Меню Рубрики

Полезные ископаемые пнш 3 класс презентация

Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме:
Урок окружающего мира в 3 классе «Полезные ископаемые»

Здесь представлены: конспект урока и презентация на тему «Полезные ископаемые». 3 класс «Школа России»

Вложение Размер
Poleznye_iskopaemye_szhataya.ppt 1.59 МБ
Dokument_Microsoft_Word.doc 74 КБ

Полезные ископаемые Лобусова Н.Ю. ГОУ№21 Санкт-Петербург Урок окружающего мира 3 класс

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Железная руда 1. Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное ископаемое. 2.Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный, ржавый красный. 3.Железную руду используют для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых ресурсов для изготовления стали.

Эта гора железной руды будет использована в производстве стали .

Изделия из стали Буровая сталь Листовая сталь.

Доменная печь используется для получения железа

Нефть Нефть ( греч. ναφθα — вспыхивать, воспламеняться) — горючая маслянистая жидкость , красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли ; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых

Гранит Грани́т ( итал . granito , — зерно) —Состоит из кварца , калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.

Каменный уголь У́голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений ( папоротников , хвощей и плаунов ). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

Известняк Известня́к — осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде . Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер , а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод .

Глина Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Применение Глина является основой гончарного , кирпичного производства.

Проверь себя Известняк Нефть Железная руда Гранит Каменный уголь Глина

Урок по курсу «Окружающий мир» на тему: «Полезные ископаемые», с использованием мультимедийной презентации.

1. Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.

2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.

3. Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.

4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых.

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Рабочая тетрадь на печатной основе с. 25№3,4.

II. Сообщение темы и целей урока.

Красивы будут и заметны. (Гранит)

В школе не лежит без дела:

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

7.Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

Сам он удобрение. (Известняк)

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.

-Как назвать все эти отгадки?

— Тема нашего сегодняшнего урока « Полезные ископаемые»

На доске и в тетрадях тема: « Полезные ископаемые ».

-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.

Железная руда. Свойства, цвет, использование.

Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.

Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота?

В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля — ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он — практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам — авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам — дизельное топливо, кораблям — мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.

Из нефти делают типографские краски — значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они — продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии — вот что такое мир без нефти.

Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей — все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.

Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир — это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах , если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты . Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Осадочная горная порода органического, происхождения. состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде . Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер , а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод .

Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.

Обжиг известняка даёт негашёную известь — древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.

В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Техническая керамика — большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства
Производство цемента

Глина используется в медицине , например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств

В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата

Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Работа в рабочей тетради на печатной основе с. 26№2,3,5.

  1. Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс. Часть 2., М. : Просвещение, 2006.
  2. Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс. Часть 2., М. : Просвещение, 2008.
  3. Л.И Рудченко. Мир вокруг нас. 3 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.

Цели 1) формировать понятие «полезные ископаемые», познакомить со способами добычи полезных ископаемых, классификацией полезных ископаемых по их состоянию, по назначению, используя краевед.

1. Тема урока: Полезные ископаемые.2. Предмет: окружающий мир 3. Класс: 34. Автор: Сажина Л.Ю.5. Тип урока: практическая работаЦель урока: изучить свойства полезных ископаемых.Задачи урока:1. Ра.

Свойства полезных ископаемых.

Технологическая карта урока«Почему надо беречь полезные ископаемые»Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Почему надо беречь полезные ископаемые»Цели урока: закрепить знания учащихся о полезных.

Предмет: Окружающий мирКласс: 3Тема урока: Полезные ископаемые.Цели урока: познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.Планируемые результаты:•.

Урок направлен на исследование полезных ископаемых в деятельности человека и необходимости их бережного использования. Формирование умение работать в группе.

источник

Презентация к уроку познание мира 3 класс. Тема «Полезные ископаемые»

это горные породы и минералы,

которые человек использует

Полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в жизни людей.

Гранит ( итал. granito , — зерно) состоит из кварца, полевого шпата и слюды.

1.Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное ископаемое.

2.Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный, ржавый красный.

3.Железную руду используют для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых ресурсов для изготовления стали.

Эта гора железной руды будет использована в производстве стали.

Доменная печь используется

греч. ναφθα вспыхивать, воспламеняться)

горючая маслянистая жидкость , красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли ; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

Памятник Косыму Пшембаеву — первооткрывателю Экибастузского угольного месторождения.

  • У́голь был первым из используемых человеком видовископаемого топлива
  • Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений(папоротников,хвощейиплаунов).

  • Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

Известня́косадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде . Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер , а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод .

Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Глина является основой гончарного , кирпичного производства .

Глина широко используется

  • Горючие полезные ископаемые.

(железо, алюминий, медь, свинец)

(соли, мрамор, гранит, песок, глина, известняк)

(1753 г. — 17 сентября 1791 года)

Слесарь-подмастерья, в 1761 г. Екатериной II

был выслан на каторгу, на вечное поселение в

Алтайских горах (Сибирь) и вел здесь поиски

В 1791 году партия охотников возвращалась с

реки Уйманы. Остановились на отдых. Стрелок Г. Г. Зырянов, по какой уж там надобности, отошел в сторону и наткнулся на древние Чудские разработки и копи.

Человек любознательный и бывалый, Г. Г. Зырянов обратил внимание на жилу белого кварца с вкраплениями какого-то минерала с металлическим блеском. О своей находке охотник объявил в Бухтарминском укреплении. В указанном им месте были заложены разведочные шахты и на глубине четырех саженей подсечены богатые серебряно-свинцовые руды.

Так обосновался Зыряновский рудник и ныне существующий горняцкий город,

чье имя с тех пор носят и месторождение, и сам город Зыряновск.

источник

Выбранный для просмотра документ дополнительный материал.doc

Строительные полезные ископаемые

Песок – самое распространённое полезное ископаемое в Мордовии.

Образуются они при разрушении различных горных пород (осадочный способ). Под действием солнца, воды и ветра горные породы разрушаются и превращаются в песок.

На земле есть несколько разновидностей песка:

Речной песок – это строительный песок, добытый из русла рек, не имеющий глины и камушков.

Карьерный мытый песок: это строительный песок, добытый в карьере путем промывки большим количеством воды.

Карьерный сеянный – добытый в карьере , отчищенный от примесей и камней путем просеивания.

Применяется на производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ.

Песок используется при возведении дорог, при обозначения дворовых территорий, а так же при фильтрование и отчистка воды.

Есть и черный песок, они состоят из тяжёлых минералов и имеют блеск.

Строительные полезные ископаемые

Более распространённая порода нежели мрамор. Гранит — слово в переводе с итальянского означает «зернистый».

Гранит бывает серого розового, красного цвета.

Его можно увидеть в городах, так как , он обладает высокой прочностью и устойчивостью к жаре и морозу .

Примерами изделий из гранита могут служить: гранитная столешница, гранитные ступени гранитом облицованы стены, некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников, гранитная столешница, гранитные ступени.

В России месторождения гранита — Кольский полуостров.

Гранит — магматическая горная порода .

Строительные полезные ископаемые

Глина – самое распространённое полезное ископаемое в мире. Глина есть и в Мордовии тоже.

Образуются они при разрушении различных горных пород (осадочный способ). Под действием солнца, воды и ветра горные породы разрушаются и превращаются в песок и глину.

В сухом состоянии она зачастую пылеобразна, а если её увлажнить, то становится пластичным как пластилин и податливым материалом, принимающим любую форму.

При застывании глина становится твёрдой, форма её не меняется.

На земле есть несколько разновидностей глин: кирпичные, огнеупорные, гончарные и другие.

Применяется на производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ.

Песок и глина – вот основные составляющие теста, которое под воздействием высоких температур становится твёрдым и превращается в КИРПИЧ. —

Строительные полезные ископаемые


При переводе с греческого языка слово мрамор означает » сияющий камень «. Это потому, что мрамор обладает можно сказать наивысшими декоративными свойствами из всех известных горных пород.

Природа создала в этом камне уникальные оттенки и рисунки, которые дают возможность каждой поверхности выглядеть очень роскошно.

Красивые розовые, серые и полосчатые мрамора получают на Урале.

Богатая цветовая гамма мрамора обеспечила ему широчайшее применения практически во всех видах внутренней отделки: фонтаны, скульптуры, мозаичные полы, подоконники, камины, колонны, лестницы.

Читайте также:  Плавание полезно для здоровья

Способ происхожения – осадочно-магматический (из известняка)

Выбранный для просмотра документ конспект Полезные ископаемые 3 кл.docx

1. Тема урока: Полезные ископаемые

2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)

4. Автор: учитель начальных классов: Глазкова Р.И.

5. Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: знакомство с полезными ископаемыми.

Педагогические задачи урока : создать условия для знакомства с горючими, рудными и строительными полезными ископаемыми, с их значением в жизни человека; объяснить понятия «полезные ископаемые», «сплавы», «металлы», «месторождение», «руда»; раскрыть их значение в жизни человека; учить различать и называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; способствовать формированию умений высказывать предположения, обосновывать собственное мнение.

УУД: Предметные : познакомятся с понятиями «полезные ископаемые», «сплавы», «металлы», «месторождение», «руда»; «горючие, рудные и строительные полезные ископаемые»; их значением в жизни человека; научатся называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; нефтепродукты

Коммуникативные : разрешать конфликты; выявлять идентифицировать проблемы; формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные : выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.

Познавательные: понимать заданный вопрос;, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку)

Личностные : учитывать чужую точку зрения; формировать умение общаться, как умение говорить и слушать формировать позитивное отношение к полезным ископаемым,

Оборудование: демонстрационный материал «Полезные ископаемые», видеоматериал,, карта полезных ископаемых; коллекция карта полезных ископаемых ;отдельные образцы полезных ископаемых; материал для деления детей на группы; учебник, хрестоматия, компьютер.

Организационная структура урока

момент. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся
к усвоению изучаемого материала

2.Актуализация опорных знаний.

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации

источник

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему:
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир «Полезные ископаемые» 3 класс, УМК «ПНШ» + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

Тема урока: «Полезные ископаемые».

Цели деятельности учителя:

  1. Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;
  2. Развить мышление, наблюдательность, умение обобщить материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логично верно.

Планируемые результаты:

Личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения.

Предметные: стремятся расширить знания и представления о полезных ископаемых.

Метопредметные: учатся обрабатывать полученную информацию.

Коммуникативные: учатся работать у группе.

Понятия: «Месторождения», «материал», «сплав», «геолог», «археолог», «разведка»

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова; хрестоматия «Окружающий мир» О. Н. Федотова; презентация; карточки с заданиями; материалы для деления учащихся на группы; образцы полезных ископаемых.

Вложение Размер
Технологическая карта урока 88 КБ
Карточки 15.94 КБ
Мрамор и гранит — текст 24 КБ
Песок и глина — текст 26.5 КБ
Серебро — текст 24.5 КБ
Схемы 36.5 КБ
Схемы 2 часть 33 КБ
Презентация 1 1.37 МБ
Презентация 2 597.5 КБ
Презентация 3 1.45 МБ

Тема урока: «Полезные ископаемые».

Цели деятельности учителя:

  1. Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;
  2. Развить мышление, наблюдательность, умение обобщить материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логично верно.

— Личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения.

— Предметные: стремятся расширить знания и представления о полезных ископаемых.

— Метопредметные: учатся обрабатывать полученную информацию.

— Коммуникативные: учатся работать у группе.

Понятия: «Месторождения», «материал», «сплав», «геолог», «археолог», «разведка»

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова; хрестоматия «Окружающий мир» О. Н. Федотова; презентация; карточки с заданиями; материалы для деления учащихся на группы; образцы полезных ископаемых.

— Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я.

— Можете садиться. Давайте для начала послушаем стихотворение.

Все ль внимательно глядят?

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку

слушают стихотворение, выдвигают свои предположения

2. Проверка домашнего задания

— Молодцы, ребята, сейчас мы с вами повторим тему – минералы. Домашним заданием на сегодня у вас был пересказ стр. 12-15. Ребята, я спрошу одного ученика по данной теме. Кто хочет ответить?

— Очень хорошо ребята, ваш ответ был очень четким и выразительным!

— Сейчас, для того чтобы закрепить изученный материал, я раздам карточки с заданиями двум желающим. Вам необходимо заполнить пробелы в карточках и ответить на заданные вопросы по прошлым темам.

— Ребята, подойдите со своими дневниками, я поставлю вам оценку за ответ на уроке.

Проверяет домашнее задание; озвучивает тему урока

Слушают учителя, работают по карточкам; отвечают с помощью схемы

  1. Подготовка к основному этапу занятий:
  1. Мотивационный этап;
  2. Постановка целей

— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие — спрятаны глубоко в Земле.

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

А коль споткнёшься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? ( ответы детей ).

— Правильно ребята, о полезных ископаемых.

— А сейчас, подумайте и составьте схему из чего состоят полезные ископаемые.

— Посмотрите пожалуйста на слайд и проверьте правильно ли вы составили свою схему.

— Молодцы ребята, у вас все правильно!

— Какую цель можно поставить на уроке? (Узнать, что такое ископаемые)

А какую проблему мы можем поставить на уроке?

— Проблема : Если есть полезные ископаемые, есть ли не полезные?

— Открываем учебник на стр. 16. Кто нам прочитает тему урока? («Полезные ископаемые»)

— Давайте мы с вами повторим пройденное: прочитайте 2 вопроса и ответьте на них.

— Правильно, ребята! А теперь, прочитайте 1 абзац на 16 стр., давайте подумаем, что мы называем полезными ископаемыми? (ПИ – это горные породы и минералы, которые человек использует для свои хозяйственных нужд).

— Хорошо, давайте поработаем в парах. Составьте схему полезных ископаемых по 1 абзац стр. 16.

— Молодцы ребята, а я составила вот такую схему, посмотрите на экран

— Как вы думаете, почему моя и ваши схемы похожи?

– Правильно, к твердым полезным ископаемым относится торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы и другие. К жидким полезным ископаемым относится нефть, минеральная вода, к газообразным полезным ископаемым природный газ.

— Очень хорошо ребята. Перепишите мою схему со слайда в тетрадь.

— Кто прочитает нам вопрос на стр. 16?

— Теперь ребята скажите мне, что же такое разведка?

(Разведка – это работы, производимые с целью ближайшего исследования уже отрытого месторождения полезного ископаемого)

— А кто мне скажет, что такое месторождение?

— Посмотрите внимательно в учебник возле слова месторождение стоит звездочка, что нам нужно сделать? (открыть словарик и посмотреть значение).

— Кто нам прочитает? (Месторождение – это место, где залегают полезные ископаемые).

— Молодцы! Но чтобы нам ответить а этот вопрос, нам нужно изучит следующий абзац.

— Ребята, скажите кто такие геологи и археологи и чем они занимаются?

— Правильно ребята, геолог – это человек, который занимается поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых.

А археолог – человек, который занимается раскопками древних вещей.

Уточняет понимание учащимися поставленных;

объявляет: цели урока, выдвигает проблему, формулирует задания, контролирует выполнение работы;

Показывает свою схему полезных ископаемых

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблем урока; работают с учебником

Записывают схему полезных ископаемых;

Думают над значением слов; работает со словарем

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Осладение базовыми предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи и отношение между обектами и процессами

Слушают, вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении;

Формулирвать собственную позицию, мнеия, контролировать действие партера.

Присели, собрали и дальше пошли

По дорожке побежим, на лужайку прибежим.

И опять работать мы пойдем.

Рассказывает и показывает упражнения к физминутке

Повторяют упражнения за учителем

— Поработаем в группах. У каждой группы будет свое задание, связанное с полезными ископаемыми. Всего групп 5 по 5 человек. Я назначу ведущего, секретаря, чтеца и двух докладчиков. Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме. Чтец, читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии. Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков. После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Каждой группе я раздам несколько карточек:

1 – инструкция работы с материалом;

2 – как нужно работать в группе;

— В 3 карточке будет написано название темы, с которой будит работать ваша группа, страницы учебника и хрестоматии и дополнительный материал.

Кадой групппе я раздам образцы полезных ископаемых.

-На эту работу вам даётся на работу 7 мин.

— Время работы подошло к концу. Давайте начнем с первой группы. Докладчики выходите отвечать. Все ребята, кто не работал над этой темой записывайте кратко в рабочую тетрадь.

— Постарайтесь каждая группа уложиться в 2 минуты.

— Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием! А теперь, давайте проверим ваши знания по всему тому, что вы усвоили за урок. Проведем тест. Я раздам вам карточки с заданиями.

Инструктирует учеников; распределяет роли

Слушают учителя, выполняют групповую работу,

находят в тексте информацию

Определение основной информации; учатся работать в группе.

Ребята, запишите домашнее задание. Р/т стр. 5 №5.

Записывают домашнее задание

— Какие чувства и ощущения возникали у вас во время работы над заданием и знакомством с данной работой?

— Какие трудности встретились во время выполнения задания, и как вы их преодолевали (пытались преодолеть)?

— Какие вопросы, возникли в связи с выполняемым заданием?

Подводит учащихся к выводам о проделанной работе

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Оценка результатов работы.

Осуществлять личностную и познавательную рефлексию

— Ребята чему мы сегодня на уроке учились?

— Кто может ещё раз сформулировать цель нашего урока?

— Кто мне может перечислит полезные ископаемые, которые мы разобрали на уроке?

— Мы решили поставленную проблему, которая возникла в начале урока?

— Ребята, мне было интересно работать с вами. Вы замечательные и умные дети.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Осуществляют итоговый контроль

Задание: рассказать нам о горючих полезных ископаемых учебник стр. 16-17 + хрестоматия стр. 80- 81;

Инструкция работы с текстом:

  1. Прочитать задание
  2. Прочитать текст
  3. По ходу чтения текста выделить главную информацию по вашей теме
  4. Записать её на листочек и составить текст выступления.

Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме.

Чтец , читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии.

Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков . После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Задание: рассказ о нефти. Что из неё делают. В учебник стр. 17-18 + хрестоматия стр. 83- 84, + найти определение в словарике, что такое искусственные материалы ;

Инструкция работы с текстом:

  1. Прочитать задание
  2. Прочитать текст
  3. По ходу чтения текста выделить главную информацию по вашей теме
  4. Записать её на листочек и составить текст выступления.

Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме.

Чтец , читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии.

Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков . После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Задание: рассказ о металлах и их сплавах. В учебнике стр. 18-19 + воспользоваться текстом с дополнительной информацией о серебре + найти в словаре определение, что такое сплавы ;

Инструкция работы с текстом:

  1. Прочитать задание
  2. Прочитать текст
  3. По ходу чтения текста выделить главную информацию по вашей теме
  4. Записать её на листочек и составить текст выступления.

Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме.

Чтец , читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии.

Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков . После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Задание: Рассказ о строительных полезных ископаемых (глина, песок). В учебнике стр. 19-20 + воспользоваться текстом с дополнительной информацией про глину и песок.

Инструкция работы с текстом:

  1. Прочитать задание
  2. Прочитать текст
  3. По ходу чтения текста выделить главную информацию по вашей теме
  4. Записать её на листочек и составить текст выступления.

Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме.

Чтец , читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии.

Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков . После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Задание: рассказ о строительных полезных ископаемых (мрамор, гранит). В учебнике стр. 20-21+ вам нужно воспользоваться дополнительной информацией о мраморе и граните.

Инструкция работы с текстом:

  1. Прочитать задание
  2. Прочитать текст
  3. По ходу чтения текста выделить главную информацию по вашей теме
  4. Записать её на листочек и составить текст выступления.

Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме.

Чтец , читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии.

Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков . После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Строительные полезные ископаемые

МРАМОР
При переводе с греческого языка слово мрамор означает » сияющий камень «. Это потому, что мрамор обладает можно сказать наивысшими декоративными свойствами из всех известных горных пород. Природа создала в этом камне уникальные оттенки и рисунки, которые дают возможность каждой поверхности выглядеть очень роскошно. Богатая цветовая гамма мрамора обеспечила ему широчайшее применения практически во всех видах внутренней отделки: фонтаны, скульптуры, мозаичные полы, подоконники, камины, колонны, лестницы.

Читайте также:  Сушеный ананас полезные свойства

Более распространённая порода нежели мрамор. Гранит бывает серого розового, красного цвета. Его можно увидеть в городах, так как у этого камня высокие морозостойкие показатели: гранитом облицованы стены, некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников, гранитная столешница, гранитные ступени.

Он обладает высокой прочностью и устойчивостью к воздействиям окружающей среды . Примерами изделий из гранита могут служить: гранитная столешница, гранитные ступени

Строительные полезные ископаемые

Песок и глина – самые распространённые полезные ископаемые в нашей области. Образуются они при разрушении различных горных пород. Под действием солнца, воды и ветра горные породы разрушаются и превращаются в песок и глину.

На земле есть несколько разновидностей песка:

Речной песок – это строительный песок, добытый из русла рек, не имеющий глины и камушков.

Карьерный мытый песок: это строительный песок, добытый в карьере путем промывки большим количеством воды.

Карьерный сеянный – добытый в карьере, отчищенный от примесей и камней путем просеивания. Применяется на производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ. А так же в приготовлении Асфальтобетонных смесей

Песок используется при возведении дорог, при обозначения дворовых территорий, а так же при фильтрование и отчистка воды.

Есть и черный песок, ни состоят из тяжёлых минералов и имеют блеск.

Серебро добывали еще в древние времена. В Европе по количеству серебра судили о состоянии королей.

Серебро — один из наиболее распространенных металлов. Иногда находят самородки этого металла, а в Норвегии однажды был найден самородок серебра, весящий три четверти тонны! Но обычно это руда, из которой металл необходимо извлечь

Серебро — это мягкий металл, поэтому зачастую оно используется в соединении с другими металлами. Серебряные монеты, например, содержат 90% серебра и 10% меди. Состав, предназначенный для украшений, ювелирных изделий и столовых приборов, содержит 92,5% серебра и 7,5% меди.

Чистое серебро не темнеет на воздухе. Потемнение указывает на наличие серы в воздухе — например, при загрязнении воздуха или при наличии поблизости нефтедобывающих промыслов. После золота серебро является самым легким по обработке металлом. Из тридцати граммов серебра можно вытянуть проволоку длиной более 50 км. Это также самый лучший из известных проводников тепла и электричества.

Горные породы

Расскажи подробно, как образуется в природе каменный уголь?

Назовите цветные минералы

Горные породы Осадочные ________________ ______________

а) Гранит а) Каменный уголь; а) Самоцветы

б) _______ б) _______________ б) __________

в) _______________ в) ___________

Объясни, как разрушаются горные породы с помощью растений.

Чем отличаются горные породы друг от друга?

  1. К горючим полезным ископаемым относится:
  1. К строительным полезным ископаемым относятся:
  1. Группы полезных ископаемых:

а) жидкие, твердые, газообразные;

в) твердые, строительные, газообразные;

г) строительные, горючие, рудные.

в) продукт переработки нефти;

г) разновидность известняка.

5. Человек, который занимается поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых это — …

источник

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМарфа Снегирева

Презентация «Полезные ископаемые», помогает детям больше узнать о видах полезных ископаемых, о их добыче и применении.

Презентация по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «Презентация к уроку (окружающий мир, 3 класс) по теме: Презентация «Полезные ископаемые»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

3 1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.

4 Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.

5 Фронтальный опрос по изученному материалу. — Что такое полезные ископаемые? — Что такое полезные ископаемые? — Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? — Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? — Для чего добывают полезные ископаемые? — Для чего добывают полезные ископаемые?

6 Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.

7 Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

8 Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.

9 Выплавляют сталь и чугун, а из них делают Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.

10 ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Стальные ножницы Чугунная сковорода Чугунная сковорода Медный таз Медный таз Серебряные монеты Серебряные монеты Золотое кольцо Золотое кольцо

11 Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах, по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах, по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры.

12 Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.

13 Получают жидкое,, волокна для изготовления Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления тканей

14 Природный газ — очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.

15 СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется, мелом пишут в школе. Известняк используется в строительстве, мелом пишут в школе. Песок используют, для изготовления. Песок используют в строительстве, для изготовления стекла.

16 Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?

17 На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.

21 Полезные ископаемые — огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!

22 1. Экономно использовать. 2. Оберегать от пожаров. 3. Соблюдать правила перевозки. 4. Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?

23 Рефлексия Обобщение знаний. Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

24 Домашнее задание Учебник стр Учебник стр

25 Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ «Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна

источник

Цели урока: ознакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе; учить экономно использовать богатства нашей планеты.

Задачи:

  • Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
  • Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Развивать способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

  • фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование:

  • учебник Плешкова «Окружающий мир” 3 класс 1 часть;
  • коллекция полезных ископаемых:(5 контейнеров с полезными ископаемыми :гранита, известняка, каменного угля, торфа, железной руды, нефть) ; план описания полезного ископаемого;
  • атлас- определительпо окружающему миру Плешакова А.А.
  • рабочая тетрадь по окружающему миру для 3 класса Плешакова А.А.
  • презентация в программе PowerPoint. Приложение 1.

Планируемые результаты: учащиеся систематизируют и углубляют знания о полезных ископаемых, учатся бережному отношению к богатствам природы.

1. Организационный момент: (дети сидят в группах: 5 групп по 6 человек)

— Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

Вспомним правила работы в группах:

В группе работая вежливы будьте.

Другу помочь вы не позабудьте.

Не перебивайте друг друга.

Будьте открытыми для взаимодействия.

Уважайте мнение всех участников группы.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение:

3 клада у природы есть-
Вода, земля и воздух-
3 её основы.
Какая бы ни грянула беда-
ЦелЫ они-
Всё возродится снова.

2. Проверка домашнего задания.

— О каких же 3 кладах говорится в этом стихотворении?( воде, земле и воздухе)

  • Расскажите, как человек использует воздух в экономике?
  • Если вдруг исчезнет вода, что произойдёт?
  • А что было бы невозможно без земли?
  • Что является основой экономики? (природные богатства и труд людей)

Есть ещё такое выражение, как подземные богатства. Как вы это понимаете? Как можно по-другому назвать подземные богатства? (Полезные ископаемые). Я поставила между ними знак =. Почему?

Сегодня мы поближе познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми. У вас на столах в лоточке лежат полезные ископаемые. Вы должны будете по атласу определителю узнать название этих пород. Положить возле каждого карточку с его названием. (известняк, торф, железная руда, глина, гранит, каменный уголь)

Давайте проверим, как вы с этим справились.(Учитель показывает полезное ископаемое, а представители от каждой группы называют его).

Определите по плану, данному на листочке, свойства той породы, которая записана в вашей карточке.

План разбора полезного ископаемого по группам:

•из чего состоит (по атласу-определителю с.11)

•где применяется (используется): в строительстве, служит топливом; из него получают металл

2 (группа)
Известняк.

•из чего состоит (по атласу-определителю с.15)

•где применяется (используется): в строительстве, служит топливом; из него получают металл (атлас-определитель с.15)

3 (группа)
Каменный уголь.

•из чего состоит (по атласу-определителю с.13- с 3 абзаца)

•где применяется (используется): в строительстве? служит топливом? Или из него получают металл?

4 (группа)
Торф.

•из чего состоит (по атласу-определителю с.13-первый абзац)

•где применяется (используется): в строительстве?, служит топливом?; из него получают металл?

5 (группа)
Железная руда.

•как ведёт себя магнитная стрелка рядом с этим ископаемым?

•где применяется (используется): в строительстве?, служит топливом?; Или из неё получают металл?

Записать в тетрадь на с.28 в таблицу 2 по плану. После этого один представитель от команды расскажет об этом ископаемом.

Чтобы колокол нам сделать,
Вместе с нами джин трудился.
Мы сначала глину мнем,
Любую форму ей даем.
Круг гончарный покрутили —
Колокольчик получили.
Мы немного потанцуем,
Колокольчик разрисуем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы садимся рисовать.

Показ презентации. Обратите внимание, где используют эти полезные ископаемые.На с. 29 в тетради запишите, где используют.

Сейчас мы посмотрим презентацию, как добывают эти полезные ископаемые и где их используют. А вы потом ответите, какие породы залегают у нас в Московской области.

_ Назовите , какие полезные ископаемые встречаются у нас в Подмосковье? Как нужно обращаться с дарами природы?

5. Закрепление.

Самостоятельная работа. (Взаимопроверка парами). Работа по тетради с.30. №4,№5

Работа у доски: Заполните таблицу — (один у закрытой доски). Затем проверка.

Название ископаемого Применяют в строительстве Делают металл Используют как топливо
гранит
известняк
нефть
природный газ
глина
песок
торф
железная руда
каменный уголь

6. Рефлексия.

О каком богатстве нашего государства мы сегодня говорили на нашем уроке? (о полезных ископаемых) Как нужно относится к подземным богатствам? (бережно, они могут исчерпать себя) Какое из подземных богатств мы не можем увидеть? (Газ). Почему? (Он бесцветный и газообразный.) Какие полезные ископаемые обладают горючестью? Торф, газ, нефть, каменный уголь)

Используют в строительстве? (известняк, гранит, глина, песок).

Поднимите руки, кто для себя открыл что-то новое? Кому урок показался интересным? Что особенно понравилось? Спасибо за активную работу. На память о нём я дарю вам закладки с полезными ископаемыми.

7. Дом.задание.

Дома вы прочитаете ещё раз этот материал и по тетради выполните №6, 7.

источник

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМарфа Снегирева

Презентация «Полезные ископаемые», помогает детям больше узнать о видах полезных ископаемых, о их добыче и применении.

Презентация по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «Презентация к уроку (окружающий мир, 3 класс) по теме: Презентация «Полезные ископаемые»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

3 1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.

4 Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.

5 Фронтальный опрос по изученному материалу. — Что такое полезные ископаемые? — Что такое полезные ископаемые? — Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? — Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? — Для чего добывают полезные ископаемые? — Для чего добывают полезные ископаемые?

6 Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.

7 Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

8 Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.

9 Выплавляют сталь и чугун, а из них делают Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.

Читайте также:  Полезные ископаемые западно сибирской равнины

10 ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Стальные ножницы Чугунная сковорода Чугунная сковорода Медный таз Медный таз Серебряные монеты Серебряные монеты Золотое кольцо Золотое кольцо

11 Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах, по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах, по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры.

12 Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.

13 Получают жидкое,, волокна для изготовления Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления тканей

14 Природный газ — очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.

15 СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется, мелом пишут в школе. Известняк используется в строительстве, мелом пишут в школе. Песок используют, для изготовления. Песок используют в строительстве, для изготовления стекла.

16 Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?

17 На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.

21 Полезные ископаемые — огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!

22 1. Экономно использовать. 2. Оберегать от пожаров. 3. Соблюдать правила перевозки. 4. Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?

23 Рефлексия Обобщение знаний. Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

24 Домашнее задание Учебник стр Учебник стр

25 Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ «Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна

источник

Практическая работа по окружающиму миру «Свойства полезных ископаемых»

Костенко Оксана Владимировна , 15.03.2018

Урок по окружающему миру для 3 класса «Свойства полезных ископаемых»

1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

5. Тип урока: практическая работа

6. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

Задачи урока:1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых

2.Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.

УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;. умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать

Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.

Орг. Момент (Мотивация и актуализация знаний)

— Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу. Сегодня у нас очередное заседание научного клуба «Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств. Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

— Кого называют геологами? (Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.)

— Отследите границы нашего урока. (У с 22-25) «Свойства полезных ископаемых»

-Что вам знакомо в теме? (Полезные ископаемые)

-Приведите синонимы «полезные» ( необходимые, нужные) , «ископаемые» (доставить, извлечь)

-Дайте определения (Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд, добывая из глубины или поверхности земли)

— Что нам нужно сегодня узнать? (СВОЙСТВА)

Цель Изучить свойства полезных ископаемых.

Работать будем в 2 группах, где вы как настоящие ученные будете исследовать свойства полезных ископаемых.

— Ребята, нам члены клуба прислали задание. Прочитайте, что мы должны сделать.(У каждого ученика карточка на парте)

— Чтобы определить задачи вы должны добавить слова из задания в незакон­ченные предложения?

1.Определить … полезных ископаемых. (свойства)

2. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании)

— Уважаемые ученые, скажите, пожалуйста, какие бывают полезные ископаемые? (торф, песок, уголь, гранит, известняк, алмаз, нефть, минеральная вода, природным газ)

-Какую классификацию вы знаете (Твердые (торф, песок, гранит, алмаз…) , жидкие ( нефть, минеральная вода), газообразные (природный газ)

— Ребята, человек активно использует полезные ис­ко­па­емые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ис­ко­паемых

— Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать

1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.

2. Если встретить на дороге,

Она понадобится сразу. (глина)

3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)

Общий инструктаж Подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника.

— Сейчас вы будете работать по группам.

-Правила работы с оборудованием вы знаете.

— План работы и инструкция у вас в учебнике. (У с 22-23)

-Вам необходимо, в ходе опытов выявить свойства известняка и мра­мора; представить результаты в таб­лице; подготовить сообщение.

— 1 группа исследует известняк

А свойства песка и глины мы определим вместе.

— Для работы каждая группа получила :

— более подробный план проведения опытов (Приложение №1),

— памятку по составлению сообщения (Приложение №2),

— таблицы для заполнения (Приложение №3) у вас в тетрадях (с 6,7)

— картинки для оформления коллажа.

Вспомните, в чем залог успеха работы группы?

(-Необходимо правильно распределить работу в группе (выбрать спикера, помощника спикера, человека, который следит за временим)

-Будем выслушивать мнение каждого.

-Следовать плану и следить за временем)

— На выполнение этой работы вам дается 10 минут.

Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности

Оцените Возьмите оценочные листы и оцените свою работу в группе по критериям (умение договариваться, в ходе опытов выявлять свойства полезных ископаемых)

ФИЗМИНУТКА (проводит ребенок)

Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).
Что же ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Гору обойдем (топают ногами),
Реку проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таб­лице о свойствах известняка представляют коллаж «Использование известняка» (коллаж прилагается) 2-ая группа записывает данные в таблицу.

(- Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода.

— Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

— проверьте свойства известняка (таблицу по слайду)

известняк легче или тяжелее воды

Мелкие частицы, скрепленные между собой.

Учащиеся 2-ой группы рассказывают по таб­лице о свойствах мрамора представляют коллаж «Использование мрамора» (коллаж прилагается).1-ая группа записывает данные в таблицу.

У: — Мы определили значения свойств:; цвет серый, белый, желтый, красный, черный, присутствует блеск; тяжелее воды; твердая горная порода.

У: — Из мрамора построены памятники культуры, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

— проверьте свойства мрамора (таблицу по слайду)

мрамор легче или тяжелее воды

твердость ( в сравнении с известняком)

Белый, серый, красный, черный.

Матовый, но хорошо полируется, блестит.

— Уважаемые ученные, вы прекрасно справились с данной работой. А теперь мы вместе определим свойства песка и глины

— Сегодня мы подробно познакомимся, пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины природным материалом, песком и глиной .

Ребята, а когда — то очень давно, глина в корне изменила жизнь древнего человека. Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду, так появилась посуда. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее.

Рассказ об образовании песка и глины в природе.

— Кто помнит, как образуются песок и глина?

— Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но, это не так.

Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно.

Это — высокая и низкая температура воздуха;

— Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

— И так мы видим, что Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания и Песок- это обломочная горная порода.

Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.

— Уважаемые ученые предлагаю приступить к практической части и с помощью опытов определим свойства песка и глины.

— У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.

# Определите какого цвета песок, глина

(Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

# Видите ли вы дно тарелки? (Нет) -Что можно сказать о прозрачности песка и глины?

# Рассмотрите под лупой, из чего состоит песок, глина

— Смочите образцы водой. Попытайтесь скатать шарик. Какая порода лучше сохраняет форму?

# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?

Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду, этот опыт сейчас вам продемонстрирую.

Учитель показывает опыт. (Вставим в стаканы воронки. Положим в них вату, а затем в 1добавим песок, а во 2 глину. Нальем в воронки воду. Что дольше удерживает воду?)

— Какой вывод можно сделать?

Подведем итог и проверим, какие свойства этих полезных ископаемых мы определили.

— Скажите, пожалуйста, что вы знаете об использовании песка?

-Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.

— Его используют в строительстве дорог. Люди придумали соревнования по строительству песочных замков.

песок – основной материал для получения стекла.

— Как люди догадались производить стекло? Оказывается 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы решили использовать каменную соду, но под воздействием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это смесь оказалась — стекло.

— Ребята, еще песок добавляют в глину при изготовлении посуды.

— Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.

Гончаров на Руси любили и ценили.

— Глина – это основной материал для изготовления кирпичей, ее используют в строительстве домов.

— Глину используют при производстве фарфора, фаянса.

-Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, вазы. Сервизы.

-Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.

— Некоторые виды глины считаются целебными и используют в косметологии. Из глины делают прекрасные статуэтки и сувениры.

— Издавна Россия славилась глиняными игрушками. Дымковские, Филимоновские, Каргопольские (Архангелькая облость) которые на ровне с матрешками стали символом нашей страны.

-Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий? (У: Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.)

Сегодня вы попробуете слепить любое изделие из глины, а на уроке труда вы их раскрасите. Выставка готовых работ.

Уважаемые ученые подведем итог нашего заседания. Предлагаю обратиться к поставленным задачам и проанализировать свою работу.

1.Определить свойства полезных ископаемых.

2. Узнать об использовании полезных ископаемых.

Все ли поставленные задачи мы выполнили? С заданием справились?

Рада за всех участников заседания. Предлагаю вам, заполните рефлексивный экран. Допишите предложения.

— Кто хочет поделиться своими достижениями?

Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Но для вас это пока будущее.

И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами с которыми вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный геолог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому.

– На память о нашем уроке-исследовании я хочу вручить вам удостоверение «Юных геологов».

1) Учебник стр.25задания №1,2, Т с6,7

2) Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом*.

источник

Источники:
  • http://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-na-tiemu-polieznyie-iskopaiemyie-3-klass.html
  • http://infourok.ru/urok-konspekt-prezentaciya-videomaterial-po-okruzhayuschemu-miru-klass-pnsh-po-teme-poleznie-iskopaemie-2434671.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/04/30/uchebno-metodicheskiy-komplekt-tehnologicheskaya-0
  • http://www.myshared.ru/slide/1003934
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/657998/
  • http://www.myshared.ru/slide/1003934
  • http://mir-olymp.ru/publication/konspekt-uroka-po-okruzhaiushchemu-miru-3-klass-pnsh-svoistva-poleznykh-iskopaem.html