие позиции по добыче алмазов постоянно переходят от страны к стране. По итогам 2007-2008 годов первое место по объемам добычи занимает Россия. В настоящее время промышленная добыча алмазов в России ведется в трех регионах: в Республике Саха (Якутия), Пермской области и Архангельской области. По разведанным запасам алмазов Россия занимает первое место в мире.
(слайд 4)
Первый алмаз на территории России был найден 4 июля 1829 года на Урале в Адольфовском логе Кростовоздвиженских золотых приисков, расположенных вблизи Бисертского завода в Пермской губернии. Владелец прииска граф Полье составил описание этого события: «Алмаз был найден 14-летним крепостным мальчиком из деревни, Павлом Поповым, который имея ввиду вознаграждение за открытие любопытных камней, пожелал принести свою находку смотрителю». За полукаратный алмаз Павел получил вольную. Был отдан строгий приказ всем работникам прииска усиленно искать «прозрачные камешки». Вскоре в сейфе, где хранилось намытое золото и первый алмаз, лежали еще два искрящихся кристалла — первые алмазы России. В это же время по Уралу проезжал знаменитый немецкий географ и естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Управляющий прииска попросил Гумбольдта доставить в Петербург и передать супруге
царя изящную малахитовую шкатулку. В ней лежал один из трех первых алмазов России.
(слайд 5)

(слайд 6)
За первые 50 лет нашли около 100 алмазов, самый крупный из которых весил менее 2 карат. Всего до 1917 года в различных районах Урала при отмывке золотоносных песков нашли не более 250 алмазов, но почти все они были редкие по красоте и прозрачности — настоящие ювелирные алмазы. Самый крупный весил 25 карат. В 1937 году начались масштабные поиски на Западном склоне Среднего Урала, и в итоге были обнаружены алмазные россыпи на обширных территориях. Однако россыпи оказались бедными по содержанию алмазов и с небольшими запасами драгоценного камня. Коренных алмазных месторождений на Урале до сих пор не обнаружено.
(слайд 7)
На территории Архангельской области открыты два алмазных месторождения: им. М.В. Ломоносова в конце 70-х годов и им. В. Гриба в 1996 г. Кимберлитовые трубки этих месторождений, а также обнаруженные на этой территории тела слабо и неалмазоносных кимберлитов, пикритов, оливиновых мелилититов и щелочных базальтоидов (около 70 трубок и даек) образуют Архангельскую алмазоносную провинцию (ААП), одну из крупнейших провинций мира.
(слайды 8 – 17)

Литература
1. Алексеев А. И. География России: природа и население: учебник для 8 класса. М.: Дрофа, 2009. 2. Алексеев А. И. Методическое пособие по курсу «География: население и хозяйство России»: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2000. 3. Раковская Э. М. География: природа России: Учебник для 8 класса. М.: Просвещение, 2002. 4. Энциклопедия: Физическая и экономическая география России. М.: Аванта-Плюс, 2000. 5. Петрусюк О. А., Смирнова М. С. Сборник вопросов и заданий по географии. М.: Новая школа, 1994. 6. Сухов В. П. Методическое пособие по физической географии СССР. М.: Просвещение, 1989. 7. Вагнер Б. Б. 100 великих чудес природы. М.: «Вече», 2010.

Читайте также:  Найти среднюю полезную мощность при разбеге самолета массой 1 т

источник

Цели и задачи урока:

Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Обучить приему наложения карт. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых. Показать практическое применение полезных ископаемых в хозяйстве и в искусстве.

Оборудование: Карты: физическая, тектоническая; коллекция полезных ископаемых, картины (добыча нефти, угля), формы для декорирования, клей ПВА, емкости с песком, солью и углем, мультимедийный комплекс.

Учитель: Сегодня у нас бинарный урок по географии и технологии.

1) Фронтальное повторение терминов

2) Показать знание расположения крупных форм рельефа по их описанию (работа с картой)

– Горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”. (Уральские.)

– Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)

– Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)

– Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточном Уралом”. (Сихотэ-Алинь.)

– Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)

– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)

– Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны.)

– Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)

– Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)

– Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского.)

– Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии (Русская или Восточно – Европейская равнина)

– Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер (Западно-Сибирская равнина).

– Самые высокие горы России (Кавказ).

– Возвышенная равнина, расположенная между реками Енисей и Леной (Среднесибирское плоскогорье).

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель географии. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли. Полезные — потому что служат человеку, т. е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Тема: Полезные и красивые ископаемые России (слайд. См. Приложение 1).

Цель: изучить полезные ископаемые России и показать их применение в прикладном искусстве.

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве (слайд).

В земной коре залегают полезные ископаемые. Это минералы и горные породы, которые используются в хозяйстве. Мы с вами изучали классификацию горных пород и минералов в 6 классе, давайте вспомним ее. Схема. (слайд). Рассказ учащихся.Также полезные ископаемые различают по составу и особенностям использования Схема (слайд)

Учитель географии. Горючие и неметаллические полезные ископаемые залегают в осадочных породах и наиболее характерны для платформ. Это нерудные ископаемые: газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существуют и исключения, наличие рудных месторождений на платформах. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Рассмотрев местонахождения полезных ископаемых мы найдем этому подтверждение (примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова, КМА)

В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых, т.е металлические. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

Учитель географии. Мы с вами на предыдущих уроках заполняли таблицу, где указывали: форма рельефа – тектоническая структура – полезные ископаемые. Две колонки мы с вами уже заполнили, сегодня мы отметим, какие полезные ископаемые на каких территориях залегают. И сделаем вывод. Работа с таблицей, интерактивной картой, презентацией. (слайд)

Таблица
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Формы рельефа Тектонические структуры Полезные ископаемые
Восточно-Европейская равнина
Прикаспийская низменность
Восточно-Европейская платформа Нефть, уголь, фосфориты, гипс
Калийные соли, поваренная соль
Западно — Сибирская равнина Западно-Сибирская плита (молодая платформа) Нефть, газ, уголь
Среднесибирское плоскогорье Сибирская платформа алмазы, уголь
Горы Хибины Балтийский щит железные, алюминиевые и молибденовые руды
Алданское нагорье
Среднерусская возвышенность
Алданский щит
Воронежский массив
молибденовые руды, золото, железная руда
Плато Путорана Анабарский щит Медные и никелевые руды
Горы Урала Область герцинской складчатости железная, медная, алюминиевая, титановая руды, магнезит, асбест, малахит, мрамор
Горы Кавказа Область кайнозойской складчатости вольфрамовые, молибденовые, медные руды
Срединный хребет Область кайнозойской складчатости Медные и никелевые руды
Восточный Саян Область байкальской складчатости железная руда
Западный Саян Область герцинской и каледонской складчатости молибденовые и железные руда
Алтай Область герцинской и каледонской складчатости Цинковые, свинцовые, вольфрамовые, медные руды

Вывод: Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения. Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах. В складчатых областях находятся месторождения рудных ископаемых, также наличие рудных месторождений приурочены к щитам.

По ходу объяснения материала учитель демонстрирует образцы полезных ископаемых. Учитель показывает на карте полезных ископаемых, в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.

Месторождение – это скопление полезных ископаемых. (слайд)

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.

Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. (слайд)

Меры по сбережению полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – важнейшие природные богатство страны, ее минеральные ресурсы. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Несмотря на необычайное разнообразие и огромные запасы, полезные ископаемые практически не возобновляются и относятся к исчерпаемым ресурсам. Поэтому главной задачей при разработке месторождений является более комплексное их использование.

Как бы могущественны ни были глубинные силы Земли, но не только они создают рельеф земной поверхности. В природе одновременно действуют многие другие, не менее могучие и активные внешние силы, источниками, энергии которых служат Солнце и космос. Как только вершина гор поднимаются хоть немного над уровнем океана, на них начинают действовать морские волны и ветры, холод и жара, дожди и текучие воды. Из года в год они разрушали и расчленяли поднимающийся свод гор, вымывая и унося в первую очередь мягкие и податливые породы.

Без преувеличения можно сказать, что вся красота горных вершин, утесов, ущелий Кавказа, Урала, Алтая создана разрушительными силами. Бурные потоки воды штурмуют берега, подхватывая камни, песок, и ими, как рашпилем, выпиливают долину, используя, прежде всего направление трещин. Дикая и величественная картина предстает перед глазами путника.

Чем выше поднимаются горы, тем интенсивнее идет их разрушение, тем больше рыхлого материала сносится с них и откладывается в предгорных прогибах и морях так образовываются обломочные горные породы: песок, глина и другие (видиофильм).

В начале урока я сказала, что ископаемые называются полезные – потому что, служат человеку. Они обеспечивают развитие черной и цветной металлургии, топливной, химической, пищевой, легкой промышленности. Используются для строительства мостов, дорог, производства кирпича, посуды, стекла. Сельское хозяйство не может обойтись без удобрений и топлива.

Кристаллы всюду на земле
Без них не обойтись нигде.
В строительстве, архитектуре,
В живой природе и скульптуре.
А эти украшения царей
Ты только посмотри сюда скорей!
Такой красы не видел никогда:
Алмазы, яхонты, рубины, бирюза.
Все гранями сверкают и блестят,
Они один секрет в себе таят(слайд)

Красота без доброты умирает невостребованной.
Бенджамин ФРАНКЛИН (слайд)

Природные камни издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров; символов власти, предметов культа, парадного оружия, доспехов; ювелирных украшений. Изделия с драгоценными и поделочными камнями встречаются уже с 4-го тыс. до н. э. (слайд)

На прошлом уроке вам было дано самостоятельное творческое задание по теме: “Изделия, в которых используются горные породы и минералы”. Прошу сейчас представить свою работу.

Ученик 1. В 1719 по указу Петра I был создан АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации, государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих историческую, художественную и материальную ценность, а также уникальных золотых и платиновых самородков (слайд)

Экспозиция включает в себя два зала: исторический, в котором представлены предметы, принадлежавшие членам российской императорской семьи, и современный, где экспонируются самые большие слитки золота и платины, найденные в России, алмазы-гиганты и современные ювелирные изделия.

Среди наиболее ценных экспонатов Фонда: корона Российской империи, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II. Ее украшают 5 тыс. бриллиантов и 75 жемчужин, это самая дорогая в мире корона (слайд)

Вмонтированный в золотой браслет плоский портретный алмаз (площадь 7,5 см2), дореволюционные и иностранные ордена, (слайд) лучшие образцы ювелирных изделий из драгоценных камней 18-19 вв. (алмазов, бриллиантов, изумрудов, сапфиров, александритов,); (слайд) полудрагоценных и поделочных камней(слайд)

Ученик 2. В искусстве применяются не только драгоценные и поделочные камни, но и глина (слайд)

Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27в. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.

Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика.

Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз, украшенные искусными цветочными узорами (слайд)

Ученик 3. Майоликовые изделия были распространены в странах Древнего Востока (слайд)

МАЙОЛИКА — это вид керамики, изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью. В Древней Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 18 в. майоликовую посуду выпускал завод Гребенщикова в Москве. (слайд)

В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду, а в конце того же 17 в. освоили изготовление “муравленой” (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. (слайд) В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: “. во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам”.

Ученик 4. Один из русский художественный промыслов – это ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. (слайд) Промысел имел семейную организацию – игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

Для их производства используется красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком.

Учитель технологии: В прикладном искусстве современного мира, песок используется в необычной технике под названием “Стенд Арт”, в которой применяются новые технологии. Обратите внимание на экран. (слайд)

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!

Сегодня мы с вами изготовим изделия декорированные песком, солью и углём.

– Для этого необходимо взять любую стеклянную форму, клей, карандаш, лист бумаги. (слайд)

– Нанести тонкой линией клей. (слайд)

– Посыпать солью, песком или углем. (слайд)

– Стряхнуть лишнее и работа готова! (слайд)

Повторение техники безопасности.

Но прежде чем приступить, к ее выполнению необходимо повторить технику безопасности. Я говорю предложение, а вы отвечаете “да” или “нет”

  1. Работу начинать только с разрешения учителя. (Да.)
  2. При порезе промыть рану водой. (Нет.)
  3. Почему?
  4. При необходимости можно самостоятельно менять рабочее место. (Нет.)
  5. От правильной организации рабочего места зависит качество вашей работы. (Да.)
  6. Со стола можно сдуть соль или уголь. (Нет.)
  7. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. (Да.)
  8. Можно пользоваться на уроке токсичным клеем. (Нет.)
  9. Не разговаривать во время работы. (Да.)
  10. После окончания работы убирать рабочее место. (Да.)
Читайте также:  Что полезнее овсянка или манка

Вывод: вовремя практических работ необходимо соблюдать технику безопасности, следовать строго по инструкции во избежание каких либо травм, слушать объяснения учителя и аккуратно выполнять задание.

Релаксация. А теперь спокойно сядьте, закройте глаза, послушайте музыку и придумайте, рисунок, который вы сделаете с помощью песка, соли или угля (музыкальное сопровождение)

Откройте глаза и приступайте к работе!

У кого готова работа можете представить ее на нашей выставке.

Сегодня на уроке вы хорошо отвечали по географии, отлично работали на уроке технологии, узнали, что Россия богата полезными ископаемыми. Они не только дают свет и тепло, но и уют и красоту вашему дому.

источник

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Из всех африканских стран Эфиопия особенно страдает от нехватки водных ресурсов. Женщины с детьми из селений вынуждены преодолевать большие расстояния, чтобы добыть питьевую воду, которая в большинстве случаев очень мутная и загрязнена отходами жизнедеятельности домашнего скота и других животных. Установка Warka — инновационное решение, разработанное двумя итальянскими инженерами, основанное на простом принципе сбора воды из воздуха в результате конденсирования.

Конструкция высотой 9 метров и весом 60 кг состоит из клети, изготовленной из бамбука и особенных полимерных материалов, и собирает воду по капелькам. Установку могут собрать и установить 4 человека за пару часов. Конструкция за день способна собрать до 100 литров воды без усилий. С эфиопского языка “warka” означает дикое фиговое дерево, которое растет на территории страны и является символом плодородия и щедрости. В 2015 году планируют установить подобные водосборные башни в нескольких селениях по всей стране. Удивительно, но простая, дешевая и элегантная конструкция способна решить серьезную проблему.

В основе «Энергетической башни» лежит принцип противоположный работе аэротермической электростанции циклонного действия. Вместо того чтобы нагревать воздух у поверхности земли и поднимать его вверх, воздух охлаждается наверху и опускается вниз. Чтобы достичь такого результата, ученые распыляют воду, создавая эффект дождя. Воздух охлаждается при испарении воды. Так как холодный воздух тяжелее теплого, он быстро опускается вниз, запускает турбины у основания башни, которые и производят электричество.

Стратегически такая башня должна быть до 1 000 м в высоту, что выше Эмпайр-стейт-билдинг в 3 раза и на 20% выше самых высоких конструкций в мире. Но она относительно дешевая, несмотря на размеры, и будет эффективно работать в жарком климате возле источника воды. Кроме выработки электричества, башня сможет на 50% сэкономить расходы на опреснение воды из системы канализаций городов, которые находятся вблизи башни. В бассейнах с морской водой, которые находятся рядом с башней, можно разводить до 160 000 тонн рыбы, а холодный и влажный воздух сможет частично повлиять на климат региона, который станет благоприятным для развития сельского хозяйства. Впрочем, со временем соли и другие осадочные вещества будут затруднять работу турбин.

Энергозатраты традиционных домашних холодильников, даже самых экономных моделей, составляют до 8% к счету за электричество. С момента самой идеи создания холодильника в 1748 году и появления первых прототипов в 1920-х годах его технология не очень изменилась за последнее время. Внешне они кардинально отличаются, но до сих пор работают на химических реагентах, которые вредны для здоровья.

Однако в 2010 году на конкурсе Electrolux Desin Lab российский инженер Юрий Дмитриев представил идею холодильника будущего. Вместо привычного корпуса продукты хранятся в специальном биополимерном геле, который поглощает тепло из продуктов и вырабатывает свет. В холодильнике нет мотора, 90% объема полностью используется для хранения продуктов. Холодильник доступен в разнообразных формах и размерах, так как и двери, и полки отсутствуют. Будет возможность поместить холодильник даже на потолке при желании. Пока что идея не реализована, так как нет еще технологий, которые могут обеспечить работу такого холодильника, но она показывает, какими могут стать холодильники в 2050 году.

Более 50 миллионов наземных мин остались в земле в таких странах как Ангола, Камбоджа, Афганистан, Ирак и Мозамбик – эпицентрах военных конфликтов. Люди до сих пор лишаются рук и ног из-за скрытой опасности. Чтобы обезвредить одну мину необходимо истратить до 1 200 долларов, а так как в Анголе их насчитывается где-то 20 миллионов, то необходимо истратить 24 миллиарда долларов на разминирование.

Массуд Хассани, афганский инженер и беженец в прошлом, сконструировал низкобюджетное устройство. Вес конструкции составляет 70 кг. Это достаточно тяжелое устройство для того, чтобы активировать наземную мину, но достаточно легкое, чтобы двигаться под действием ветра. Внешне конструкция, выполненная из бамбука и разлагаемого микроорганизмами пластика, напоминает одуванчик, а двигается, как перекати-поле. За одно путешествие устройство может обезвредить 3-4 мины, до полного самоуничтожения. Стоимость конструкции – 40 долларов.

Конструкция Mine Kafon оснащена встроенным GPS, которая позволяет обнаружить устройство и его маршрут, что необходимо для создания карты освобожденных от мин территорий. Тем не менее, проект находится в стадии разработки и имеет некоторые недостатки, среди которых, например: невозможность обезвредить каждую мину, встречающуюся на пути; поверхность должна быть относительно ровной – без впадин, возвышенностей и растительности. Хассани знает об этих недостатках и говорит, что будущие поколения устройства будут оснащены электромотором и металлическим детектором, чтобы не пропускать ни одну мину.

Аэрогель – это твердый материал, полученный из кремневого геля путем удаления всей жидкости, но сама молекулярная структура осталась неповрежденной. Состоит он из 99,98% воздуха, что делает его чрезвычайно легким, но хрупким. Материал способен выдержать вес в 4 000 раз превышающий собственный, но может легко сломаться при легком сгибании.

Сегодня его используют в космической инженерии и исследованиях, для сбора кометной пыли и как изоляционный материал. Ученые пытаются добиться большей прочности от аэрогеля и стойкости к разным видам внешнего воздействия, чтобы расширить его практическое применение. Аэрогель, который также называют «замороженный дым», может помочь сэкономить расходы на тепло. Так как материал практически полностью состоит из воздуха, а это самый лучший изолятор, то он поможет сберегать тепло внутри помещения.

Чтобы приготовить хорошую еду, необходимо потратить достаточно много времени, а традиционная пища содержит много жиров и пустых калорий и является не совсем полезной. Группа американских энтузиастов взялась за решение проблемы, связанной с заменой твердой пищи смесью минералов и полезных веществ, необходимых для организма. Полученный продукт с названием, пришедшим из научной фантастики, «Сойлент», является эквивалентом рационального питания. Сотни людей в процессе эксперимента несколько месяцев жили, употребляя его, и чувствовали себя лучше обычного. Продукт весьма дешевый в приготовлении, удобный в хранении и особенно подходит занятым людям. В 2014 году порция напитка стоила 3 доллара. Подобный продукт сможет решить проблему голода в мире.

Ученые сегодня работают над тем, чтобы наделить растения генами медуз и светлячков, которые подарят им возможность светиться в темноте. Цель эксперимента, несмотря на его странность и романтичность – заменить уличные фонари в городах и тем самым сэкономить энергетические ресурсы. Исследователи Государственного университета Нью-Йорка пытаются срастить гены биолюминесцентных бактерий и растения, для того чтобы клетки последнего могли накапливать солнечный свет. Эксперимент оказался удачным, и ученые получили домашнее растение, которое светится в темноте. По такому принципу можно вырастить деревья, которые будут освещать улицы вместо фонарей.

Ядерная энергия – это самое эффективное решение энергетической проблемы человечества и проблемы парникового эффекта. Несмотря на катастрофы (Чернобыль 1986 и Фукусима 2011), она является самой безопасной и экологически чистой технологией. Но до тех пор, пока эта технология использует ископаемые ресурсы, а именно уран-235, то существует проблема с их истощением.

Обедненный уран-238 — это побочный продукт ядерного деления и считается отходом, который накапливается или используется в военной промышлености. Компания TerraPower разработала новый вид ядерного реактора, который работает на обедненном уране, составляющем 99% всех отходов деятельности традиционных реакторов. Сегодня на территории США находится 825 000 тонн этого топлива. Этого количества достаточно, чтобы обеспечить электричеством Америку на протяжении 700 лет. Несмотря на некоторые открытые вопросы, связанные с деятельностью волнового реактора и его разработкой, проектом уже заинтересовался Бил Гейтс.

Солнечная плита – это дешевое и экологическое устройство, способное сконцентрировать солнечные лучи с помощью зеркальной или металлической поверхности. В сравнении с обычными плитами время приготовления пищи на солнечной всего на 10-15% дольше, но без затрат топлива. В развивающихся странах, где люди не имеют возможности получить полный комфорт от цивилизации, такие плиты просто бесценны. Они снимают проблему обеспечения древесиной, особенно в районах с бедными лесными ресурсами, особенно в пустынях. Вес солнечной плиты очень маленький, ее может поднять даже ребенок.

Основная проблема, связанная с новыми источниками энергии, например, ветровыми турбинами и солнечными панелями, это то, что на их установку требуется значительная территория. Кроме этого, подобные установки портят пейзажи. Парочка ветряных турбин в поле на фоне заснеженных вершин выглядят симпатично, но сотни и тысячи турбин вместе — это не совсем приятное зрелище. Выходом из положения могут стать установки, плавающие на поверхности воды вдали от берега. В 2014 году на конкурсе Land Art Generation Initiative (LAGI) художник Феликс Чонг представил вибрирующие платформы, которые помещены на поверхности моря и накапливают энергию ветра с помощью особенных парусов. Кроме этого, они способны накапливать энергию приливов и отливов с помощью подводной части конструкции.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

Конспект урока по географии

по теме «Минеральные ресурсы России» ,

Учитель географии: Смыслова

1. Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых;

сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами;

познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.

2.Уметь работать с текстом учебника, картами атласа.

Задачи урока для учащихся:

1.Совершенствовать навыки работы с технологической картой.

2.Осуществлять разные виды контроля.

3.Учиться работать в парах.

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебники, коллекция полезных ископаемых, атлас 8 класс, технологические карты урока, тетради.

Тема нашего урока Минеральные ресурсы России. Откройте тетради и запишите.

Проверка домашнего задания:

На доске: 1. платформа 2. плита 3.щит 4.складчатые области 5.возрожденные горы 6.фундамент 7. осадочный чехол 8.интрузия 9.тектоническая карта 10.кавказ 11. Алтай 12. Урал 13. Тектоническая карта 14. Физическая карта

Учитель читает определение термина, учащиеся ставят номер правильного ответа в тетрадь.

— Выход фундамента на уровень осадочных пород (Щит -3)

— Древний устойчивый участок земной коры (Платформа-1)

— Верхний слой платформы (Осадочный чехол-7)

— Карта, на которой показаны части земной коры (тектоническая-13)

— Горы располагаются (в складчатых областях-4)

— Возрожденными горами являются (11,12)

Код к географическому диктанту: 3,1,7,2,8,13,4,11,12

Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:

7 правильных ответов – высокий уровень знаний – «5»;

5-6 правильных ответов – средний уровень знаний – «4»;

3-4 правильных ответов – низкий уровень знаний – «3»;

Менее 3 правильных ответов – очень низкий уровень знаний – «2».

Вопросы для устного ответа:

Индивидуальные карточки задания слабоуспевающим ученикам.

— Расскажите, как образуются горы (возраст, происхождение, закономерности, размещения)

-Расскажите об образовании, размещении равнин, с какими тектоническими структурами связано размещение равнин?

(Работа с картой показать самые крупные равнины России, горы по возрасту)

Изучение нового материала.

— Развитие хозяйства любого государства связано с минеральными ресурсами, которыми оно обладает.

!Россия в мире считается одной из крупнейших горнодобывающих держав, вот нам нужно сегодня на уроке доказать действительно это так или нет.

Давайте вспомним, что такое

Полезные ископаемые — минеральные образования, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве. Например….

Месторождения полезных ископаемых — Крупные скопления руд называют

Бассейн — Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют. (запись в тетрадь)

Вспомним виды горных пород по происхождению .

Полезные ископаемые имеют сходное происхождение с горными породами.

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Чтение геофокуса на стр.46

В их размещении по территории прослеживаются определенные закономерности. Схемы по слайдам.

Задание: составить схему деления полезных ископаемых на группы и отметить к каким тектоническим структурам они приурочены (платформам или складчатым областям)

Проверка заполнения таблицы.

на платформе (в фундаменте)

в складчатых областях медные, полиметаллические, алюминиевые руды

апатиты, калийные соли, поваренная соль

— Посмотрим, как размещаются рудные полезные ископаемых на территории России

Урал: Железные, медно-цинковые, никелевые, хромитовые марганцевые, золото, драгоченные и полудрагоценные, поделочные камни, платина.

На Алтае -полиметаллические свинцово-цинковые руды, ртуть, серебро.

Читайте также:  Комнатные цветы для дома полезные

Кузнецкий Алатау -марганцевые

Прибайкалье -вольфрам-молибденовые руды, Забайкалье -урановые руды, золото.

На востоке России — оловянные руды, на Кавказе — полиметаллические вольфрам-молибденовые руды.

-Большая часть рудных полезных ископаемых располагается не в молодых складчатых горах, а в возрожденных складчато-глыбовых горах.

— Как вы думаете с чем это связано?

— Это связано с тем, что рудные тела залегают в осевых частях гор, перекрываются мощными складками, состоящими из осадочных пород. В результате разрушения складки исчезают, поэтому в складчато-глыбовых горах руды легко находить и добывать.

Какие горы на территории России являются возрожденными складчато-глыбовыми горами?

— Поэтому Урал очень богат рудными полезными ископаемыми.

— Кроме складчатых областей метаморфические и магматические горные породы залегают на щитах.

Север Русской равнины — район Кольского полуострова -выход Балтийского щита- встечаются медные, никелевые руды, апатиты.

Выступ древнего кристаллического фундамента -Тиманский кряж -бокситы

Район Воронежской антикризы крупнейшее месторождение железных руд -Курская магнитная аномалия.

Золото добывается в Забайкалье (Бодайбо)

Про добычу золота расскажет геолог (Постников М)

— Где размещаются НЕРУДНЫЕ полезные ископаемые?

-Осадочные полезные ископаемые размещаются на ПЛАТФОРМАХ.

Нерудные полезные ископаемые размещаются на платформах (осадочный щит)

В осадочном чехле Восточно-Европейской равнины сосредоточено огромное количество угля, нефти. газа, но наиболее крупные запасы нефти и газа размещаются в мощном осадочном чехле Западно-Сибирской платформы.

На древней Сибирской платформе размещается крупнейший угольный бассейн мира – Тунгусский

-Как вы думаете почему уголь здесь не добывается? (уголь здесь не добывается, так как территория не освоена, слабо заселена, нет дорог).

Месторождения солей сосредоточены на юге Западной Сибири, Предуралье, Прикаспийской низменности.

— Особо можно сказать о добыче алмазов. Это неметаллическое полезное ископаемое, но залегающее на магматических породах.

Выступление геолога (Воронин М.)

В Якутии, где добывается значительное количество алмазов их происхождение связано с -траппами -ступенчатым рельефом территории, связанным с неоднократным излиянием магмы по трещинам и застывании ее в толще осадочных пород. Магма закупоривала канал, газы, выходящие их трубки, создавали давление на пробку магмы, происходил взрыв и при огромной температуре и давлении на стенках трубки образовывались алмазы. Эта трубка носит название кимберлитовая, по названию того места, где впервые была обнаружена (южная Африка местечко Кимберли).Центр алмазодобычи России г. Мирный.

Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Добыча полезных ископаемых

-Добыча осуществляется разными способами в зависимости от глубины залегания пластов- открытым и шахтным. Жидкие полезные ископаемые добываются методом бурения.

-Какой способ является более дорогим? Почему?

-Какой способ оказывает наибольшее влияние на природу?

Открытый способ наносит наибольший ущерб природе, так как территория лишается растительного покрова, возникает индустриальная пустыня, земля на этой территории иссушается, что приводит к снижению уровня грунтовых вод.

В России 90% руд, 50% угля добывается открытым способом. Самый глубокий карьер располагается на Урале — Качканарский. Его глубина достигает более 700 метров. Чтение геофокуса на стр.47

Выступление экологов ( Фатеев А., Кушунина А.)

В недра гор, земли и рек
Пробирался человек.
Он старался все достать,
Чтоб скорей богатым стать.
Через сотни лет, позднее,
Он поймет, что стал беднее:
Меди нет, железа, стали,
Реки мелкими все стали,
Птицы стали задыхаться
И домой не возвращаться,
Меньше нефти, нет бензина.
А всего одна причина.
Как спасти все, люди, это,
Чтоб жила еще планета?

Меры по сбережению полезных ископаемых:

Снижать потери при добыче и переработке

Использовать комплексную переработку сырья

Поиск новых месторождений полезных ископаемых

В 1920 г. На южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник (Показать по карте его расположение). Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывали разные ценные минералы. Теперь копии приведены в порядок, расчищены от обломков. Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют.

Экологические проблемы,
возникающие при добыче полезных ископаемых:

сокращаются запасы полезных ископаемых

изымаются тысячи гектаров земли

понижается уровень грунтовых вод

засоряется почва, воздух, поверхностные и грунтовые воды

нарушаются места привычного обитания растений и животных

при транспортировке разливается нефть

происходят выбросы метана при добыче угля и природного газа

радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение ,что ведёт за собой экологическую катастрофу

задание. в контурных картах отметить крупные месторождения нефти газа угля и железной руды.

1.Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

2.При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?

3.Что вызвало наибольшую трудность?

4.Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?

5.С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно и совсем неинтересно)?

Домашнее задание: параграф13 с. 46-47, задание на стр.47

источник

Естественно-научные знания сами по себе не могут ускорить развитие общества. Это могут сделать вооруженные такими знаниями люди: производители и потребители, руководители и инженеры, политики и журналисты. Однако люди во многом инертны: они, как правило, не меняют своих взглядов и привычек, если для этого нет достаточно убедительных оснований. Но такие основания есть, и о них шла речь в докладе Римскому клубу (1995 г.), в котором известный американский специалист по охране окружающей среды Э. Ловинс и его коллеги наглядно показали, что в современном обществе есть реальная возможность жить в два раза лучше, тратя в два раза меньше. В основе их концепции лежат сбережение природных ресурсов, эффективное потребление энергии и материалов, преобразование транспортных услуг, внедрение новых технологий.

С начала развития промышленности производительность труда возросла во много раз. Однако при этом сверх меры потреблялись и до сих пор потребляются энергия, природное сырье и вода. Повсеместно рост производительности сопровождается подавлением и даже гибелью живых экосистем, не только обеспечивающих нас важнейшими жизненными ресурсами, но и поглощающими отходы цивилизации. Повышение эффективности потребления природных ресурсов и производительности экосистем открывают больше экономические возможности.

Значительная часть энергии, воды, транспортных услуг бесполезно теряется, не доходя до потребителя. Огромное количество тепла рассеивается при плохой теплоизоляции. Менее 3% потребляемой энергии преобразуется в свет в лампах накаливания, 80—85% автомобильного топлива теряется в двигателе и системе привода до того, как он приведет в движение колеса. Теряются целые реки пресной воды. Бессмысленно перевозятся многочисленные товары и многотонные грузы. Все это лишь некоторые характерные примеры бесполезных трат природных и энергетических ресурсов.

И все же болезнь расточительства излечима. Исцеление приходит из научных лабораторий и производственных цехов с автоматизированными поточными линиями, созданными высококвалифицированными инженерами и технологами. Приходит оно и из проектных организаций, разрабатывающих проекты энергосберегающих домов, сочетающих комфорт и уют с минимальным потреблением энергии. И все это достигается благодаря кропотливому труду, изобретательности ученых и интеллекту человека. Исцеление расточительности основано на достижениях современного естествознания, развитой экономике и здравом смысле. Эффективно использовать природные ресурсы — это значит достигать большего при меньших затратах.

Рациональное потребление ресурсов способствует улучшению условий жизни. Мы лучше видим с применением эффективных систем освещения, дольше сохраняем продукты питания в эффективно работающих холодильниках, производим товары высокого качества на высокотехнологичных заводах, путешествуем безопасно и с большим комфортом, пользуясь современным транспортом, чувствуем себя лучше в хорошо оборудованных помещениях и более полноценно питаемся эффективно выращенными сельскохозяйственными продуктами.

Благодаря эффективному потреблению природных ресурсов уменьшается количество промышленных и бытовых отходов, что в конце концов может обеспечить прибыль, ведь чем меньше отходов, тем меньше требуется средств на их утилизацию или ликвидацию. Поскольку эффективное потребление ресурсов способно приносить прибыль, проблему их сбережения можно решать путем рыночного механизма с привлечением предпринимателей.

Борьба за природные ресурсы иногда выливается в международные конфликты. Эффективное потребление ресурсов в значительной мере предотвращает такие конфликты и ослабляет нездоровую зависимость от чужих природных ресурсов, порождающую политическую нестабильность.

Пустая, бесполезная трата природных ресурсов приводит к деформации экономики, в результате которой общество делится на тех, у кого есть работа, и тех, у кого ее нет. Промышленные предприятия должны избавляться от непродуктивных киловатт-часов, тонн и литров, а не от своих работников. Такой способ намного рациональнее, чем повышение налогов на потребление природных ресурсов.

источник

За последние годы в России стало больше внимания уделяться вопросам экологической безопасности. Создание специализированной природоохранной системы явилось первым шагом на пути разрешения противоречий между потребителями природных ресурсов и обществом, заинтересованном в их разумном использовании под контролем государства.

В настоящее время приняты важные законы: «О защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»; «Водный кодекс»; «О радиационной безопасности»; «Об особо охраняемых природных территориях»; «О мелиорации земель»; «Об охране окружающей среды». Реализуются федеральные целевые программы, направленные на обеспечение населения высококачественной водой, а также многочисленные экологические программы.

Законодательством страны ещё в 1997 г. были определены основные природоохранные требования, ограничения и запреты, установлены виды нарушений, влекущие за собой применение мер ответственности. В целом речь идёт об экологизации большинства отраслей экономики; но этот процесс нельзя ограничить только разработкой правовых документов и принятием мер по их реализации.

Среди экологических программных документов, реализуемых в настоящее время, особо следует отметить федеральную целевую программу «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)», утверждённую постановлением Правительства РФ № 860. Эта ФЦП имеет большое значение и для развития отдельных регионов, так как её цели и задачи конкретизированы в 186 региональных программах (34 из них имеют минерально-сырьевую направленность, 27 — водохозяйственную, 71 — лесохозяйственную, 54 — природоохранную).

Для нормализации экологической ситуации в ряде регионов страны завершается внедрение федеральной целевой программы по оздоровлению экологической обстановки р. Волги и её притоков, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна. В рамках решения проблемы водосбережения продолжается разработка федеральной целевой программы по обеспечению населения России питьевой водой.

Ежегодно подготавливается межведомственный «Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», утверждаемый Правительством РФ. Он обеспечивает общественность и государственные органы управления объективной аналитической информацией о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и реализации экологической политики государства. В 2004 г. отдельным томом был выпущен «Государственный доклад о состоянии водных ресурсов Российской Федерации в 2002 году».

Экологическая безопасность — одно из важных звеньев системы национальной безопасности страны; в связи с этим были приняты ряд нормативных документов и созданы специализированные федеральные структуры, включая Межведомственную комиссию Совета безопасности РФ по экологической безопасности. В её задачи входит анализ состояния и подготовка прогнозов экологической безопасности, подготовка соответствующих вопросов к рассмотрению на заседаниях Совета Безопасности. Комиссия, в частности, обсуждала такие вопросы, как ввоз токсичных отходов из-за рубежа, загрязнение подземных вод, истощение и расхищение лесных ресурсов, концепцию экологической безопасности России. По её представлению Правительством РФ был принят ряд постановлений, определяющих состав, содержание, порядок финансирования и сроки выполнения организационных, управленческих и технических мероприятий экологического характера федерального и регионального уровня.

В рамках своей компетенции Министерство природных ресурсов РФ принимает непосредственное участие в оценке экологической обстановки на территории страны при установлении зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, в реализации Концепции перехода России на модель устойчивого развития, в разработке политики экологической безопасности, сохранения естественного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

Важную роль в укреплении экологической безопасности играет внедрение результатов научных исследований; все планы этого направления должны быть обеспечены реальной финансовой базой.

В апреле 1996 г. был издан Указ Президента РФ №440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». В развитие данного документа Минэкономики РФ подготовило соответствующую Концепцию; в её рамках проводится большая работа по преодолению негативных экологических тенденций и переориентации рыночных отношений на цели устойчивого развития страны.

Согласно Концепции, устойчивым считается развитие экономики, при котором не разрушаются природные основы существования и функционирования народного хозяйства, когда антропогенные воздействия на окружающую среду не превышают её способности к самовосстановлению. Следовательно, переход к устойчивому развитию — это поэтапное сокращение нагрузок на окружающую среду до экологически допустимых пределов. Такой переход невозможен без исправления допущенных ранее ошибок в области охраны окружающей среды.

Принимаются новые экстренные меры:

— усилить внимание к вопросам охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов;

— установить систематический контроль за использованием предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств;

— усилить внимание к вопросам по предотвращению загрязнений и засоления почв, поверхностных и подземных вод;

— уделять большое внимание сохранению водоохранных и защитных функций лесов, сохранению и воспроизводству растительного и животного мира, предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;

— усилить борьбу с производственным и бытовым шумом.

источник

Источники:
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/571057/
  • http://novate.ru/blogs/070115/29451/
  • http://infourok.ru/konspekt-uroka-geografii-mineralnie-resursi-rossii-klass-2106808.html
  • http://studref.com/434418/ekologiya/sberezhenie_prirodnyh_resursov
  • http://studbooks.net/651710/ekologiya/mery_ohrane_prirodnyh_resursov